Дизайн-мышление»

(разработка новых решений, ориентированных на потребителя); Дает ответ на вопрос «Что (какой продукт, с каким набором функций) производить?»

Еще в 1999 году один из самых влиятельных экономистов и мыслителей своего времени Питер Друкер (Peter Drucker) в книге, посвященной вызовам менеджменту XXI века, высказался следующим образом: «Менеджменту придется все в большей степени усвоить тот урок, что ни технологии, ни сфера применения не являются сами по себе тем, на основании чего надо выстраивать стратегии. Наоборот, технологии и применение представляют собой как раз ограничения, а вот основами являются ценность продукта для потребителя, его решение потратить заработанные средства».

Дизайн-мышление как методология организации процесса создания новых продуктов было разработано и успешно применялось первоначально в дизайнерской среде.

Важно отметить, при этом, что российское представление о дизайне как об элементе «украшательства» и «декорирования» не соответствует современному международному пониманию дизайна как ключевому инструменту конкурентоспособности. В практике развитых экономик мира именно дизайн становится решающим фактором на первом, самом критичном этапе создания нового продукта – так называемом этапе стратегического планирования, когда необходимо понять суть нового изделия, какие задачи пользования оно будет решать. В международной практике данный этап получил название «the fuzzy front end of innovation» («полный неопределенностей и рисков начальный этап создания нового продукта»). Именно этот «нулевой» этап во-многом определяет успех или провал проекта, связанного с разработкой нового продукта. (21).

Сегодня создание нового продукта очень часто происходит в ситуации неопределённости, в быстро меняющихся условиях, и зависит от большого числа других агентов, влияющих на принятие решения (производителей, партнёров, маркетологов, других игроков рынка). Для решения подобных задач были разработаны схемы организации креативного процесса, сегодня называемые методологией дизайн-мышления.

В основе этого метода лежат принципы, во многом противоположные принятым в традиционном менеджменте с его четким планированием всех стадий заранее, жёстким контролем всей цепи решений и, как следствие, невысокой скоростью принятия решений и плохой адаптацией к новым условиям.

В случае с дизайн-мышлением весь процесс строится как серия итераций: генерация идей, быстрое прототипирование на уровне скетча или создания предварительных образцов, тестирование прототипов, доработка или генерирование новых идей, новое тестирование и т.д. Этот процесс исключает четкое планирование, когда изначально известно, какой продукт планируется получить и какие точно шаги нужно сделать для достижения результата. Дизайн-мышление — это процесс непрекращающегося поиска новых решений, их быстрой проверки, доработки или отбрасывания неудачных вариантов, включающий как выход за пределы привычного, поиск новых решений, так и постоянную сверку найденных решений с требованиями реальности. Для стимулирования креативного процесса и обеспечения результата, который будет действительно принят потребителями, необходимо глубокое понимание потребностей людей, их культурных и социальных особенностей, существующих трендов и возможных изменений в будущем.(40)

Дизайн-мышление основано на понимании первостепенности будущего потребителя продукта. Первоисточник для дизайн-мыслителя – потребности людей.

Вместе с тем потребности люде не всегда лежат на поверхности. Поведение, стиль жизни людей, их привычки и будущий выбор всегда носят многоаспектный характер. В связи с этим, проектирование продуктов требует значительного исследования потребностей тех, для кого разрабатывается продукт.

Чаще всего за подобный «поиск» и изучение потребностей отвечают дизайн исследования.

Значительное распространение в странах Европы и северной Америки дизайн-мышление получило в начале 21 века, а флагманом его развития стала компания IDEO, возглавляемая Тимом Брауном. В своей книге «Дизайн-мышление. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей» он подробно описывает основные принципы и методы дизайн-мышления, применяемые в его компании. (ГГЗ)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: