Стадия ориентировки

На стадии ориентировки в рамках предметно-содержательного обсуждения от ведущего требуется сформулировать цель и тему дискуссии, добиться однозначного понимания темы всеми участниками, создать заинтересованное отношение к теме. Успешная реализация этих целей зависит от того, насколько ведущий владеет навыками создания проблемной ситуации. При создании проблемной ситуации используется концепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Диссонанс – это негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми знаниями (мнениями) об одном объекте. Состояние диссонанса переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться либо изменения одного из знаний (мнений). Задавая два противоречивых знания, руководитель вызывает у участников чувство психологического дискомфорта, которое обладает побудительной силой, стимулируя поиск решения. Не любое заданное ведущим противоречие может привести к когнитивному диссонансу у конкретного участника дискуссии, но оно во многом будет определять вероятное направление разрешения этого когнитивного диссонанса. Ведущий должен перепроверить, какую собственно тему задает та или иная проблемная ситуация, которую он создает. После созданного когнитивного диссонанса группа выйдет на некоторое обсуждение. Если оно не совпадает с намерениями ведущего, необходимо дать ему состояться, иначе группа будет возвращаться к нему как к незавершенному действию, которое устремлено на завершение

На стадии ориентировки в рамках реализации эффективной коммуникации вгруппе стоит обеспечить для этого некоторые условия.

- Число участников. Рекомендуется не более 15 человек. Если дискуссия проводится в многочисленной аудитории, стоит подумать о такой ее организации, при которой все участники были бы включены (разделение на рабочие подгруппы, создание "аквариума" и т. д.).

- Время дискуссии. Его желательно установить совместно заранее.

- Расположение участников (в форме круга или подковы).

- Включенность в дискуссионную группу (принцип добровольности, знакомство, установление доверительного психологического контакта, предварительная отработка базовых для дискуссии навыков: умение слушать, понять, выразить и передать полученную информацию).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: