Специализация по профилю деятельности

Профессия соц. педагог имеет ряд специализаций, которые определяются в зависимости от регионально-этнических и личностных особенностей человека.

- соц. педагог по работе с семьей,

- соц. педагог руководитель детских объединений и организаций,

- соц. педагог - валеолог,

- соц. педагог - дефектолог,

- соц. педагог - эколог,

- соц. педагог организатор культурно - досуговой деятельности,

- соц. педагог организатор физкультурно-оздоровит. деятельности.

Специализация в зависимости от категории людей:

- соц. педагог по работе с подростками, с инвалидами, с сиротами, с беженцами,- соц. педагог геронтолог.

Специализация в зависимости от места работы:

- школьный соц. педагог,

- соц. педагог дополнительного образования,

- соц. педагог в детском саду.

- социальные (организуют добровольные объединения, жизнедеятельность коллективов, регулирующие людей в процессе взаимодействия, социальных отношений)

- религиозные (регламентируют отношения людей с представителями религиозных структур (служителей церкви))

- воспроизводства (институты брака и семьи)


Вопрос №4. Понятие о социальной педагогике как науке.

Социальная педагогика – относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой специальностью.
На протяжении всего времени существования этих профессий ведутся споры о том, нужно ли было выделять социальную педагогику в отдельную науку, отделяя этим ее от социальной работы. Если это действительно самостоятельная наука, то она дополняет или противоречит практике социальной работы.
По утверждению ученых, социальная педагогика – это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» (А.В. Мудрик). По мнению В.Д. Семенова, «социальная педагогика, или педагогикам среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания».
Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах. Социальная педагогика является основой для отраслей педагогики, которые представляют отрасли социальной педагогики: дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику профессионального образования, воспитания в закрытых учреждениях, детских и юношеских организациях, педагогику клубной работы, педагогику среды, военную педагогику, производственную педагогику, педагогику временных объединений, педагогику социальной работы. Каждое из этих направлений социальной педагогики имеют свои особенности, свои методы и может рассматриваться как самостоятельное направление.
Социальная педагогика вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической социальной психологией, психологией управления. Она включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе. Поэтому в условиях кризисного состояния общества она выступает ведущей отраслью знаний. Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т.е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.
В современных условиях социальная педагогика – это самостоятельный раздел педагогики, где сложилась особая методика социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию.
Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.

История формирования социальной педагогики

Время возникновения социальной педагогики (рубеж ХIХ – ХХ вв.) в значительной степени условно. Обычно ее создание связывают с Паулем Наторпом, считавшим главными задачами педагогики выявление тех социальных условий, которые наиболее благоприятны для воспитания человека. Наторп понимает воспитание как преимущественно воспитание воли. Воля в ее общей форме – в форме активности или деятельного направления сознания, являющаяся как бы центром психической жизни.
Однако еще древнегреческие мыслители Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель отмечали тесную зависимость воспитания от политики государства. Французские материалисты 18 века подчеркивали значение воспитания для социальных преобразований, а социалисты-утописты не только теоретически обосновали эту мысль, но и совершили первый в истории социально-педагогический эксперимент. На тесную зависимость воспитания от социальных интересов правящих классов указывали и русские революционные демократы.
Социальная педагогика возникла в противовес тем существовавшим в педагогике тенденциям, сторонники которых утверждали независимость воспитания от политики и жизни общества (Ж.Ж. Руссо, Г. Спенсер, С. Холл, Л. Толстой и др.). Несмотря на существование различия в их концепциях, общим для всех является утверждение о том, что воспитание определяется психологическими особенностями развивающегося ребенка и не должно зависеть от политики или идеологии каких либо классов. Наиболее четко эти идеи высказывались представителями экспериментальной педагогики (Мейман, В. Лай и А.П. Нечаев).
Научное представление о социальной природе и социальной функции воспитания было дано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Классики марксизма показали общественную детерминированность воспитания и отвергли утопические претензии на разрешение всех социальных противоречий с его помощью. В тоже время они подвергли глубокой критике представление о том, что духовный мир человека – пассивный обстоятельств жизни. Преобразуя своей деятельностью природу и общество, человек преобразует и свою психику. Воспитание становится великой силой, если оно направлено на решение задач, поставленных самой жизнью, ходом истории.
Советская педагогика в первые же послеоктябрьские годы разрабатывалась в тесной связей с марксистской социологией. Тем не менее, научное соотношение между педагогикой и социологией было найдено не сразу. В период становления советской педагогики боролись крайние точки зрения. В.Н. Шульгин и М.В. Крупенина пытались свести педагогику к социологии и политике, сторонники «свободного воспитания» совсем игнорировали их связь и выводили закономерности воспитания из психологии ребенка. И та и другая точка зрения были подвергнуты резкой критике.
Советские педагоги четко различают воспитание как специально организованную деятельность и социальной формирование личности, происходящее под воздействием всей жизни. Марксистская педагогика считает, что нет такой области образования и воспитания, которая не была так или иначе связана с жизнью общества и что по этому вся педагогика социальна. Вот почему создание социальной педагогики как особой отрасли педагогической науки не правомерно. В то же время имеются пограничные области знания между педагогикой и социологией, которые изучаются специальными отраслями педагогической науки – сравнительной педагогикой, социология и воспитание, педагогической социологии и экономико-народного образования.


Основные категории и понятия социальной педагогики

Рассмотрим более основательно существо терминов и понятий социальной педагогики. Прежде всего, надо определить, что такое социальная среда. Это, во-первых, широкая социальная действительность, общество, государство и, во-вторых, среда, которая непосредственно окружает личность, влияет на ее формирование.
Социальное воспитание – понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, это поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком. Это помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятых правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений.
Понятие «социальное воспитание» означает процесс помогающий человеку совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях. Процесс социального воспитания происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. Основными очагами социального воспитания ребенка (подростка) являются семья, школа, среда «улица». Распространенной формой социального воспитания взрослых являются семейные клубы. Чаще их организовывают энтузиасты, увлеченные одним делом, спортом, искусством, идеей закаливания и т. д.
Термин «социальная работа» означает профессиональную деятельность по оказанию помощи человеку, группе, с тем, чтобы улучшить их социальное положение.
«Социально-педагогическая деятельность» – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика – «наука о воспитательном влиянии социальной среды».
Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.
Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества) следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.
Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных и частных учреждениях. Эта система социального воспитания, существующая в современных условиях, затрагивает вопросы теории и методики социальной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.
Социальная педагогика – не новый раздел в педагогики, а сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского воспитания, поэтому прежде чем рассмотреть практику современного социального воспитания, следует обратиться к истории семейного воспитания, к отечественным историческим и литературным памятникам воспитания в семье, заботы государства о детях-сиротах и вдовах, к памятникам народной педагогики, воспитании христианина, к истории общественного воспитания, благотворительности.


Вопрос №5. Методы социально педагогического исследования.

Социально-педагогическое исследование — это специально организованный процесс познания, в котором происходит выработка теоретических систематизированных знаний о сущности социальной педагогики, ее содержании методах и формах деятельности социального педагога (М.А. Галагузова).

В.И. Загвязинский выделяет пять таких источников:

1. Общечеловеческие гуманистические идеалы, отраженные в так называемом социальном заказе общества.

2. Достижения всего комплекса наук о человеке: психологии, педагогики, валеологии (это наука о здоровом образе жизни), философии, социологии.

3. Теоретические концепции и отечественный и зарубежный опыт.

4. Педагогический потенциал окружающей ребенка социальной среды (семьи, школы, учреждений культуры и т. д.).

5. Творческий потенциал работников социальной сферы (социальных педагогов, работников, психологов и т. д.).

Основные задачи исследования в области социальной педагогики (М.А. Галагузова):

1. Теоретические проблемы социальной педагогики. К ним относятся уточнение предмета и объекта исследования науки, разработка ее понятийно-категориального аппарата на основе изучения становления социальной педагогики за рубежом и в истории отечественной культуры, выявление принципов и методов исследования науки.

2. Проблемы социально-педагогической деятельности. Это исследование содержания, методов и средств, используемых в деятельности социального педагога, взаимосвязь социальной педагогики с социальной работой, специальной и коррекционной педагогикой; разработка технологий деятельности социального педагога с различными группами детей и в различных социально-педагогических учреждениях.

3. Проблемы профессиональной подготовки социальных педагогов. Это разработка концепции подготовки социальных педагогов, уточнение стандартов их профессиональной подготовки, разработка комплекса учебных пособий, разработка содержания, форм и методов семинарских, практических занятий и т. д.

Рассмотрим содержание методологических принципов, которые, с позиций социокультурных оснований исследуемого процесса, направлены на раскрытие соответствующих сфер социальной практики.

Принцип парадигматической эволюции. Социально-педагогическое исследование, как и каждое научное исследование, строится на основе существующих парадигм и моделей. Парадигма (греч. paradeigma — пример, образец) — "исходная концептуальная схема, меняющаяся со временем и характерна для определенного этапа в развитии науки модель постановки проблем и их решения".

Принцип природосообразности и культуросообразности (Ф.А.В. Дистервег), согласно которому процесс социально-педагогических исследований предполагает учет индивидуальных и психических особенностей испытуемых, а также условий, которые создаются в ходе исследования. Принцип природосообразности, согласно утверждениям Ф.А.В. Дистервега, выступает в единстве с принципом культуросообразности. Это обусловлено тем, что состояние культуры выступает в качестве основы, на которой развивается новое поколение социальных педагогов.

Принцип диалога, который рассматривается в широком смысле как перекличка культур разных поколений, как соотнесенность опыта субъектов общения на основании аналогии социокультурных традиций.

Принцип диалога является одним из ведущих в содержании методики социально-педагогического исследования и предполагает интерактивное взаимодействие участников исследовательского процесса. Результативность диалога зависит от совместных ценностно-ориентационных установок, определения проблем, доступных и личностно значимых для субъектов диалога, от степени самореализации.

Принцип образно-символической интерпретации социокультурных явлений связан с семиотичностью культуры, представляющей любые явления исследуемой реальности как знаки и знаковое поведение. В содержание принципа входят знаки как материальные объекты, с помощью которых осуществляется оценка И передача информации в процессе коммуникации, и символы, отличающиеся от знака тем, что смысл символа не подразумевает непосредственного указания означаемый объект.

Принцип образно-символической интерпретации ориентирует на рассмотрение социально-педагогического процесса как знаковой системы с точки зрения выражения смыслов, обеспечения коммуникации, побуждения к действию и эмоционального воздействия.

Программа социально-педагогических исследований включает следующие этапы:

- анализ существующей литературы и библиографический поиск изданий по теме исследования;

- формулировку проблемы исследования, при этом проблема определяется как расхождение между реальным положением дел в сфере воспитания и социальными необходимостями в обществе;

- обоснование актуальности постановки проблемы;

- основные направления решения проблемы и ожидаемые результаты с точки зрения решения проблемы;

- пилотажное исследование с целью проверки инструментов исследования на малой выборке;

- проведение исследования и анализ его результатов.

Метод (от греч. metodos — путь, способ исследования) — ведущее средство получения нового знания, инструмент открытия объективных закономерностей окружающей действительности.

Условно методы можно разделить на методы исследования социально-педагогической реальности и методы ее преобразования (СВ. Тетерский). Имеет право на существование и классификация, предложенная Ф.А. Мустаевой: методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи.

Под методами исследования понимают способы решения исследовательских задач.

Методика исследования — это совокупность методов, приемов, специальных заданий целесообразной организации научного исследования.

Методы объективны и субъективны одновременно: они объективны, так как позволяют отразить окружающую действительность, измерить ее и исследовать во всех совокупностях; в то же время методы субъективны, так как они являются орудием мышления конкретного исследователя.

Принято деление методов исследования на теоретические и эмпирические.

К теоретическим методам исследования относятся методы теоретического анализа, синтеза, моделирования. Роль теоретического анализа и синтеза в процессе познания чрезвычайно важна, без всеобъемлющего анализа, а также без умения объединять в законченное единство все многообразие явлений и процессов объективного мира нет и не может быть ни-какого познания.

Анализ — это метод познания, содержанием которого является процесс мысленного расчленения на части предмета исследования, выявления свойств внутренних и внешних связей как изучаемого предмета, так и его частей.

Синтез — это мысленное соединение выделенных путем анализа частей, сторон, свойств предмета исследования в некоторое новое мысленное образование, которое отражает существо изучаемого явления, причем целостная система как результат синтеза служит основой для дальнейшего познания предмета изучения. Однако синтез — это не простое суммирование, а смысловое соединение. Если просто соединить явления, между ними не возникает системы связей, а образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей.

Моделирование — это метод создания и исследования моделей. Главным преимуществом моделирования является целостность представления информации об изучаемом явлении или процессе. В зависимости от целей исследования модели классифицируются по разнообразным принципам.

Наиболее общие из них следующие:

- по целям использования их в процессе познания;

- по способу воспроизведения в них информации об оригинале;

- по степени участия человека в их создании.

Модели подразделяются на три большие группы: эвристические и дидактические; знаковые и вещественно-технические; естественные и искусственные.

В процессе познания модели служат средством объяснения некоторых явлений или интерпретации теории, а также целям проверки теорий на предмет их истинности. Большое значение в социально-педагогических исследованиях приобретает предсказательная (эвристическая) функция модели.

К эмпирическим методам исследования относятся методы наблюдения, опроса, тестирования, эксперимента, социального проектирования.

Наблюдение — активная форма чувственного познания, имеющая целью накопление фактов, образование первоначальных представлений об объектах окружающего мира.

По регулярности проведения наблюдение может быть:

а) систематическое. Характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного времени; позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. Область применения систематического наблюдения — от поискового до экспериментального исследования психолого-педагогического процесса или объекта;

б) случайное. Наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, психолого-педагогической ситуации.

По месту наблюдение может быть:

а) полевое. Производится в естественной обстановке, реальной жизненной ситуации, при непосредственном контакте с изучаемым объектом;

б) лабораторное. Вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяется педагогом. Основное достоинство — максимальная, по сравнению с другими видами наблюдения, возможность выявить все факторы ситуации и установить связь между ними.

По степени формализации наблюдение может быть:

а) контролируемое (структурированное). Вид наблюдения, при котором заранее определяется, какие из элементов (на них сосредотачивается внимание) изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для педагога, а также формируется специальный план записи наблюдений до начала сбора информации;

б) неконтролируемое (неструктурированное). В этом случае наблюдатель не определяет заранее, какие элементы процесса он будет изучать.

По степени участия наблюдателя в исследовании ситуации, наблюдение подразделяется на следующие виды:

а) включенное. Вид наблюдения, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Включенное наблюдение — это наблюдение изнутри, когда исследователь на время наблюдения становится членом того или иного объединения. В таких условиях наблюдение помогает исследователю глубже разобраться в изучаемой проблеме;

б) не включённое. Исследователь находится вне изучаемого объекта или явления. Не включённое наблюдение — это восприятие какого-либо явления со стороны.

Наблюдение также может быть лонгитюдное (продольное), когда, например, изучаются условия развития ребенка в семье с 1 по 11 класс (т. е. наблюдение ведется на протяжении дли-тельного времени, в данном случае — 10 лет); ретроспективное (обращенное к прошлому), когда изучаются биографические данные ученика и его родителей.

Наблюдение может быть организовано с трех позиций:

— с нейтральной (присутствует сторонний наблюдатель, например, студент, приглашенный на урок опытного педагога);

— с позиции руководителя (когда студент сам ведет урок в ходе прохождения педагогической практики);

— с включением исследователя в реальную деятельность (студент участвует в принятии решения совместно с учителями на педагогическом совете).

Метод интервью основан на том, что исследователь задает тему для выяснения точки зрения испытуемого по изучаемому вопросу.

Социометрический опрос — это измерение социальных отношений. Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами группы и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в ней, определить социометрический индекс личности. Однако с помощью социометрического метода только фиксируются имеющиеся отношения в коллективе, но не объясняются; кроме того, при оценке даются не только имеющиеся, но и желаемые отношения.

Тестирование — целенаправленное исследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно изучать характеристики личности и педагогических явлений и процессов. Метод тестирования используется в науке чаще всего как метод диагностики испытуемых.

Существуют различные виды тестов: тест напоминания, тест дополнения, альтернативный тест, выборочный, тест сличения, комбинированный тест и др.

Наряду с очевидными преимуществами тестирование имеет и ряд недостатков:

- относительная трудность создания хорошего теста, проверенного опытным путем, имеющего устойчивый коэффициент надежности;

- причиной неправильного ответа на предложенное задание в ходе тестирования может быть не только недостаток необходимых знаний, но и неверное понимание задания испытуемым;

- не всегда можно выяснить, как испытуемый нашел ответ: путем логических рассуждений или случайно.

Изучение документов и продуктов деятельности школьников — обязательная составляющая социально-педагогического исследования. Следует помнить, что документы в зависимости от статуса классифицируется на официальные, исходящие от тех или иных органов власти, государственных и общественных учреждений и неофициальные (личные карточки, анкеты, заявления, жалобы), а также документы, составленные отдельными работниками, — отчеты, описания, статистические обобщения.

При анализе документов исследователю следует:

- различать описание событий и их оценку;

- выяснить (особенно при разрешении конфликтных ситуаций) намерения составителей документа;

- уяснить общую обстановку, в которой составлялся документ (располагала к объективности или способствовала искажению информации);

- помнить, что первичные документы более надежны, чем вторичные; официальные — более надежны, чем неофициальные; личные — более надежны, чем безличные.

Экспериментом (от лат. experimentum — проба, опыт) в науке называется метод исследования, предполагающий воспроизведение и изменение процесса или явления с целью его изучения в благоприятных условиях.

Изменяя условия, в которых функционирует изучаемое явление или процесс, экспериментатор получает возможность проследить развитие отдельных сторон и связей явления и зафиксировать полученные результаты. Эксперимент служит проверке гипотезы и уточнению отдельных выводов, а как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.

Эксперимент позволяет установить или уточнить, научные факты, которые могут быть объяснены и обобщены с позиций научных теорий или же выступить основой для новых гипотез и теорий. В отличие от других методов исследования, только регистрирующих уже существующие явления и процессы, эксперимент их преобразует.

В зависимости от цели различают: констатирующий эксперимент, при котором изучаются уже существующие явления и процессы; проверочный, или уточняющий эксперимент, при котором проверяется гипотеза исследования; преобразующий, или формирующий эксперимент, в процессе которого создаются новые педагогические явления.

Различают три формы проведения эксперимента: мысленный, естественный и лабораторный. Мысленный эксперимент представляет собой воспроизведение опытных действий и операций в уме. Многократно проигрывая их, исследователь обнаруживает условия, при которых его работа будет осуществлена оптимально.

Естественный эксперимент представляет собой научно организованную проверку выдвинутой гипотезы без нарушения педагогического процесса. Такой тип эксперимента избирается исследователем, когда необходимо проверить гипотезу в реальных условиях целостного педагогического процесса; более того, его ход и результат не будет иметь негативных последствий для его участников.

Лабораторный эксперимент предполагает создание специальных условий для проверки авторских предположений, обеспечивает тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с применением специальной аппаратуры), точное измерение исследуемого явления.

В технике проведения эксперимента чаще всего выделяют две группы испытуемых. Одна получает статус экспериментальной, другая — контрольной. В первой группе реализуется новое решение, во второй исследовательские задачи решаются традиционно. Экспериментатор получает возможность сопоставить два результата, доказывающих или опровергающих его гипотезу.


Вопрос №6. Понятие личности и ее развитие.

Понятие личность включает в себя только социальные свойства и качества человека, к которым, как показано выше, относятся речь, сознание, различные привычки и т.д. и которые делают его общест­венным существом. Биологическая характеристика человека в данное понятие не входит. Вот почему в философии отмечается, что сущность личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее аб­страктная физическая природа как таковая, а ее социальное качест­во. Свойство быть личностью связано не с физическим бытием че­ловека, а с его общественными качествами. Это позволяет сделать вывод: понятие «личность» характеризует общественную сущность че­ловека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, ко­торые он вырабатывает у себя прижизненно.

Так как личностные качества формируются прижизненно, то вполне понятно, что у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других – слабее.

Психолог С.Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей со­знательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.

Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших харак­теристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность.

Существенной характеристикой личностности человека является также ее общественная активность и принципиальность, проч­ность нравственных взглядов и убеждений. Сюда, в частности, относится активность в труде, в отстаивании своих идеологических и моральных принципов и т.д.

Выделяя критерии личностности, В.П. Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. С этой точки зрения не является личностью младенец, который не достиг определенного психического развития, а также психически боль­ной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении.

Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогрес­са, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творчес­кий характер. В этом смысле характеристика понятий человек и лич­ность дополняется понятием индивидуальность.

Индивидуальность характеризует непохожесть и отличие одно­го человека от другого, одной личности от другой. Индивидуаль­ность, как правило, выделяется особыми чертами характера и тем­перамента (например, уравновешенно-волевой и целеустремлен­ный человек), своеобразием творческой деятельности и способнос­тей. Так, рабочий может отличаться от своих собратьев по труду особой старательностью, рационализаторским подходом к делу. В такой же мере индивидуальность учителя может выражаться в его глубокой эрудиции, широте педагогических взглядов, особой мане­ре подхода к детям, творческом устремлении, характеризующем учебно-воспитательную работу, и т.д. Иначе говоря, понятие индиви­дуальность включает в себя то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красо­ту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятель­ности и поведения.

Для полноты характеристики человека как общественного суще­ства нельзя обойти также понятие индивид. Слово это латинского происхождения и в переводе на русский язык означает единичность. Как понятие оно обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам.

Такова сущность понятия личность и связанных с ним родствен­ных научных категорий. Но поскольку, как показано выше, личност­ные качества развиваются и формируются прижизненно, для педа­гогики важное значение имеет раскрытие понятий развитие и фор­мирование.

Развитие прежде всего означает процесс количественных измене­ний в свойствах и качествах человека. Родившись, он растет физичес­ки, отмечается увеличение его отдельных органов и систем. У него появляется речь, обогащается его словарный запас. Он овладевает множеством социально-бытовых и моральных умений, трудовых на­выков и привычек. Все это необходимо иметь в виду, когда речь идет о развитии личности и человека.

Однако главными в развитии человека являются изменения ка­чественные. Так, обогащение речевой деятельности влечет за собой повышение и совершенствование познавательных способ­ностей человека, развитие логического мышления и памяти. Раз­розненные мнения и взгляды на жизнь постепенно приобретают определенную систему и способствуют формированию мировоз­зрения. Реактивные формы поведения все более и более уступают место активно-преобразующей деятельности. Повышается спо­собность к самостоятельности и управлению собственным поведением. Все эти – количественные и качественные – изменения и характеризуют процесс развития человека. Значит, под развити­ем следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменении, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и пси­хики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обо­гащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.

Формирование же выступает как результат развития личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать – значит «придавать форму чему-ни­будь... устойчивость, законченность, определенный тип».

Детализируя психологическое содержание понятий развитие и формирование личности применительно к детскому возрасту, Л.И. Божович писала: «Это, во-первых, развитие познавательной сферы... школьника... Во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредст­венно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нрав­ственными требованиями и чувствами. В-третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, состав­ляющих основу формирования его характера, И, наконец, развитие общественной направленности... школьника, т.е. обращенности к коллективу сверстников, усвоение тех нравственных требований, которые они ему предъявляют».

Однако для педагогики, как и для других наук о человеке, карди­нальным является вопрос о том, как происходит его личностное развитие, каковы источники и факторы этого развития. По-разному отвечают на эти вопросы представители различных методологичес­ких направлений в науке.


Вопрос №7. Понятие социально-педагогического процесса.

В социальной педагогике выделяют социально-педагогический процесс. Под ним понимают динамику (изменение) развития соответствующего социально-педагогического явления или сложившуюся последовательность действий (педагогической деятельности) социального педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели.

Любой социально-педагогический процесс включает этапы (стадии, периоды) его развития (изменения). Практика показывает, что признаками их могут быть возрастные, качественные или количественные изменения, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.

Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается, воспитывается, развивается, в каких условиях, в течение какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характерные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать и оценивать своеобразие одного этапа от другого.

В теоретическом и практическом плане необходимы определенные, наиболее важные и существенные критерии оценки того, что получило качественное изменение и их показатели на данном этапе социально-педагогического процесса, а также технологии их выявления. В теории критерии и их показатели позволяют оценивать динамику протекания исследуемого этапа и всего социально-педагогического процесса. В практической деятельности социального педагога они свидетельствуют о соответствии развития норме или проявления своеобразного отклонения.

Рассмотрим содержание социально-педагогического процесса как развитие (изменение) какого-либо характерного социального явления, социального развития человека в целом. Такой процесс можно представить в виде схемы.

Социально-педагогический процесс как развитие (изменение) соответствующего явления (человека в целом, качества личности и пр.)

По своей сущности социально-педагогический процесс - это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта.

Процесс социально-педагогической деятельности имеет определенную структуру. Он включает субъект и объект, этапы, подэтапы педагогической деятельности. Каждый этап имеет свои компоненты и существуют определенные условия среды, которые обеспечивают ему наиболее оптимальное протекание (практическую реализацию), достижение оптимального результата.

Всякий социально-педагогический процесс осуществляет конкретный специалист (группа специалистов) - субъект (субъекты). Этому специалисту принадлежит собственно та последовательная деятельность, которая позволяет ему добиваться результативности в достижении поставленной социально-педагогической цели.

Субъект социально-педагогического процесса - это либо подготовленный специалист (социальный педагог), либо родитель, либо какое-либо третье лицо (группа) в отношении к человеку, на который направлена его (их) социально-педагогическая деятельность. Им выступает и сам человек по отношению к саморазвитию, самовоспитанию.

Позиция субъекта в воспитании во многом определяется, с одной стороны, его подготовкой, социальным опытом. В общественном плане эта позиция в значительной степени характеризуется как бы социальным заказом данного общества. Другими словами, ориентиром для социального педагога выступает тот социальный опыт, который он приобрел, усвоенные им и признанные в обществе социальные ценности, национальная культура. Общество, нация, государство, в котором он рос и воспитывался, ориентируют субъекта в направленности его предстоящей социально-педагогической деятельности. С другой стороны, ориентиром для практической деятельности специалиста выступает назначение специализированного центра и его функциональные обязанности в нем.

Всякий социально-педагогический процесс как последовательность целенаправленной деятельности можно разбить на этапы и подэтапы. Как правило, выделяют следующие основные этапы социально-педагогического процесса:

1-й - подготовительный;

2-й - непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии);

3-й - результативный.


Вопрос №8. Характеристика процесса социализации личности.

Социализация - процесс, играющий огромную роль, как в жизни общества, так и в жизни личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами, сумела реализовать свои способности, задатки, живет в социальном отношении комфортно и благополучно. Взлеты и падения в человеческих судьбах, уверенность в жизни и чувство обреченности, достижение благополучия, реализация своих способностей и ощущение себя "чужаком", "неудачником" - вот лишь некоторые свидетельства эффективной (или неэффективной) социализации той или иной личности.

Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация, другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. Неполадки в системе социализации не только порождают конфликты поколений, но и ведут к дезорганизации социальной жизни, к распаду общества, утрате его культуры, целостности.

Следует учесть, что тип, модель процесса социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. В обществе, уважающем свободу личности, ее индивидуальность, открытом для инноваций, творческой инициативы, социализация организуется таким образом, чтобы обеспечить воспроизводство этих свойств социальной системы. Самой личности в процессе ее формирования представляется значительная свобода, она учится самостоятельности и ответственности, уважению к себе и к другим. Это проявляется всюду как в реальных жизненных ситуациях, в процессе трудовой деятельности, так и в процессе воспитания в семье, организации учебы в школе, вузе и т.д. Причем, подобная модель социализации предполагает органическое единство свободы и строгой ответственности личности за то, как она этой свободой воспользовалась. Чтобы представить сам процесс социализации личности более наглядно, надо начать с исходного момента. Перед нами, с одной стороны, биологический организм новорожденного, а с другой, - система социальных связей, институтов, культура социума, ее ценности, нормы поведения и т.д.

У новорожденного есть все биологические предпосылки для того, чтобы стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одним социальным свойством человек не обладает от рождения. Социальный опыт, ценности, чувство совести и чести - генетически не кодируются и не передаются.

Будут ли вообще реализованы эти предпосылки, в какие социальные качества, свойства они воплотятся, зависит от того, в какой среде будет развиваться данный организм. Вне социальной среды человеческий организм в личность не превращается. Наука накопила множество примеров, рассказывающих о судьбах детей (например, Маугли), оказавшихся по тем или иным причинам вне социальных связей. В результате организм индивида развивался, но даже элементарных социальных свойств (речь, мышление, не говоря о чувстве совести, стыда и т.д.) не приобретал.

Это одна сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации. Есть и другая. Она касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения его социальных требований, ожиданий, ценностей. В науке принято выделять три главных уровня морального сознания личности:

“Доморальному” уровню соответствуют следующие стадии:

а) ребенок слушается, чтобы избежать наказания;

б) ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения).

“Конвенциальному” уровню соответствуют стадии:

а) модель “хорошего” ребенка, движимого желанием одобрения со стороны других и стыд перед их осуждением;

б) установка на поддержание установленного порядка и правил (хорошо то, что соответствует правилам).

Уровню “автономной морали” соответствуют стадии:

а) подросток осознает относительность, условность нравственных правил и требует их логического обоснования, пытаясь свести его к принципу полезности;

б) “релятивизм” предыдущей стадии сменяется признанием высшего закона, соответствующего интересам большинства. Лишь после этого

в) формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и разумным соображениям.

Результаты свидетельствуют о наличии устойчивой закономерной связи между уровнем морального сознания человека, с одной стороны, его возрастом и интеллектом, - с другой. Число детей, стоящих на “доморальном” уровне с возрастом резко уменьшается. Для подросткового возраста наиболее типична ориентация на мнение значимых других или на соблюдение формальных правил (конвенциальная мораль). В юности начинается постепенный переход к автономной морали, который, как правило, сильно отстает от развития абстрактного мышления; последнее идет гораздо быстрее морального созревания.

По существу речь идет о поэтапном формировании собственного “Я” личности. В основе этого процесса - переход от духовного мира детства, опекаемого, управляемого, регулируемого взрослыми (т.е. внешне регулируемого поведения) к идейно-нравственному облику самостоятельного человека, развивающегося на основе личного убеждения, саморегуляции, самоуправления.

Внешне эта перестройка духовного мира может проявляться в повышенной критичности в сочетании с застенчивостью, искренности и подчеркнутой самоуверенности, стремление к обсуждению вечных “философских” вопросов, то есть в противоречивом единстве детских и взрослых черт. Через сомнения, через высокую критичность личность пытается понять мир, себя, доподлинно убедиться в справедливости внушаемых ей ценностей, идей.

Следует учесть, что нередко люди в своем развитии “застывают” на подступах к автономной морали. На это влияет как их интеллектуальный уровень, так и среда, в которой они обитают. Там где личность подчинена внешним требованиям, где индивид не имеет возможности в достаточной мере проявить самостоятельность, инициативу, где каждый его шаг контролируется, создаются социальные предпосылки массового осуществления, говоря языком М. Вебера, традиционных действий и мотивов формирования “человека-винтика”, приученного жить “как все”, “как положено”.

Итак, становление личности в детские, юношеские, молодые годы - это сложный процесс, в котором взаимодействуют биологические, возрастные и социальные факторы. Не следует думать, что процесс социализации распространяет свое влияние лишь на этот период жизни человека, охватывает исключительно этап преобразования биологического организма в дееспособную личность. Безусловно, в юные годы “закладывается фундамент” всего духовного развития личности. Этим и объясняется особая роль семьи в формировании личности, где жизнь преподает индивиду первые и самые яркие уроки, где формируется его духовный мир. Вместе с тем, вряд ли стоит чрезмерно абсолютизировать роль духовной основы, заложенной в детские и юношеские годы. При всей своей значимости, эта основа содержит преимущественно чувственно - эмоциональный компонент, сугубо личностные качества: совестливость, честность, смелость и т.д. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, включившись в широкий контекст социальных связей, участвуя в решающих социальных институтах, личность активно формирует, например, свои политические приверженности, осознает, как жить, во имя чего жить. И еще неизвестно, станет ли совестливый человек принципиальным борцом с несправедливостью, приобретет ли активный индивид качества смелого политика и т.д.

Процесс обретения, уточнения, развития человеком социальных свойств, качеств, по сути, не знает возрастных границ, хотя, конечно, какая-то база, фундамент, сформированные в молодости, сохраняются. Во-первых, меняются социальные роли, которые выполняет личность. Даже рождение внука, выход на пенсию оставляют след на внутреннем мире личности, требуют исполнения новых функций, оправдания ролевых ожиданий. Достаточно бурно и драматично протекает социальное развитие 30-50-летних людей. Новые должности, статусы, новые связи, отношения, новый опыт. А также изменения, в том числе глубокие, претерпевает и общество как целостная система социальных связей. Это требует подчас мучительной и трудной внутренней работы, предполагает корректировку, а иногда и обновление установок, жизненных ориентиров личности. Подтверждение тому - сложные процессы, происходящие в духовной жизни всех поколений наших соотечественников сегодня.

Социализация не только дает нам возможность общаться друг с другом посредством освоенных социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество его членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

Задача социализации - подготовить индивида к выполнению социальных ролей. Дети - единственная категория, изначально не исполняющая социальных ролей. Им незнакомо то, что составляет суть этих ролей, - круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, почтальона, парламентария или прихожанина. Они не знают, что такое социальная ответственность. Дети обычно недостаточно представляют себе, что такое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.

Теоретические и очень приблизительные знания о социальных ролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. Они играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли. У детей происходит в основном только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девчонки - в дочки-матери.

Итак, два мира - детский и взрослый - различаются с точки зрения социализации. Они находятся на разных полюсах этого процесса. Главное различие - степень овладения социальными ролями. Но в жизни есть люди, которые в полном объеме так и не усвоили предназначенные социальные роли, что порождает личностные социальные конфликты.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации. Человек выступает основным объектом, т.е. тот, кого надо “включить” в разнообразную систему общественных отношений, и субъектом, т.е. тот, кто активно усваивает нормы и ценности современного ему общества, социализации. Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят: агентов первичной социализации - родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок; первичная социализация включает семью, родственников и друзей; агентов вторичной социализации - представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Поскольку социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная - относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации важна на ранних этапах жизни, а вторичной - на поздних. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную - те, кто связан формально - деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в роли вторичного социализатора. Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие - средства существования, церковь - духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм.

Социализация - это процесс непрерывный. Нравственное развитие того или иного индивида может задержаться на определенном этапе, но сам процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте. Существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. С возрастом мы понимаем, что даже пророки иногда были вынуждены говорить неправду, а вот дети верят, что существует некий сказочный мальчик, который всегда говорит правду.

Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков серого цвета. Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как "более хорошо" или "менее плохо". Взрослые не всегда соглашаются с родителями, детям же не разрешается обсуждать действия отца и матери.

Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Например, на основе социализации взрослые становятся солдатами или членами комитетов, детей же учат выполнять правила, быть внимательными и вежливыми.


Вопрос №9. Факторы социализации.

По А.В.Мудрику (Социальная педагогика):

Факторы социализации - это обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию
Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство) Влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах. Это космос (Вселенная); планета; мир(совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете); страна(территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы); общество(совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и др. группы, а также государство);государство(звено политической системы общества, которое обладает властными функциями). Современный мир изобилует глобальными проблемами, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества:экологическими (загрязнение окружающей среды),экономическими (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографическими (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политическими (рост числа региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность). Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений. На развитие человека оказывает влияние географический фактор (природная среда). В 30-е г. XX века В. И. Вернадский констатировал начало нового этапа развития природы как биосферы, который получил название современного экологического кризиса (изменения в динамическом равновесии, опасные для существования всего живого на земле, включая человека). В настоящее время экологический кризис приобретаетглобальный и общепланетарный характер, прогнозируется наступление следующего этапа: либо человечество активизирует взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо погибнет. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отношение каждого человека к окружающей среде. На социализацию подрастающего поколения влияют качественные характеристики полоролевой структуры общества, которые определяют усвоение представлений о статусном положении того или другого пола (например, равенство полов в Европе, патриархат в ряде обществ Азии и Африки), полоролевые ожидания, оказывают влияние на самоопределение. Различныесоциальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какой человек должен вырасти из их детей, то есть вырабатывают специфический стиль жизни (верхний слой - политические и экономические элиты; верхний средний - собственники и менеджеры крупных предприятий; средний - предприниматели, администраторы социальной сферы и пр.; базовый - интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший - неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры; социальное дно). Ценности и стиль жизни тех или иных (в том числе и криминальных) слоев могут становиться для детей, чьи родители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к которому принадлежит их семья. Государство можно рассматривать: как фактор стихийной социализации (характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан); как фактор относительно направляемой социализации(государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.) как фактор социально контролируемой социализации(государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.).
Мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ) Это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, компьютеры и др.). Этническая или национальная принадлежность человека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру. Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные, то есть жизненно важные (способы физического развития детей - вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др.) иментальные, то есть духовные (менталитет - совокупность установок людей к определенному типу мышления и действия). В условиях влияния нескольких этносов успешная адаптация состоит в том, чтобы не только приспособиться к новой среде, но и сохранить особенности своей этнической группы (для обучения взаимодействию представителей различных этнических групп необходимы специальные программы - ``культурные ассимиляторы''). Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни:в жизненном укладе сел силен социальный контроль за поведением человека, характерна ``открытость'' общения; город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни. Основные функции средств массовой коммуникации:поддержание и укрепление общественных отношений, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. д. СМИ выполняют социально-психологические функции, удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды.
Микрофакторы (семья, группы сверстников, организации) Это социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации, в которых осуществляется воспитание (учебные, профессиональные, общественные и др.). Общество всегда обеспокоено тем, чтобы темпы социализации подрастающего поколения не отставали от темпов и уровня развития самого общества, осуществляет социализацию черезинституты социализации (общепринятые социальные нормы, семья, а также государственные и общественные учреждения и организации). Изменения, происходящие в обществе, меняют характеристики идеальных типов личности, обусловливают социальный заказ обществаинститутам социализации. Ведущая роль в процессе социализации наряду с семьей принадлежит образовательным учреждениям - детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям. Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в группах детского сада, школьных классах, различных детских и подростковых объединениях.
Учитель - агент социализации, ответственный за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.


Вопрос №10. Адаптация, дезадаптация, реадаптация человека.

Психологическая адаптация - это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально- деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций. Психологическая адаптация человека осуществляется в следующих сферах его жизни и деятельности:

Переадаптация - это процесс перестройки личности при изменениях коренным образом условий и содержания её жизни и деятельности (например, с мирного на военное время, с семейной на одинокую жизнь и др.).

Реадаптация - это процесс перехода человека в предыдущие условия жизни и деятельности, значительно отличающиеся от тех, к которым он ранее переадаптировался.

Личность может нуждаться в реадаптации. Однако этот процесс нередко происходит с серьёзными психологическими последствиями (В.А. Сластенин, В.П. Каширин, 2001).

Психологическая адаптация может выступить одним из механизмов развития и саморазвития личности. При актуализации негативных по содержанию потребностей человека (например, в алкоголе, табакокурении, наркотиках) психологическая адаптация является механизмом разрушения организма и психики, физического и психического здоровья в целом (В.А. Сластенин, В.П.Каширин, 2001).

Потребностные состояния личности выступают источником процесса её адаптации. Они возникают при осуществлении взаимодействия личности со средой и включении её в различные виды деятельности. Дезадаптационные состояния физиологического и психологического характера можно считать потребностными состояниями, а процесс адаптации - процессом реализации, удовлетворения возникающих дезадаптационных потребностных состояний.

Дезадаптационные, потребностные состояния личности, возникающие в процессе осуществления деятельности и взаимодействия со средой, создают у неё состояния психического и физиологического дискомфорта. Они заставляют, побуждают проявлять личность активность, действовать либо по снижению, либо по устранению вообще этих состояний.

Дезадаптационные, потребностные состояния разнообразны. Адаптационные процессы обычно инициируются комплексом потребностей человека, включая потребности физиологические, этнические, в активности, общении, уединении, защищённости, аффилиации, справедливости, самоутверждении и др.

Процесс дезадаптации - это определённый ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к усугублению её, к усилению трудностей и вызывающих её неприятных переживаний..

Выделяют 3 вида дезадаптированности личности:

· временная дезадаптированность,

· устойчивая ситуативная дезадаптированность,

· общая устойчивая дезадаптированность.

Временная дезадаптированность характеризуется нарушением баланса между личностью и средой, порождающим адаптивную активность личности.

Устойчивая ситуативная дезадаптированность личности отличает её отсутствием механизмов адаптации, наличием желания, но неумением адаптироваться.

Общая устойчивая дезадаптированностъ проявляется состоянием перманентной фрустрированности, активизирующей патологические механизмы и приводящей к развитию неврозов и психозов.


Вопрос №11. Нормы и отклонения в развитии личности.

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится – будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это – люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди всегда выделялись в особую группу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним. Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным: в одних обществах, как, например, в Древней Спарте, оно отличалось крайней жестокос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow