Формы проявления девиантного поведения

Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм
характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-
нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное потребление алкоголя,
которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

На формирование алкоголизма влияют социальные, генетические, физиологические
(1 группа) и психологические (2 группа) факторы. Это наследственность, характер,
индивидуальные свойства личности, особенности окружающей среды, низкий уровень
материального положения и образования. Вторые всегда оказывают совокупное
воздействие на первые.

Алкоголизации подростков способствуют следующие факторы: алкогольное окружение
и связанные с ним устойчивые алкогольные традиции; характерологические особенности
(неустойчивые и эпилептоидные типы акцентуаций и психопатий); свойственная возрасту
склонность к подражанию и объединению со сверстниками, когда неформальная группа
становится главным регулятором поведения. Встречаются также врожденные
алкогольные синдромы, когда младенцы, испытывают физиологическую зависимость от
алкоголя в результате употребления матерью спиртных напитков во время беременности.

Причины: любопытство (какое влияние окажет на меня алкоголь?) - для недопущения
этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка
и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского;
вхождение в молодежную группу, целью деятельности которой является добывание и
системное распитие спиртных напитков, употребление наркотиков - в основном это
подростки с низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллективной
деятельности и развлечений, неуверенные в себе, пассивные. Для отвлечения всех этих
школьников от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в
деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались и
самоутверждались.

Наркомания и токсикомания. Токсикомания - это заболевание, вызванное
потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина,
полученного от крепкого чая - чифиря, вдыханием ПАВ (психотропно-активные вещества).
В состоянии «опьянения», кроме эйфории, возникают зрительные галлюцинации.

Под наркоманией понимают болезненные влечения, пристрастия к систематическому
употреблению наркотиков, которые приводят к тяжелым нарушениям психических
и физических функций.

Проституция. Под проституцией понимается систематическая деятельность по
оказанию сексуальных услуг за плату. Особенно опасно вовлечение в проституцию
несовершеннолетних. Основной причиной проституции среди девочек и мальчиков
подросткового возраста является их желание заработать, совмещенное со стремлением к
«красивой жизни», далее следуют причины социального характера, невысокий уровень
культуры, в том числе - сексуальной, распущенность и неблагополучие в семье.

Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного
уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального
неравенства. Общество должно воспитывать в женщине чувство женской гордости, давать
отпор хамству, грубости, воровству, пьянству, защищать женщину от агрессии и насилия.

Суицидальное поведение. Суицид - это намеренное лишение себя жизни или
попытка к самоубийству. Суицид - вид деструктивного саморазрушающего поведения, к
которому относятся пьянство, потребление наркотиков. Количество и уровень
самоубийств возрастает в периоды экономического кризиса и безработицы. Поток
информации, стрессы и суперстрессы, конфликты, низкий социальный статус - достаточно
частые явления, все это часто служит толчком к самоубийствам. В последнее время в
России увеличилось количество самоубийств: пик для молодежи-16-19 лет, старшего
поколения- 40-50 лет. Сегодня говорят о всплеске подросткового суицида. На первом
месте из проблем, характерных для подростков (до 70%), стоят отношения с родителями.
На втором - трудности со школой, на третьем - проблема взаимоотношений с друзьями.
Также распространены причины: потеря любимого человека или отвергнутое чувство
любви; уязвленное чувство собственного достоинства; злоупотребление алкоголем,
употребление наркотиков. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется
отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры.

Вопрос №16. Проблемы жестокого обращения с детьми.

В нашей стране долгое время скрывалась проблема жестокого обращения с детьми. Детям, пострадавшим от насилия, оказывалась только лечебная помощь. В последние годы общество не в состоянии отрицать и умалчивать эту проблему. Анализ случаев пострадавших детей показал, что дети, ставшие жертвой жестокого обращения, нуждаются не только в медицинской, но и психологической помощи.

Мнения большинства ученых сводятся к тому, что жестокое обращение с детьми включает в себя - физическое (в том числе сексуальное), психическое насилие и пренебрежение интересами ребенка.

Мы считаем, что под понятием жестокого обращения с детьми должно рассматриваться любое действие или бездействие, влекущее за собой вред здоровью (физическому, психическому или нравственному).

Наш материал включает случаи, в отношении которых было возбуждено уголовное дело и назначена судебно-медицинская экспертиза на предмет установления причиненного вреда здоровью. Отмечается тенденция к росту умышленных повреждений. Так, в 1987 году проведено 409 судебно-медицинских экспертиз в отношении пострадавших детей, в 1993 году - 630, а в 1996 году - уже 1056 экспертиз.

Во все исследуемые годы имеется преобладание легкого вреда здоровью (до 22%). Но наше внимание особенно привлекли случаи, когда не было обнаружено вреда здоровью. Это так называемые "несостоявшиеся" травмы, которые в общем числе травм не учтены, ибо не потребовали лечебной помощи. Эти случаи составляют до 55% от всех обращений и оказываются без наказания виновных.

Зарубежные авторы (Jeanneret et all, 1980) также указывают на эти "несостоявшиеся" травмы и сравнивают всю детскую травму с феноменом "айсберга". По их мнению, случаи, по поводу которых обращались к врачу или которые закончились смертью, составляют, видимую и самую малую часть проблемы. Существует еще большая, невидимая часть, к которой относятся повреждения, не потребовавшие медицинской помощи, и так называемые несостоявшиеся травмы. Авторы считают, что только изучение всего "айсберга" даст возможность разрешить проблему детского травматизма.

Обращает внимание, что в последние годы одно из ведущих мест занимают травмы, полученные в домашних условиях. Изучив обстоятельства получения бытовых травм детьми, мы пришли к выводу о том, что среди этого вида травматизма увеличивается число случаев травм, нанесенных, главным образом, близкими родственниками и, особенно, родителями, то есть людьми, с которыми дети общаются и которым доверяют. Так в 1994 году число травм, нанесенных родственниками, увеличилось по сравнению с 1988 годом в 2,5 раза, а в 1996 году наблюдалось увеличение числа травм уже в 4 раза. Жестокому обращению со стороны родителей подвергаются дети всех возрастных групп, не исключая детей первого года жизни, причем травмы, причиненные родственниками грудным детям регистрируются в 2 раза чаще, чем травмы нанесенные незнакомыми лицами. Чаще повреждения детям и подросткам наносили отцы. Так в 1996 году повреждения, причиненные отцами, регистрировались в 6 раз чаще повреждений, нанесенных матерями, при этом в 56% случаев отцы находились в нетрезвом состоянии. Несмотря на то, что матери причиняют повреждения реже, эти травмы отличаются особой жестокостью и тяжестью.

Наиболее социально-опасными из признанных форм насилия считаются половые преступления.

По данным мировой статистики, каждое десятое преступление против несовершеннолетних совершается лицами, состоящими в родстве. Однако, частота сообщений о них не превышает 1 - 2%, что объясняется особенностями данного рода преступлений. В младшей возрастной группе насилие малознакомыми не встречается вообще, а насилие родственниками в 6-8 раз чаще, чем в других возрастных группах, и в 2 - 3 раза чаще здесь насилие знакомыми, то есть тем, кому ребенок доверяет (А.В. Попова, 1998). В западной литературе данный род насилия носит название "насилие доверия" (D. Silverman et all, 1990).

По мере увеличения возраста доля обратившихся в связи с фактом насилия возрастает: среди 14 - 15 - летних - 34%, 16 - 17 - летних - 50%.

Жестокое обращение с детьми является одним из основных критериев выделения семьи в группу "крайнего социального риска".

Среди причин возникновения жестокого обращения с детьми можно выделить следующие:

безработица или низкая материальная обеспеченность;

алкоголизм одного или обоих родителей;

одиночество или распавшийся брак;

слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность;

озлобленность родителей или разочарованность в жизни;

физическое или психическое переутомление;

незрелость родителей;

эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;

отсутствие привязанности к ребенку;

чрезмерная требовательность;

рождение другого ребенка;

большое количество детей;

нежеланный ребенок (как повод и принуждение к заключению брака);

преждевременно родившийся в браке ребенок, дающий повод для размолвок и разрыва;

внебрачный ребенок как объект вымещения зла на его родителя;

ребенок с физическими и психическими недостатками, от которого хотят избавиться;

своеобразие поведения ребенка, вызывающее чрезмерную реакцию взрослых: своенравие, упрямство, протесты, нарочитый отказ выполнять режим (отказ от еды и т.д.), посещать детские учреждения, крики, воровство, ложь, лень, а также отрицательную реакцию взрослых вызывают недержание кала и мочи, рвота и т.д.

Большое значение в решении проблемы жестокого обращения с детьми имеет раннее и полное выявление детскими поликлиниками семей "крайнего социального риска" и информирование о них комиссий администраций района по делам несовершеннолетних, отделения милиции, психоневролога и наркологической службы района.

Проблема жестокого обращения с детьми не только и не столько медицинская, в большей степени это социальная проблема, которая может быть решена совместными усилиями вышеперечисленных структур на государственном уровне с привлечением квалифицированных специалистов, в том числе юристов. Вместе с тем, должны быть разработаны меры по профилактике этого явления, основанные на глубоком знании и анализе причин жестокого обращения с детьми. Одной из таких мер может послужить установление более строгих мер ответственности лиц, виновных в причинении вреда здоровью детям и подросткам, в частности усиление уголовного законодательства в отношении обидчиков. В действующем Уголовном кодексе РФ существует статья 245 за жестокое обращение с животными, однако статья, предусматривающая наказание за жестокое обращение с детьми, отсутствует.

Помимо существующих центров, оказывающих медицинскую и психологическую помощь, необходимо создать специальные центры правовой и социальной защиты детей и подростков, с которыми жестоко обращаются в семьях, образовательных учреждениях.


Вопрос №17. Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями.

Значимые составляющие индивидуального профилактического воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя:
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.
Социально-педагогическая концепция профилактики позволяет успешно преодолевать преобладавший на протяжении многих лет односторонний подход, рассматривавший личность только как продукт «воспитательного воздействия», а поэтому не учитывавший другие объективные факторы, например, социальные условия, оказывающие воздействие на личность.
Бесспорно, что процесс перевоспитания, как и в целом профилактика правонарушений, выступает, с одной стороны, как процесс приобщения личности к культуре — материальной, интеллектуальной и нравственной, а с другой — как процесс индивидуального развития, коррекции поведения личности. Научно-техническая революция и последствия ее в сфере социальной жизни привели к тому, что появилась возможность более эффективно управлять процессом перевоспитания личности. Это расширение сферы управляемого осуществляется:
— во-первых, за счет качественных изменений субъекта перевоспитания, так как воспитательно-профилактическое воздействие в настоящее время осуществляют не только педагоги, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, ной силы общественности, производственные коллективы, учреждения культуры, печать, радио, кино, телевидение;
— во-вторых, это происходит за счет углубления и расширения воспитательных и профилактических задач, поскольку общественное производство, социально-политическая и культурная жизнь активно способствуют эффективной организации всей системы профилактики правонарушений, в частности среди несовершеннолетних, с учетом изменяющихся условий, особенностей различных возрастных групп, их занятости.
Многие издержки, упущения в воспитании являются следствием того, что нет должной системы в области индивидуальной работы, организации воспитательно-профилактического процесса с конкретными правонарушителями. Важно при этом преодолеть ограниченное понимание самого индивидуального подхода, который нередко сводится к учету частных особенностей юношей и девушек, имеющих отклонения в поведении. «Индивидуальный подход, — писал А. С. Макаренко, — не означает возню с уединенной капризничающей личностью. Под флагом индивидуального подхода не следует протаскивать мещанское индивидуалистическое воспитание. Беспомощен тот педагог, который потворствует недостаткам ученика, слепо следует его капризу, подыгрывается и сюсюкает вместо того, чтобы воспитывать и переделывать его характер... Индивидуальный подход в том и заключается, чтобы применительно к его индивидуальным способностям и склонностям сообщить ему качество личности, определяемое общественным характером воспитания».
В практике индивидуального подхода, по мнению А. С. Макаренко, встречаются наиболее часто две ошибки: первая заключается в стремлении «остричь всех под одну гребенку», втиснуть человека в стандартный шаблон, воспитать узкую серию человеческих типов. Вторая — пассивное следование за каждым индивидуумом, безнадежная попытка справиться сразу со всеми при помощи разрозненной возни с каждым человеком в отдельности. Это — гипертрофия «индивидуального подхода».


Вопрос №18. Школа как социально-педагогическая система.

Школа, как и любое другое образовательное учреждение, — это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней сре­дой система.

Будучи составной единицей муниципального, регионально­го и федерального образовательного комплекса, школа входит в более широкие образовательные системы. В то же время она является частью всей социальной системы. Связь школ с внеш­ней средой двусторонняя.

Каждая школа (образовательное учреждение) испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и дру­гих воздействий. Она как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться к тем или иным измене­ниям или, напротив, активно влиять на окружающую ее сре­ду. В последнем случае она будет проявляться как адаптив­ная и адаптирующая система.

Вместе с тем школа как система имеет свою внутреннюю сре­ду. Это системы взаимодействия, например: учащиеся — уча­щиеся, учителя — учащиеся, учителя — родители и т. д. Кроме того, это система взаимодействия, определяющегося направлен­ностью целей и задач обучения, воспитания, развития, с одной стороны, и, с другой — адекватным содержанием образования, формами, методами и средствами.

Под механизмом социального развития личности мы пони­маем те условия, факторы, средства, которые создает педагог и которые оказывают влияние на сознание, чувства, поведение человека, закрепляют в нем положительные (нравствен­ные) мотивы поведения.

К создаваемым условиям мы относим необходимые внешние условия социального развития личности, которые способству­ют приобретению личностью способности адаптироваться к нормам социального поведения, приучают к регуляции своих действий в соответствии с этими нормами. Это возможно лишь в случае, когда в созданных условиях реализуются потребно­сти самого ученика. Только при таком подходе вероятно фор­мирование единства сознания, чувств и поведения в соответ­ствии с целями воспитания.

Достаточным условием социального развития личности является ее способность к переводу внешних ценностей ориен­тации (нравственных норм) во внутренние детерминанты: ус­тановки, привычки, действия, поведение.

В первом случае создание необходимых условий является профессиональной деятельностью воспитателя, во втором — самого воспитанника, т. е. процессом самовоспитания. При этом внешний фактор не становится движущей силой в са­мовоспитании, если между педагогом и учеником нет связующего звена. Таким связующим звеном является меха­низм перевода целей воспитания в цели деятельности уче­ника — мотивация деятельности личности, т. е. желание самой личности к активной разносторонней деятельности, к достижению результата, запланированного педагогом в це­лях воспитания.

Исходя из такого подхода, рассмотрим два аспекта деятель­ности педагога. Первый — использование необходимых способов (механизмов) влияния на сознание, чувства и поведение ребенка; второй — способы мотивации личности, побуждающие ее к деятельности, в которой и развивается личность в социаль­но-общественном плане.

Накопление знаний о нравственных нормах, культуре поведения и их осознание происходит прежде всего через со­держание воспитания и познавательной информации, которые составляют основу учебно-воспитательного (педагогичес­кого) процесса, назначение которого заключается в объяснении ученику того, что есть мир вокруг него и что есть он сам в этом мире. Человеку надо сформировать в себе нрав­ственную позицию в жизни, и помогает ему в этом прежде всего содержание педагогического процесса. В содержание; воспитания включаются цели воспитания, знания, умения,; навыки, культура доведения, конкретная предметная деятельность, в которой ученик приобретает опыт социального поведения в соответствии с нравственными нормами. Социализация личности происходит успешно в том случае, если; познавательные и духовные потребности ученика находят, свое удовлетворение в содержании педагогического процесса, т. е. сам ученик получает возможность найти ответы на вопросы жизни, идущие из глубины природы: Что есть мир? Что есть я в этом мире?

Большую роль в формировании личности имеет логика передачи и усвоения знаний и информации. Если в логике процесса допускается вариативность точек зрения, основанных на объективности, аргументах, доказательности, то отношение к свободе мысли, слова, убеждению формируется естественным путем, без авторитарного навязывания одной единственно верной позиции. Через столкновение мыслей, взглядов, чувств, через проживание тех или иных ситуаций в жизни человек приходит к выбору собственной позиции. Мы хотим, чтобы это была духовно-нравственная позиция. Она включает в себя такие категории, как честь, достоинство, патриотизм, гуманность, милосердие, товарищество и другие, по которым и происходит формирование своего «Я». Доминирующими свойствами личности в социальном, развитии при таком подходе являются ее ответственность и самостоятельность.

Становлению личности способствует четкая организация занятий с учащимися. Она приучает ученика к рациональному использованию своего рабочего времени, своевременной подго­товке к работе, установлению оптимального алгоритма соб­ственной деятельности, разумному сочетанию работы и отды­ха, экономии собственной энергии. Ученик как бы впитывает в себя хорошую организацию (равно как и плохую) и старается так же организовать свою работу не только в школе, но и дома. особенно важно заложить правильное отношение к хорошей организации труда в начальной школе.

Одним из факторов социального развития личности являет­ся методика урочных и внеурочных занятий с детьми. Ее на­значение — обеспечить активную познавательную деятель­ность каждого ученика. Только в деятельности происходит перевод внешних ценностных ориентации во внутренние де­терминанты, т. е. установки ученика. Организация педагогом самостоятельной деятельности учащихся достигается сочета­нием индивидуальной, парной и групповой работы, в которой ученик постоянно получает помощь в своей работе. «Помоги мне это сделать самому» — основной принцип методики заня­тий с детьми.

Любое занятие в школе является или групповым, или кол­лективным, т. е. выступает как форма коллективного взаимо­действия и взаимоотношений. Характер таких взаимоотноше­ний, их дух, гуманность, этика способствуют формированию отношений человек — коллектив, коллектив — человек, че­ловек — человек. Поэтому мы рассматриваем учебное заня­тие как форму развития коллективных взаимоотношений, в которых моделируются будущие взаимоотношения человека в обществе.

При всех отмеченных выше факторах ведущим является учитель. Его личностные качества служат примером для под­ражания, формирования тех или иных привычек у учащих­ся, присущих учителю. Но главное для педагога состоит в умении создать вышеназванные условия, в которых формиру­ется нравственная позиция личности.

И, наконец, мы отметим воспитательную среду в школе как важнейший фактор влияния на развитие личности в социаль­ном плане. Общий стиль взаимоотношений в школе, и в том числе чистота, порядок, уют, эстетика оформления, защищен­ность учителя и ученика, демократический образ жизни, учеб­но-трудовая дисциплина — все это оказывает влияние на фор­мирование нравственных отношений в жизни. Воспитательная среда школы создается совместно учителями, учащимися и их родителями.

Каковы же способы мотивации деятельности учащихся? Их использование нацелено на достижение собственного результат та (самореализации) при обязательной саморегуляции, что в конечном итоге обеспечивает самовоспитание школьника.

Наука и практика выработали следующие способы мотива­ции деятельности ученика: четкая постановка цели деятельно­сти ученика и ее принятие им; представление об объеме, спосо­бах, времени выполняемой работы, что дает возможность как бы «увидеть» весь процесс от начала до конца и сформировать, опираясь на свои возможности, собственную установку на темп, ритм; помощь в деятельности ученику, внимание к его работе,; что подчеркивает значимость деятельности, ее необходимость и полезность; опора на положительное в ученике, что поддер­живает его уверенность в достижении результата; доверие, вера в успех деятельности ученика, его самостоятельность; создание ситуации успеха, т.е. разработка такого задания и такой мето­дики, при которой ученик обязательно справится с работой; пер­спектива личного роста, личный интерес, заключающийся в получении новых знаний, умений, навыков, что повышает социальный статус ученика в коллективе; постоянная рефлексия, т. е. осознание значимости деятельности для себя и социального окружения, сочетание оценки и самооценки: «я и коллек­тив», «коллектив и я»; создание обстановки, которая распола­гает ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции; четкая организация занятий: включение ученика в деятельность «без раскачки», «охлаждения», создание необходимых условий до начала «работы»; включение всех учащихся в активную деятельность, сочетание индивидуальной и групповой работы, взаимопомощь; доступность учебно-познавательного материала, его понимание; гуманная система взаимоотношений учитель — ученик, ученик — ученик при сочетании требо­вательности и уважения к личности, положительных эмоций в общении.

Таким образом, соединение внешних влияний с внутренней работой мысли и души через мотивацию деятельности ученика становится фактором его социального развития.


Вопрос №19. Социально-педагогические технологии деятельности образовательных учреждений.

Стили управления трудовым коллективом

Стиль управления - это способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных, один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.

Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

- директивный стиль (авторитарный);

- демократический стиль (коллегиальный);

- либеральный стиль (попустительский или анархический).

Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость.

Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.

При авторитарном стиле управления руководитель пользуется в основном собственным опытом, апеллируя лишь к собственным знаниям, при этом полностью или частично игнорируя мнение подчиненных и их личные цели и интересы. Здесь чаще всего работает старый принцип «кнута и пряника»: выполнение работы обеспечивается путем исключительно взысканий или, наоборот, вознаграждений. Авторитарный руководитель не старается разъяснить сотрудникам те выгоды, какие ожидают компанию, а также их самих, в случае выполнения ими своих обязанностей. Однако не следует думать, что авторитарный стиль по природе своей порочен и не может быть использован с выгодой для компании или тех ее подразделений, где он применяется. На начальном этапе формирования организации, когда у работников отсутствуют необходимые навыки и отчетливое видение целей организации, он может оказаться весьма полезным. Впрочем, этой ситуацией практически и должно быть ограничено применение авторитарного стиля. Его основной недостаток заключается в том, что он способствует уменьшению творческой инициативы подчиненных, ухудшает социально-психологический климат, приводит к текучести кадров. Хрестоматийным для менеджмента является пример компании Генри Форда. Распространяемое в ней руководством представление о сотруднике как о «винтике машины», который всегда можно заменить на другой, в 20-х ХХ века привело к невероятной текучести кадров и падению уровня профессионализма персонала.

Демократический стиль управления зиждется на сочетании принципа единоначалия с активным участием подчиненных в управлении, организации и контроле над всей деятельностью предприятия. Демократичный руководитель старается сформировать у персонала командный дух. Такой начальник обычно хорошо осведомлен о личных качествах, навыках работы, талантах и наклонностях каждого из сотрудников; решения он принимает, исходя из этой информации. При этом обязательно учитывается и мнение коллектива по поводу той или иной инициативы. Демократический стиль наиболее эффективен в деле построения командных взаимоотношений, он создает дружескую атмосферу не только между начальником и подчиненными, но и между всеми сотрудниками, что и позволяет добиваться лучших результатов. Демократический стиль предполагает применение методов убеждения и «мягкого» принуждения: каждый работник может четко сформулировать свои личные цели - и в то же время это не препятствует эффективному взаимодействию руководителя и подчиненных.

Однако и у этого стиля управления есть несколько минусов: на обсуждение проблемы тратится значительно больше времени; работа коллектива будет успешной, только если начальник обладает недюжинным талантом говорить с людьми и убеждать их.

Вот почему на предприятиях чаще используется не сам демократический стиль, а его разновидность, получившая название кооперативного. Он сводится к следующим основным моментам:

- взаимовлияние руководителя и сотрудников путем отказа руководителя от части своих компетенций по принятию решений и передачи их подчиненным;

- распределение функций и ролей с учетом компетентности членов группы (общая задача разделяется на несколько частных, каждой из которых занимается конкретный сотрудник);

- обмен информацией происходит не только между начальником и подчиненным, но и между коллегами; никаких секретов друг от друга у сотрудников, как правило, нет;

- конфликты решаются путем переговоров и компромиссов, односторонние авторитарные решения отсутствуют;

- пристальное внимание руководителя к деятельности членов коллектива служит залогом их удовлетворенности своим трудом и пребыванием в коллективе;

- руководитель делает особый акцент на реализацию личных и профессиональных интересов членов организации;

- доверие выступает необходимой базой сотрудничества и является непременным условием работы;

- приоритетом является развитие персонала и всей организации, процесс обучения и повышения квалификации персонала строится с учетом потребностей организации и интересов сотрудников и направлен на укрепление их личной заинтересованности в результатах своего труда.

Стиль кооперации является в настоящее время наиболее распространенным в большинстве западных компаний. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Индивидуально-ситуативный. Выстраивание управленческого поведения и индивидуально-ситуативного стиля руководителя зависит от социальных требований и адекватности реакций на окружающие факторы.

Можно утверждать, что именно индивидуально-ситуативный стиль управления отражает индивидуальность, присущую любому руководителю при решении сложной управленческой проблемы, а потому максимально адаптирован к таким проблемам.

Индивидуально-ситуативный стиль предполагает использование позитивных ориентиров деятельности руководителя. Это расширяет возможности использования системного подхода и выводит руководителя на новый уровень личностного развития и его профессиональной деятельности.

Позитивные ориентиры представляют собой систему ценностей, состоящих из потребностей и профессионализма деятельности руководителя. Ценностью для человека становится то, что его влечет, обогащает материально и духовно. Конкретное воплощение идеала в социальном бытии означает прекращение его существования как ценности. Социальные идеалы, существующие как интериоризированные нормы, регулирующие поведение человека, есть его субъективные установки, внутренняя система ценностей.

Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, уклоняется от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и другие факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства.

Изучение литературы по практике руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.

Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат).

Причинами разделения стилей руководства являются личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры -- и мужчины, и женщины -- не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: