На стадии сбора информации в рамках предметно-содержательного обсуждения важно получить новые идеи по этой проблемной ситуации. Видимо наиболее адекватным средством реализации этого будет процедура "мозгового штурма", позволяющая раскрепостить творческие процессы и получить банк новых подходов. На этом этапе действуют участники, цель которых состоит в том, чтобы набросать как можно больше предложений относительно решения обсуждаемой проблемы. Мозговой штурм – это особый способ коллективного продуцирования идей, поиска решения проблем.
Основные правила проведения мозгового штурма (работы на первом этапе).
- запрещена критика,
- можно не думать о последствиях предложений и выдвигать самые фантастические идеи,
- можно продолжать и развивать прозвучавшие идеи,
- необходимо выдвинуть как можно больше вариантов решения предложенной проблемы.
На стадии эффективной коммуникации встает важный вопрос о соотношении творческого и критического мышления личности в ходе принятия решения. Традиционно критичность позиции рассматривается как позитивная черта. Однако, в экспериментальных исследованиях было установлено, что чрезмерная критичность в ходе принятия решения на этапе сбора информации играет не позитивную, а отрицательную роль. Были выявлены препятствия творческого мышления, проявляющиеся в групповом процессе.
- Конформизм – желание быть похожим на другого.
- Цензура (внешняя со стороны группы, внутренняя суперэго).
- Ригидность – часто приобретается в процессе школьного обучения. Типичные методы позволяют закрепить знания, но не позволяют ставить и решать новые проблемы.
- Желание найти ответ немедленно. Высокая мотивация способствует принятию непродуманных решений.