Темы рефератов. 1. Эволюция исторической потребности человека в искусстве

1. Эволюция исторической потребности человека в искусстве.

2. Внутрихудожественные и общекультурные факторы художественного процесса.

3. Эстетика Платона.

4. Эстетика Аристотеля.

5. Плотин и его теория эманации.

6. Роль Цицерона в разработке теории художественного стиля.

7. Философская патристика о символике художественного образа.

8. Художественные каноны Византии.

9. Противоборство сторонников иконоборчества и иконопочитания в искусстве Византии.

10. Эстетические представления Фомы Аквинского.

11. Внутренняя логика ренессанской художественной культуры и причины ее кризиса.

12. Драматизм духовной жизни человека Нового времени, ее эстетико-философское осмысление и отражение в новых художественных тенденциях.

13. Эстетические принципы барокко и классицизма.

14. Противоречия художественной практики и ее эстетический анализ у Дидро.

15. Эстетика Просвещения о соотношении спонтанных и разумных начал в художественном творчестве.

16. Причины возникновения романтического мироощущения в искусстве и эстетике. Воплощение идеи универсальности личности в художественном творчестве и теории искусства.

17. Теория иронии Ф. Шлегеля.

18. Достижения романтизма в психологическом обогащении художественного языка.

19. Самоценный статус искусства в эстетике романтиков.

20. Эстетика Канта.

21. Теория искусства и эстетического воспитания Шиллера.

22. Своеобразие искусства и художественного символа в философии Шеллинга.

23. Гегель о природе эстетического и исторических судьбах искусства.

24. Теория мимезиса и природа художественной выразительности.

26. Роль объективного и субъективного в создании символико-метафорического словаря искусства

27. Соотношение «синтаксиса действительности» и «синтаксиса искусства» в разных культурных эпохах.

28. Семиотика о знаковой природе художественного образа.

29. Онтологический статус произведения искусства.

30. Соотнесенность художественной символики с сущностными основами бытия.

31. Предпосылки онтологического богатства произведения искусства как открытой системы.

32. Культурное бытие мифа и его воздействие на способы художественного мышления.

33. Естественное мифотворчество и периоды «исторической принудительности» мифа в истории искусства.

34. Исторический словарь мифов и кочующие художественные сюжеты.

35. Содержательная и формальная стороны архетипа.

36. Бинарные оппозиции в сфере художественного фантазирования.

37. Дионисийское и апполоновское начала, пластичность и живописность как универсалии художественного сознания.

38. Роль художественного стиля и жанра в образовании межэпохальных поэтических форм.

39. Несовпадение целей цивилизации и культуры в социологических теориях искусства.

40. Противоречия между цивилизацией и культурой как пружина исторической эволюции искусства.

41. Роль искусства как духовно-оппозиционного начала в социлогической теории А. Швейцера.

42. Взаимодействие внутрихудожественных и социальных факторов в развитии искусства.

43. Т. Адорно об иллюзорных и реальных социальных функциях искусства в ХХ в.

44. Социально-художественные парадоксы развития искусства в условиях тоталитаризма.

45. Социокультурные причины дифференциации элитарного и массового искусства.

46. Истоки мифопоэтической формульности массовых жанров.

47. Механизмы возвышения и снижения в профессиональном искусстве.

48. Компенсаторная и гармонизирующая функции стереотипных тем и сюжетов в современной культуре.

49. Роль художестенно-стереотипных форм в процессах идентификации и социализации человека.

50. Проявление игрового начала на уровне художественного содержания и на уровне художественной формы.

51. Взаимосвязь игрового и социально обусловленного начал в феномене моды.

52. Влияние устойчивых состояний, сопровождающих творческий акт, на особенности личности художника. (На конкретном примере)

53. Позитивный и негативный типы одиночества творца. (На конкретном примере)

54. Конфликт любви и творчества в жизни художника. (На конкретном примере)

55. Влияние стилистических форм творчества на стилистические формы личной жизни. (На конкретном примере)

56. Зависимость типов художественных биографий от исторических эпох. (На ряде конкретных примеров)

57. Фазы жизненного пути художника в их связи с социокультурными приоритетами. (На конкретном примере)

58. Положение художника в социальной иерархии как фактор мотивации творчества.

59. Социально-психологические, правовые, экономические измерения статуса художника.

60. Эстетические теории ХХ в.

61. А. Бергсон о роли мифопоэтического творчества в нейтрализации чрезмерного развития рефлексии.

62. Искусство как поиск «нашего основания быть» в эстетике А. Мальро.

63. Культурологические основания экзистенциальной эстетики Ж.П. Сартра и А.Камю: общее и особенное.

64. Методология структурализма как воплощение идеи бескорыстной научности.

65. Ж. Деррида о способах анализа внутренней противоречивости текста.

66. Искусство модернизма. Отрицание традиций предшествующего искусства и углубление форм художественной опосредованности в ХХ в.

67. Влияние картины мира ХХ в. на становление нового типа художественного видения.

68. Изменение критериев художественности в ХХ в. и проблема художественного контакта.

69. Дискуссия о качестве образного строя искусства и критика катарсической природы художественного творчества.

3.4. Список основной и дополнительной литературы.

Учебная литература

Бореев Ю.Б. Эстетика. М., «Русь» - «Олимп», АСТ, Олимп 2005.

Бореев Ю.Б. Эстетика. Ростов-наДону, «Феникс», 2004.

Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. М., 2003

Гуревич П.С. Эстетика. М., ЮНИТИ. 2006.

Кондрашов В.А. Этика: История и теория. Чичина Е.А. Эстетика: Особенности художественных эпох и направлений. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2004.

Кривцун О.А. Эстетика. М., Аспект пресс. 2000.

Никитич Л.А. Эстетика. М. ЮНИТИ, 2003

Овчинникова Ю.А. Эстетика для студентов ВУЗов. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.

Скопинцева Ю.Н. Экзамен по этике и эстетике. М. «Приор-издат». 2004.

Яковлев Е.Г. Эстетика. М., Гардарика, 2002.

Дополнительная литература

Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. М., 1975

Аверинцев С.С. Риторика в европейской культурной традиции. М., 1996

Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987

Андрияускас А.А. К вопросу о методологических аспектах исторических связей искусствознания с эстетикой и философией искусства (ХVIII – начало ХХ в) // Методологические проблемы современного искусствознания. М., 1986

Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967

Античная культура и современная наука. М., 1985

Античная музыкальная эстетика. М., 1960

Античная художественная культура. СПб, 1993

Античность как тип культуры. М., 1988

Античные мыслители об искусстве. М.,1937

Античные поэты об искусстве. М., 1938

Античные теории языка и стиля М., 1936

Аристотель. Поэтика. М., 1957

Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., 1984

Афасижев М.Н. Эстетика Канта. М., 1975

Бальзак О. Об искусстве. М.-Л. 1941

Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994

Бёрк Э. Философское исследование происхождения наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1978

Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства М., 1971

Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986

Бородай Ю.М. Эрос, смерть, табу. М., 1996

Буало. Поэтическое искусство. М., 1957

Быт и история в античности М., 1988

Бычков В.В. Русская средневековая эстетика ХI – ХVII вв. М., 1995

Бычков В.В. Эстетика // Культура Византии. Вторая половина VII – ХII в. М., 1989

Бычков В.В. Эстетические взгляды Климента Александрийского // Вестник древней истории, 1977, №3

Велик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1999.

Винкельман И.И. История искусств древности. Л., 1933

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985

Витрувий Марк Полон. Об архитектуре. Десять книг. М., 1936

Волкова Е.В. Поэтическое и прозаическое в эстетике Гегеля // Философия Гегеля и современность. М., 1973

Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988

Волкова Е.В., Новикова Л.И. К вопросу о предмете и методах эстетики // Вопросы истории и теории эстетики. М., 1975

Вольтер Ф.М.А. Эстетика. М., 1974

Габричевский А.Г. Морфология искусства. М., Аграф, 2002, 864 с.

Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991

Гачев Г. Жизнь художественного сознания: Очерки по истории образа. М. 1972

Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М., 1968 – 1973. Т. 1 – 4

Георгиева С. Средневековое искусство Западной Европы. Т.7. Искусство. Ч. 1. М., 1997

Гете И.В. Об искусстве. М., 1975

Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. СПб., 2000

Голосовкер Э.Я. Логика мифа. М., 1987

Гриценко В.П. Семиотическая реальность, семиотическая машина и семиосфера. Краснодар, 2000

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984

Гуревич А.Я. Культура безмолвствующего большинства. М., 1990

Гуревич П.С. Социальная мифология. М., 1983

Гуревич П.С. Философия культуры. Учеб. пособие. М., 1994. 2-е изд. М. Аспект Пресс, 1995 288 с.

Гуревич П.С. Философская антропология. Учеб. пособие. М., 1997.

Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. К характеристике эстетическо-политических взглядов Платона и Аристотеля. М., 1968

Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению. М.,1975

Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. М., 1934

Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980

Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981

Закс Л.А. Художественное сознание. Свердловск, 1990

Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М., 1961

Искусство в мире духовной культуры. Киев,1985

История европейского искусствознания. От античности до конца ХVIII века. М., 1963

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. М., 1962

Каган М.С. Искусство как феномен культуры. // Искусство в системе культуры. Л. 1987

Каган М.С. Морфология искусства. Л. 1972

Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974

Каган М.С. Эстетика как философская наука, СПб, 1997

Карцева Г.А. Ритм как философско-антропологический феномен. М., 2003

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993

Конев В.А. Красота // Человек. Философско-энциклопедический словарь. М., 2000

Кривцун О.А. Гегелевская концепция связи красоты и искусства // Искусство и действительность. М., 1979

Кривцун О.А. Историческая психология и история искусств. М., 1997

Кривцун О.А. Конструирование мира искусства в философии Ф.В.Й. Шеллинга // Социально-эстетические проблемы познания искусства. М., 1979

Кривцун О.А. Эволюция художественных форм: Культурологический анализ. М., 1992.

Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998; 2000

Куклин А.Я. Введение в социологию искусства. Л., 1978

Куликов Ю.Н. Искусство в ситуации фольклорной культуры // Проблемы методологии современного искусствознания. М., 1989

Культура Византии. IV – первая половина VII в. М., 1984

Культура Византии. Вторая половина VII – ХII в. М., 1989

Культура Византии. ХIII – первая половина ХV в. М.,1991.

Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.

Культурология. XX век. Энциклопедия в 2 т. СПб., 1998.

Лазарев В.Н. Византийская живопись. М. 1971

Лекции по истории эстетики. Под ред. М.С. Кагана. Т. 1. Л., 1973; Т.2, Л., 1975

Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М. 1979.

Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I – II вв. н.э. М 1979

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978

Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий, М., 1965

Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1996

Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб, 2000

Мареева К.В. Культурология. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., исправ. и доп. М, Экзамен, 2003.

Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб, 1995

Меликов В.В. Введение в текстологию традиционных культур. М., 1999

Мишачева И.В. Образы природы в античной культуре: художественные модели // Вопросы культурологи: Сборник аспирантских работ. Вып. 2. М., ГАСК, 2002

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего средневековья. СПб. Азбука., 2000

Оганов А.А. Ключевые проблемы и акценты в философии искусства // Материалы ХIХ Международного философского конгресса. М, 1993

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. М., 1991

Петрарка Франческо. Эстетические фрагменты. М.,1982

Пинский Л. Поэтическое и художественное. Выразительное // Вопросы литературы. 1997. Март – апрель

Плиний Старший. Об искусстве. Одесса. 1918

Плотин. Эннеады. Киев, 1995

Полевой В.М. Искусство Греции: В 2 т. М., Советский художник. 1984

Полевой В.М. Искусство как искусство (без предупреждений и поучений) М., 1995

Постмодернизм и культура. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1993, №3

Розин П.С. Теория культуры. М., 2005

Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1999

Руссо Ж.-Ж. Об искусстве. М.-Л., 1936

Самохвалова В.И. Красота против энтропии (Введение в область метаэстетики). М., 1990

Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. М., 1994.

Средний Д.Д. Учение об идеале и критика теории подражания в эстетике Гегеля // Философия Гегеля и современность. М., 1973

Столович Л.Н. Красота, добро, истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994

Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977

Тахо – Годи А.А. Классическое и эллинистическое представление о красоте в действительности и искусстве // Эстетика и искусство. М., 1966

Теория культуры. Отечественные исследования. Хрестоматия. М., 1996.

Философия культуры. Становление и развитие. Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской. СПб, Изд-во «Лань», 1998, 448 с.

Филострат. Картины – Каллистрат. Статуи. М.-Л. 1936

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М. Академический Проект, 2000, 496 с.

Флобер Г. Об искусстве. М., 1991

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978

Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М., 1973

Хогарт В. Анализ красоты. М., 1958

Хоум Г. Основания критики. М., 1977

Художественная культура в докапиталистических формациях. Л., 1984

Художественно-эстетическая культура Древней Руси ХI – ХVII веков. М., 1996

Цицерон. Эстетика. Трактаты. Речи. Письма. М., 1994

Черная Л.А. Культурология: основы теории. М. Логос, 2003, 184 с.

Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. М., 1966

Шеркова Т. Выхождение в день // Архетип. Философско-психологический журнал. 1996, №1

Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. М., 1979

Шефтсбери. Эстетические опыты. М., 1975

Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М. – Л., 1953

Шиллер Ф.П. Творческий путь Фридриха Шиллера в связи с его эстетикой. М.-Л., 1933

Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. Т.1 М., 1983

Шопенгауэр А. Основные идеи эстетики // Избранные произведения М., 1992

Эстетика Ренессанса. Антология. М., 1981. Т. 1-2

Эстетика. Словарь. М., 1989

Эстетические исследования: Методы и критерии. М., 1996.

Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Архетип и символ. М., 1991

Яковлев Е.Г. Эстетика, искусствознание, религиоведение. Избранное. М., Книжный дом Университет. 2005.

Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. М., 1995


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: