Трюки оппонентов

За годы, прошедшие со времени публикации первого издания этого руководства, гражданские организации стали более опытными и более творческими. В то же время, наши оппоненты стали более опытными в борьбе с нами. Среди используемых трюков встречаются следующие:

«Давайте вести переговоры» Очень часто ваши оппоненты просто хотят, чтобы вы прекратили организационную деятельность в местном сообществе и потратили время на переговоры с ними. Конечно же, говорят они, вы не можете привлекать новых членов, пока идут переговоры, потому что новички не будут знать нужную информацию. Конечно, не следует встречаться и общаться с прессой или кем бы то ни было еще, потому что таким образом подрывается доверие. Конечно, следует воздержаться от мероприятий и акций, потому что это ухудшает атмосферу переговоров. Кампания останавливается. Тем временем проходят недели. Вы теряете динамику процесса. Ваши оппоненты нанимают переговорщиков, которые ведут с вами переговоры, в то время как вы напрасно тратите время ваших лидеров и органайзеров. Те, кто не принимает участия в переговорах, чувствуют себя обделенными, и думают, что назревает какая-то продажа, особенно если они слышат, как вы обращаетесь к вашим оппонентам по имени. Ваши сторонники постепенно отойдут от вас.

Что не так в этой картине? Просто вы начинаете переговоры, не имея власти. Переговоры, по определению, должны проходить между сторонами с равной властью, каждая из которых имеет нечто, что хочет другая сторона, и каждая из которых готова уступить нечто в обмен на что-то еще. Если дела обстоят так, то можно продолжать переговоры. Кстати, большинство кампаний, в которых организация одерживает победу, заканчиваются именно переговорами. Однако если предложение провести переговоры поступает на ранней стадии кампании, обычно эта тактика используется для того, чтобы отсрочить решение и рассорить вас. Эта тактика дает вашим соперникам шанс изучить вас, найти слабости в вашей коалиции и подкупить ваше руководство.

Вас приглашают на встречу заинтересованных лиц. Мы часто наблюдали такую ситуацию в последнее время. Потребительские и экологические группы приглашаются представителями губернатора или департамента штата для участия в длинной серии встреч с другими заинтересованными лицами, включая представителей деловых и промышленных кругов и государственных агентств. Цель, говорят вам, состоит в разработке закона по определенной проблеме, который «удовлетворил бы всех». Почему вас приглашают? Почему они заинтересованы в том, довольны вы или нет? Они совершенно в этом не заинтересованы! Они просто покупают ваше молчание на год, ровно на такой же период, какой требуется для подготовки законодательного акта. Вы играете по их правилам, надеясь увидеть некоторые положения вашей программы в законодательном акте. Вы можете даже добиться успеха, но вы теряете время, которое вы могли бы использовать для мобилизации людей или для того, чтобы бить тревогу. Когда законодательный акт поступит на рассмотрение в законодательный орган, вы, не успев укрепить свою базу во время переговоров, будете не готовы к схватке. Некоторые из ваших сторонников будут готовы поддержать этот законопроект, защищая то немногое, чего вам удалось добиться, потому что они очень много сил отдали получению такого результату. Другие же будут противодействовать принятию этого закона, потому что эти маленькие уступки не решают большой проблемы.

Мы дадим вам подсказку, стоит ли вам участвовать в подобного рода процессах. Скажите тому, кто приглашает вас на эти встречи, что вы будете участвовать, но будете продолжать публичную кампанию по этому вопросу и что в связи с тем, что вы представляете группу гражданского надзора, вы не сможете сохранить конфиденциальность информации. Можете добавить, что вы считаете своей обязанностью сообщать все, что вы услышите на встрече общественности. Если ваше приглашение после этого не будет отозвано и вы сможете продолжать свою кампанию, тогда советуем вам участвовать. Стратегия работать одновременно и «во вне» и «внутри» может позволить вам получить в руки достаточно власти, если вы используете информацию, полученную на встрече «заинтересованных сторон» для продвижения вашей кампании. Только помните – и мы говорим об этом потому, что многие забывают – когда вы попадете в комнату, в которой сидят представители огромных корпораций, вы не будете играть с ними на равных условиях. Никогда.

«Я могу ввести вас в губернаторскую комиссию». Комиссии, группы «мозгового штурма», «круглые столы» и дискуссионные клубы существуют на всех уровнях правительства. Многие на самом деле основаны для того, чтобы обсуждать общественную политику и достигать консенсуса. Если вашей организации удастся надавить на избранных официальных лиц, очень вероятно, что вам предложат место в подобного рода комиссии. Спросите себя, на самом ли деле они хотят слышать ваше мнение или это просто способ включить нас в стратегию «внутреннего круга» (пытаться влиять на вас изнутри, а не снаружи)? Может быть, это еще один способ заставить вас участвовать в длительных разговорах и дискуссиях. Иногда вас могут попросить никогда не обсуждать публично работу комитета и даже не комментировать направление его работы. Можно затратить целые месяцы на составление доклада, который ни к чему не приведет. Ваша группа может распасться на тех, кто думает, что на самом деле они уже сейчас занимаются политикой, и на тех, кто хочет работать независимо.

«Решите этот вопрос самостоятельно». Скажем, вы заинтересованы в хартии о правах пациента. «С вами и многие другие группы, – говорит вам председатель законодательного комитета. – Мы не хотим представить законопроект на рассмотрение и проиграть его. Поэтому вам нужно собраться с другими заинтересованными группами и придумать что-то, с чем вы все можете согласиться». Затем вы встречаетесь с представителями промышленных и профессиональных обществ, группами, власти над которыми вы совершенно не имеете. Выбранные официальные лица, над которыми вы имеете власть, использовали этот удобный предлог, чтобы избавиться от вас, хотя именно они могут дать вам то, что вам от них нужно. Ваша задача состоит в том, чтобы заставить их принять верное решение или лишиться своих полномочий, а не добиваться компромисса на встречах с группами, интересы которых противоположны вашим.

«Я не тот человек, кто вам нужен». Вам могут сказать: «Я бы хотел вам помочь, но я не тот человек, который вам нужен». Это обычный неловкий трюк, который должен заставить вас чувствовать глупо за то, что вы якобы пришли не к тому человеку. Очень часто это становится началом процесса перехода от одного человека к другому, причем каждый говорит, что он – не тот, кто вам нужен. Полиция скажет, что вам нужно обратиться в комитет паркового хозяйства. Комитет паркового хозяйства пошлет вас в Департамент транспорта и так далее. Некоторые группы отвечали на это проведением собрания общественности и приглашения на него всех этих «не тех людей». Когда все они оказывались в одной комнате, им становилось сложнее перекладывать ответственность с одного на другую. Обычно такая реакция показывает, что вы имеете дело с назначенными, а не выбранными политиками. Член городского совета от вашего округа может не иметь возможности дать вам то, что вы просите, но не может утверждать, что он «не тот человек».

«Это может повлиять на ваше финансирование». Возможно, эту реплику нельзя записать в «трюки», потому что это так и может быть на самом деле. Организации, получающие финансирование из каких-либо государственных источников, часто в форме контрактов на общественные услуги или образовательные программы, могут очень быстро потерять финансирование, если они будут «раскачивать лодку». Очень трудно совместить в рамках одной организации предоставление услуг и кампанию прямого действия. Часто эти две функции следует разделить. Фонды также лишат вас финансирования, если вы сунетесь в ту сферу, которую они не одобряют.

«Вы предлагаете разумные вещи, в отличие от ваших сторонников. Можем ли мы иметь дело напрямую только с вами?» Эта реплика значит именно то, что она значит: это попытка разделить вашу коалицию и заставить вас думать, что вы что-то выиграете, если избавитесь от ваших самых воинственных партнеров.

Консультант, выступая перед группой корпоративных руководителей, однажды объяснил, как работает этот трюк:

«Активисты делятся на три основные категории: радикалов, идеалистов и реалистов. Первым шагом вы должны изолировать и маргинализировать
радикалов. Они видят те внутренние структурные проблемы, которые

должны быть исправлены, чтобы добиться каких-либо конкретных перемен. Чтобы их изолировать, нужно создать впечатление у широких кругов общественности, что те, кто выступает за фундаментальные решения, представляет террористов, экстремистов, шантажистов, маргиналов, коммунистов и т.п. После маргинализации радикалов необходимо определить и обучить идеалистов – это представители общественности, которые озабочены проблемой и сочувствует тем, кто с этой проблемой сталкивается. Их нужно убедить, что перемены, предлагаемые радикалами, повредят простым людям.

Целью является заставить идеалистов отказаться от идеи сотрудничать с радикалами. Вместо этого нужно, чтобы они начали работать с реалистами. Реалисты хотят реформ, но не хотят изменить статус-кво. Это, например, крупные общественные организации, зависящие от грантов различных фондов и корпоративных средств. При правильной работе с ними можно рассчитывать на то, что реалисты заключат с представителями крупного бизнеса договоры, которые будут рекламированы как «выгодные для всех» но которые в конечном итоге являются полной победой для этих корпораций».




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: