Основные инструменты дизайн-мышления (сформулированы на основе 21, 22, 25, 40)

1. Антропоцентризм

Разрабатывать и производить необходимо только нужные для людей продукты. Поэтому основной источник вдохновения и идей новых продуктов – люди и их потребности. (ГГЗ)

2. Проект

Проект представляет собой совокупность ограничений внешней среды и действий, направленных на достижение поставленной цели в рамках обозначенных ограничений. Проект позволяет значительно сократить неопределенность, в которой изначально находится разработчик нового продукта. Вместе с тем, ограничения, обозначенные в проекте, концентрируют усилия разработчиков. (ГГЗ)

Проект устанавливает естественные сроки, обеспечивающие дисциплину и дающие возможность отслеживать прогресс, вносить изменения и перенаправлять последующую деятельность. Ясность, направленность и ограничения хорошо сформулированного проекта жизненно важны для поддержания высоких уровней креативной энергии. (22)

3. Междисциплинарные команды

Характерной чертой дизайн-мышления является коллективная работа над концепцией продукта. Работа в одиночку хотя и является возможной, но в большинстве случаев менее эффективна, требует продолжительного времени и не может обеспечить стабильного результата.

С увеличением числа участников команды растет и их совокупное знание и потенциальное число возможных идей.

Одной из проблем междисциплинарных команд, обозначаемых практиками данного подхода, является их сильная сторона – различные взгляды на вещи и различное мировозрение и мировосприятие. Порой необходимы значительные усилия, что бы организовать взаимопонимание и запустить столь необходимый процесс синтеза идей, основанных на идеях других членов команды.

Полус, (в 41) предположил, что, когда члены команд отличаются по области знаний, их разнообразная перспектива может привести к широкому перекрытию навыков и конструктивному конфликту. Когда присутствует перекрытие областей знания, варианты могут появиться более легко, и креативность может улучшиться. Без достаточного перекрытия разнообразие может привести к проблемам в коммуникации, препятствуя креативности (42).

Так же стоит отметить, что успех команды зависит не только от «качества» или количества участников. Важную роль играет способ организации процесса разработки. О Шаи в статье «Creative conceptual design: Extending the scope by infused design» на основе анализа значительного количества исследований приходит к выводу, о том, что группа с меньшим совокупным потенциалом и меньшими совокупными знаниями способна систематически получать лучшие результаты в формировании идей, если она применяет «знание процесса структурного проектирования и инструментов; со значительной организационной поддержкой».

4. Культура инноваций

Основной составляющей культуры инноваций по мнению Тима Брауна является восприятие ошибок и неудач как неотъемлемой составляющей творческого процесса, коим и является проектирование концепций инновационных продуктов. Для получения одной достойной идеи необходимо множество идей, менее результативных. (ГГЗ)

5. Озарение, наблюдение и эмпатия

Представляют собой способы поиска идей на основе наблюдения за будущими потребителями продукта, установления их явных и скрытых потребностей, для последующей генерации идей, по их удовлетворению.

6. Дивергентное и конвергентное мышление

Конвергентное мышление — практичный способ выбора из существующих альтернатив. Дивергентное же мышление напротив, представляет собой способ умножения вариантов для обеспечения выбора.

Весь процесс дизайн-мышления можно схематично представить в виде последовательных итераций дивергентных взаимодействий, имеющих своей целью создание как можно большего количества идей, и конвергентных преобразований, приводящих к выбору наиболее оптимальных вариантов.

Преобразования на обоих этапах имеют в своей основе опыт и информацию, полученную членами команд во время исследования потребностей людей и изменений окружающего мира.

7. Дизайн-исследования

Исследования, целью которых является глубинное и целостное понимание потребностей, возникающих в ходе деятельности пользователя. (ГГЗ)

В свою очередь, в собственно дизайн-исследовании можно выделить семь ключевых элементов (21):

1) Контекстный анализ продукта и поиск возможностей.

2) Анализ ожиданий.

3) Исследование пользователей и выявление потребностей.

4) Дизайн-аудит визуальных коммуникаций.

5) Выявление архетипов потребительской культуры.

6) «Путь потребителя».

7) Анализ трендов.

Важными составляющими и инструментами дизайн-мышления так же являются:

8. Анализ и синтез,

9. Непрерывное экспериментирование,

10. Визуализация и прототипирование,

11. Цикличность перехода от проработки деталей, к проработке больших идей,

12. Мозговой штурм.

Непрерывный направленный и вместе с тем дискретизированный характер дизайн мышления позволяет уже в ходе разработки концепции реагировать на изменение внешней среды и учитывать дополнительно обнаруженные факторы или информацию. Все это в совокупности позволяет значительно увеличить конкурентные преимущества, разрабатываемых продуктов и сократить риски неудачного вывода продукта на рынок. (ГГЗ)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: