Социоматрица

Кто выбирает (i - член группы) Кого выбирает (j -член группы) Сделанные выборы всего
          + -  
  Иванов   - +          
  Петров +              
  Сидоров -              
  Куликова -              
  Васечкин +              
Полученные выборы +                
-                
всего                
                     

Социограмма. Большие возможности для анализа внутри коллективной и межколлективной структуры предоставляет графический способ обработки полученной информации. Социограмма зачастую выступает в качестве наглядного дополнения к социоматрице, так как она дает более глубокое качественное описание и наглядное представление о группе.

Основные формы изображения. Индивид или коллектив, являющийся отдельным исследуемым элементом, изображается в виде символа, например, круга, в который вписывается порядковый номер испытуемого, согласно социоматрице (рис. 1). Связь между индивидами отражается в виде прямой сплошной линии (выбор) и пунктирной линии (отклонение). Возможно привлечение цвета для большей наглядности изображения (например, красный цвет - выбор; черный- отклонение).

- женщина

 
 


- мужчина

Виды социограмм. По способу построения различают произвольные, круговые и концентрические социограммы. При построении социограммы руководствуются принципом максимального удобства восприятия. В круговых социограммах все члены коллектива располагаются по окружности, внутри которой указываются выборы и отклонения. В концентрических – по концентрическим кольцам, причем индивиды с высоким социометрическим статусом («звезды») располагаются во внутреннем округе. В следующем кольце находятся лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому, затем кольцо с «изолированными», т.е. не имеющие положительных выборов. Далее кольцо с отклоненными членами коллектива, получившими только отрицательные выборы.

Анализ социограммы. Анализ социограммы также строится в несколько этапов. На первом этапе необходимо отыскать центральных, наиболее влиятельных членов группы (участников, получивших наибольшее количество положительных выборов). На втором этапе найти участников, осуществивших взаимный положительный выбор. На третьем этапе сконцентрировать внимание на группировках (люди, стремящиеся выбирать друг друга). Наиболее часто встречаются группировки, состоящие из двух, трех членов, реже из четырех и более.

Социометрические индексы. Представление результатов социометрического опроса в количественной форме осуществляется с помощью вычисления социометрических индексов.

Различают два типа социометрических индексов – персональные (ПСИ) и групповые (ГСИ).

Персональные социометрические индексы характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Чаще всего используются два вида ПСИ: 1) индекс социометрического статуса i - члена группы; 2) индекс эмоциональной экспансивности j - члена, отражающий объем, интенсивность и концентрацию взаимодействия ij – члена.

Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотносится с другими элементами. Другой вариант определения - это положение человека в системе межличностных отношений, отражение степени его признания (отвержения) членами группы, меру его предпочтительности. Величина социометрического статуса позволяет: 1) определить меру субъективного влияния данного члена на группу; 2) измеряет потенциальную способность к лидерству.

Индекс социометрического статуса i – члена группы

N

Σ (Ri+ + Ri-)

i=1

Ci = -----------------------------

N -1

C – социометрический статус

Ri – полученные членами выборы

Второй персональный индекс – индекс эмоциональной экспансивности характеризует потребность личности в общении, во взаимодействии с другими членами группы.

Индекс эмоциональной экспансивности j – члена группы

N

Σ (Rj+ + Rj-)

j=1

Ej = ----------------------------

N-1

Rj – сделанные членом выборы

Из групповых индексов наиболее часто используются индекс эмоциональной экспансивности группы в целом, отражающий среднюю активность группы при решении социометрического теста, и индекс групповой сплоченности (психологической взаимности).

Индекс эмоциональной экспансивности группы

N N

Σ (Σ Rj(+,-))

j=1 j=1

Ag = -------------------------

N

Индекс групповой сплоченности

N N

Σ (Σ Aij+)

ij= ij=1

Gg = ------------------------

½ N (N-1)

Aij+ - число положительных взаимных выборов

Практические занятия по социометрии предполагают выполнение студентами ряда заданий с целью отработки полученных теоретических знаний.

Задание 1. Составить социометрическую карточку.

Для этого необходимо определить тип критерия и сформулировать адекватные данному критерию вопросы.

Варианты заданий для студентов.

К вам обратились:

· классная руководительница 5"а" класса средней образовательной школы. Запрос – получить максимальную информацию о классе.

· руководитель небольшой частной фирмы (сфера деятельности – продажа и сопровождение компьютерных программ). Проблема – конфликты в отделе менеджеров по продажам. Дополнительная информация – все менеджеры находятся в одном помещении, но в кампании есть возможность арендовать дополнительные площади.

· руководитель группы школьников (возраст 13-15 лет), отъезжающих на учебу за рубеж. Проблема – расселение учащихся по 3-4 человека по домам местных жителей.

· руководитель крупного государственного предприятия по проектировке зданий. Проблема: 1) снижение производительности труда из-за траты времени на "пустые" разговоры; 2) недовольство начальником одного из отделов.

Задание 2. Провести социометрическое исследование на других студенческих группах. На основании проведенного исследования

· составить социоматрицу;

· построить и провести анализ социограммы;

· подсчитать социометрические индексы.

Тема 10

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПОНЯТИЕ "ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ" И СФЕРЫ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ

Начать изучение групповой дискуссии следует с анализа понятия "дискуссия". "Дискуссия" от латинского discussio – исследование, рассмотрение, разбор. Несмотря на древность этого понятия в отечественной философской и психологической литературе нет однозначности в его определении.

В социальной психологии Н. Н. Богомолова и Л. А. Петровская рассматривают дискуссию как вид взаимодействия людей в процессе непосредственного общения.

Макшанов С. И. рассматривает дискуссию как одно из основных средств реализации принципа субъект-субъектного диалогического взаимодействия. Она (дискуссия) позволяет объективировать совокупности точек зрения на конкретную проблему, собрать информацию, выявить меру различий существующих точек зрения, создать всесторонний образ предмета обсуждения. В целом С. И. Макшанов рассматривает дискуссию как одно из методических средств тренинга.

Захаров В. П., исследуя роль дискуссий при обучении руководителей, дает следующее определение дискуссии: "дискуссия – это процесс организованного, последовательного высказывания мнений по каждому конкретному вопросу, составляющему часть цепи из взаимосвязанных, взаимодополняющих и вместе раскрывающих обсуждаемую проблему вопросов.

Таким образом, как мы видим, единого исчерпывающего определения понятию "дискуссия" не существует. Все эти определения дополняют друг друга и отражают те особенности группового процесса, на которые опираются в своей практической работе авторы данных определений.

В рамках социальной психологии групповая дискуссия имеет разные сферы применения:

1. В диагностической работе (при аттестации кадров, при изучении представлений, выявлении индивидуальных особенностей членов группы, групповых аспектов, типа команды).

2. В индивидуальной и групповой психотерапевтической работе (изменение отношения к себе, к другим объектам и субъектам социального мира, изменение структуры группы, ее норм и ценностей)

3.Как основа для других методов (фокус-группа, этап ролевой игры, тренинга).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: