1. Эволюция исторической потребности человека в искусстве.
2. Внутрихудожественные и общекультурные факторы художественного процесса.
3. Эстетика Платона.
4. Эстетика Аристотеля.
5. Плотин и его теория эманации.
6. Роль Цицерона в разработке теории художественного стиля.
7. Философская патристика о символике художественного образа.
8. Художественные каноны Византии.
9. Противоборство сторонников иконоборчества и иконопочитания в искусстве Византии.
10. Эстетические представления Фомы Аквинского.
11. Внутренняя логика ренессанской художественной культуры и причины ее кризиса.
12. Драматизм духовной жизни человека Нового времени, ее эстетико-философское осмысление и отражение в новых художественных тенденциях.
13. Эстетические принципы барокко и классицизма.
14. Противоречия художественной практики и ее эстетический анализ у Дидро.
15. Эстетика Просвещения о соотношении спонтанных и разумных начал в художественном творчестве.
16. Причины возникновения романтического мироощущения в искусстве и эстетике. Воплощение идеи универсальности личности в художественном творчестве и теории искусства.
|
|
17. Теория иронии Ф. Шлегеля.
18. Достижения романтизма в психологическом обогащении художественного языка.
19. Самоценный статус искусства в эстетике романтиков.
20. Эстетика Канта.
21. Теория искусства и эстетического воспитания Шиллера.
22. Своеобразие искусства и художественного символа в философии Шеллинга.
23. Гегель о природе эстетического и исторических судьбах искусства.
24. Теория мимезиса и природа художественной выразительности.
26. Роль объективного и субъективного в создании символико-метафорического словаря искусства
27. Соотношение «синтаксиса действительности» и «синтаксиса искусства» в разных культурных эпохах.
28. Семиотика о знаковой природе художественного образа.
29. Онтологический статус произведения искусства.
30. Соотнесенность художественной символики с сущностными основами бытия.
31. Предпосылки онтологического богатства произведения искусства как открытой системы.
32. Культурное бытие мифа и его воздействие на способы художественного мышления.
33. Естественное мифотворчество и периоды «исторической принудительности» мифа в истории искусства.
34. Исторический словарь мифов и кочующие художественные сюжеты.
35. Содержательная и формальная стороны архетипа.
36. Бинарные оппозиции в сфере художественного фантазирования.
37. Дионисийское и апполоновское начала, пластичность и живописность как универсалии художественного сознания.
38. Роль художественного стиля и жанра в образовании межэпохальных поэтических форм.
|
|
39. Несовпадение целей цивилизации и культуры в социологических теориях искусства.
40. Противоречия между цивилизацией и культурой как пружина исторической эволюции искусства.
41. Роль искусства как духовно-оппозиционного начала в социлогической теории А. Швейцера.
42. Взаимодействие внутрихудожественных и социальных факторов в развитии искусства.
43. Т. Адорно об иллюзорных и реальных социальных функциях искусства в ХХ в.
44. Социально-художественные парадоксы развития искусства в условиях тоталитаризма.
45. Социокультурные причины дифференциации элитарного и массового искусства.
46. Истоки мифопоэтической формульности массовых жанров.
47. Механизмы возвышения и снижения в профессиональном искусстве.
48. Компенсаторная и гармонизирующая функции стереотипных тем и сюжетов в современной культуре.
49. Роль художестенно-стереотипных форм в процессах идентификации и социализации человека.
50. Проявление игрового начала на уровне художественного содержания и на уровне художественной формы.
51. Взаимосвязь игрового и социально обусловленного начал в феномене моды.
52. Влияние устойчивых состояний, сопровождающих творческий акт, на особенности личности художника. (На конкретном примере)
53. Позитивный и негативный типы одиночества творца. (На конкретном примере)
54. Конфликт любви и творчества в жизни художника. (На конкретном примере)
55. Влияние стилистических форм творчества на стилистические формы личной жизни. (На конкретном примере)
56. Зависимость типов художественных биографий от исторических эпох. (На ряде конкретных примеров)
57. Фазы жизненного пути художника в их связи с социокультурными приоритетами. (На конкретном примере)
58. Положение художника в социальной иерархии как фактор мотивации творчества.
59. Социально-психологические, правовые, экономические измерения статуса художника.
60. Эстетические теории ХХ в.
61. А. Бергсон о роли мифопоэтического творчества в нейтрализации чрезмерного развития рефлексии.
62. Искусство как поиск «нашего основания быть» в эстетике А. Мальро.
63. Культурологические основания экзистенциальной эстетики Ж.П. Сартра и А.Камю: общее и особенное.
64. Методология структурализма как воплощение идеи бескорыстной научности.
65. Ж. Деррида о способах анализа внутренней противоречивости текста.
66. Искусство модернизма. Отрицание традиций предшествующего искусства и углубление форм художественной опосредованности в ХХ в.
67. Влияние картины мира ХХ в. на становление нового типа художественного видения.
68. Изменение критериев художественности в ХХ в. и проблема художественного контакта.
69. Дискуссия о качестве образного строя искусства и критика катарсической природы художественного творчества.
3.4. Список основной и дополнительной литературы.
Учебная литература
Бореев Ю.Б. Эстетика. М., «Русь» - «Олимп», АСТ, Олимп 2005.
Бореев Ю.Б. Эстетика. Ростов-наДону, «Феникс», 2004.
Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. М., 2003
Гуревич П.С. Эстетика. М., ЮНИТИ. 2006.
Кондрашов В.А. Этика: История и теория. Чичина Е.А. Эстетика: Особенности художественных эпох и направлений. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2004.
Кривцун О.А. Эстетика. М., Аспект пресс. 2000.
Никитич Л.А. Эстетика. М. ЮНИТИ, 2003
Овчинникова Ю.А. Эстетика для студентов ВУЗов. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.
Скопинцева Ю.Н. Экзамен по этике и эстетике. М. «Приор-издат». 2004.
Яковлев Е.Г. Эстетика. М., Гардарика, 2002.
Дополнительная литература
Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. М., 1975
Аверинцев С.С. Риторика в европейской культурной традиции. М., 1996
Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987
|
|
Андрияускас А.А. К вопросу о методологических аспектах исторических связей искусствознания с эстетикой и философией искусства (ХVIII – начало ХХ в) // Методологические проблемы современного искусствознания. М., 1986
Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967
Античная культура и современная наука. М., 1985
Античная музыкальная эстетика. М., 1960
Античная художественная культура. СПб, 1993
Античность как тип культуры. М., 1988
Античные мыслители об искусстве. М.,1937
Античные поэты об искусстве. М., 1938
Античные теории языка и стиля М., 1936
Аристотель. Поэтика. М., 1957
Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., 1984
Афасижев М.Н. Эстетика Канта. М., 1975
Бальзак О. Об искусстве. М.-Л. 1941
Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994
Бёрк Э. Философское исследование происхождения наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1978
Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства М., 1971
Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986
Бородай Ю.М. Эрос, смерть, табу. М., 1996
Буало. Поэтическое искусство. М., 1957
Быт и история в античности М., 1988
Бычков В.В. Русская средневековая эстетика ХI – ХVII вв. М., 1995
Бычков В.В. Эстетика // Культура Византии. Вторая половина VII – ХII в. М., 1989
Бычков В.В. Эстетические взгляды Климента Александрийского // Вестник древней истории, 1977, №3
Велик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1999.
Винкельман И.И. История искусств древности. Л., 1933
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985
Витрувий Марк Полон. Об архитектуре. Десять книг. М., 1936
Волкова Е.В. Поэтическое и прозаическое в эстетике Гегеля // Философия Гегеля и современность. М., 1973
Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988
Волкова Е.В., Новикова Л.И. К вопросу о предмете и методах эстетики // Вопросы истории и теории эстетики. М., 1975
Вольтер Ф.М.А. Эстетика. М., 1974
Габричевский А.Г. Морфология искусства. М., Аграф, 2002, 864 с.
Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991
Гачев Г. Жизнь художественного сознания: Очерки по истории образа. М. 1972
Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М., 1968 – 1973. Т. 1 – 4
|
|
Георгиева С. Средневековое искусство Западной Европы. Т.7. Искусство. Ч. 1. М., 1997
Гете И.В. Об искусстве. М., 1975
Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. СПб., 2000
Голосовкер Э.Я. Логика мифа. М., 1987
Гриценко В.П. Семиотическая реальность, семиотическая машина и семиосфера. Краснодар, 2000
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984
Гуревич А.Я. Культура безмолвствующего большинства. М., 1990
Гуревич П.С. Социальная мифология. М., 1983
Гуревич П.С. Философия культуры. Учеб. пособие. М., 1994. 2-е изд. М. Аспект Пресс, 1995 288 с.
Гуревич П.С. Философская антропология. Учеб. пособие. М., 1997.
Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. К характеристике эстетическо-политических взглядов Платона и Аристотеля. М., 1968
Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению. М.,1975
Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. М., 1934
Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980
Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981
Закс Л.А. Художественное сознание. Свердловск, 1990
Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М., 1961
Искусство в мире духовной культуры. Киев,1985
История европейского искусствознания. От античности до конца ХVIII века. М., 1963
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. М., 1962
Каган М.С. Искусство как феномен культуры. // Искусство в системе культуры. Л. 1987
Каган М.С. Морфология искусства. Л. 1972
Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974
Каган М.С. Эстетика как философская наука, СПб, 1997
Карцева Г.А. Ритм как философско-антропологический феномен. М., 2003
Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993
Конев В.А. Красота // Человек. Философско-энциклопедический словарь. М., 2000
Кривцун О.А. Гегелевская концепция связи красоты и искусства // Искусство и действительность. М., 1979
Кривцун О.А. Историческая психология и история искусств. М., 1997
Кривцун О.А. Конструирование мира искусства в философии Ф.В.Й. Шеллинга // Социально-эстетические проблемы познания искусства. М., 1979
Кривцун О.А. Эволюция художественных форм: Культурологический анализ. М., 1992.
Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998; 2000
Куклин А.Я. Введение в социологию искусства. Л., 1978
Куликов Ю.Н. Искусство в ситуации фольклорной культуры // Проблемы методологии современного искусствознания. М., 1989
Культура Византии. IV – первая половина VII в. М., 1984
Культура Византии. Вторая половина VII – ХII в. М., 1989
Культура Византии. ХIII – первая половина ХV в. М.,1991.
Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.
Культурология. XX век. Энциклопедия в 2 т. СПб., 1998.
Лазарев В.Н. Византийская живопись. М. 1971
Лекции по истории эстетики. Под ред. М.С. Кагана. Т. 1. Л., 1973; Т.2, Л., 1975
Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М. 1979.
Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I – II вв. н.э. М 1979
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978
Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий, М., 1965
Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1996
Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб, 2000
Мареева К.В. Культурология. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., исправ. и доп. М, Экзамен, 2003.
Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб, 1995
Меликов В.В. Введение в текстологию традиционных культур. М., 1999
Мишачева И.В. Образы природы в античной культуре: художественные модели // Вопросы культурологи: Сборник аспирантских работ. Вып. 2. М., ГАСК, 2002
Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего средневековья. СПб. Азбука., 2000
Оганов А.А. Ключевые проблемы и акценты в философии искусства // Материалы ХIХ Международного философского конгресса. М, 1993
Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. М., 1991
Петрарка Франческо. Эстетические фрагменты. М.,1982
Пинский Л. Поэтическое и художественное. Выразительное // Вопросы литературы. 1997. Март – апрель
Плиний Старший. Об искусстве. Одесса. 1918
Плотин. Эннеады. Киев, 1995
Полевой В.М. Искусство Греции: В 2 т. М., Советский художник. 1984
Полевой В.М. Искусство как искусство (без предупреждений и поучений) М., 1995
Постмодернизм и культура. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1993, №3
Розин П.С. Теория культуры. М., 2005
Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1999
Руссо Ж.-Ж. Об искусстве. М.-Л., 1936
Самохвалова В.И. Красота против энтропии (Введение в область метаэстетики). М., 1990
Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. М., 1994.
Средний Д.Д. Учение об идеале и критика теории подражания в эстетике Гегеля // Философия Гегеля и современность. М., 1973
Столович Л.Н. Красота, добро, истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994
Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977
Тахо – Годи А.А. Классическое и эллинистическое представление о красоте в действительности и искусстве // Эстетика и искусство. М., 1966
Теория культуры. Отечественные исследования. Хрестоматия. М., 1996.
Философия культуры. Становление и развитие. Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской. СПб, Изд-во «Лань», 1998, 448 с.
Филострат. Картины – Каллистрат. Статуи. М.-Л. 1936
Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М. Академический Проект, 2000, 496 с.
Флобер Г. Об искусстве. М., 1991
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978
Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М., 1973
Хогарт В. Анализ красоты. М., 1958
Хоум Г. Основания критики. М., 1977
Художественная культура в докапиталистических формациях. Л., 1984
Художественно-эстетическая культура Древней Руси ХI – ХVII веков. М., 1996
Цицерон. Эстетика. Трактаты. Речи. Письма. М., 1994
Черная Л.А. Культурология: основы теории. М. Логос, 2003, 184 с.
Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. М., 1966
Шеркова Т. Выхождение в день // Архетип. Философско-психологический журнал. 1996, №1
Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. М., 1979
Шефтсбери. Эстетические опыты. М., 1975
Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М. – Л., 1953
Шиллер Ф.П. Творческий путь Фридриха Шиллера в связи с его эстетикой. М.-Л., 1933
Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. Т.1 М., 1983
Шопенгауэр А. Основные идеи эстетики // Избранные произведения М., 1992
Эстетика Ренессанса. Антология. М., 1981. Т. 1-2
Эстетика. Словарь. М., 1989
Эстетические исследования: Методы и критерии. М., 1996.
Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Архетип и символ. М., 1991
Яковлев Е.Г. Эстетика, искусствознание, религиоведение. Избранное. М., Книжный дом Университет. 2005.
Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. М., 1995