Существуют различные основания для классификации дискуссий. Все их условно можно разделить на две группы.
В первую группу входят классификации, основанные на предметно-содержательном обсуждении. Это типы дискуссии
- в зависимости от характера ведущего противоречия (А. Н. Соколов),
- от достигаемого результата (Э.М. Мирский),
- от цели дискуссии, (Г. В. Быков),
- от ее предмета (Л.А. Петровская, Н.Н. Богомолова и др.).
Во вторую группу входят классификации, в основании которых лежит такой критерий как особенности коммуникации. Здесь можно назвать такие основания для выделения типов дискуссий как
- конструктивность (конструктивные, неконструктивные),
- степень управляемости (с лидером, без явного лидера, с переменным лидерством),
- стратегия ведения дискуссии (свободная или неуправляемая, промежуточная, программированная или управляемая) (Л.А. Петровская, Н.Н. Богомолова, В.Н. Воронин, А.В. Тышковский, А.В. Филиппов).
Стоит отметить, что рамках данной статьи мы будем говорить в дальнейшем о программированной или управляемой дискуссии как наиболее оптимальном типе дискуссии, способствующем сбору информации.
|
|
ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ
Для овладения групповой дискуссией рассмотрим ее основные стадии:
- ориентировка,
- сбор информации,
- оценка,
- подведение итогов (см. Приложение1).
Рассмотрим их подробнее в двух аспектах: предметно-содержательном обсуждении и возможности реализации эффективной коммуникации в группе.