Организация технического обслуживания и ремонта базируется на системе планово-предупредительных ремонтов, разработанной в СССР, которая применяется также и за рубежом. Некоторые основные положения этой системы зафиксированы ГОСТом 18322-78.
Единая система планово-предупредительных ремонтов (ЕСППР) представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий по надзору за эксплуатацией оборудования, его обслуживания и выполнения соответствующих ремонтных операций.
Система включает три группы мероприятий:
1. Межремонтное обслуживание (уход, надзор, своевременное регулирование и смазка), осуществляемое как самими рабочими, так и специальным ремонтным персоналом.
2. Профилактические работы (промывка, смена масла, проверка на точность, осмотр состояния).
3. Плановые ремонты (текущий, средний, капитальный).
Содержание ремонта определяется сроком службы различных элементов оборудования, ремонт которого может быть в зависимости от условий эксплуатации:
1. Послеосмотровый (в этом случае содержание ремонта определяется результатом осмотра с составлением ведомости дефектов оборудования).
|
|
2. Планово-принудительный (стандартный) - содержание определяется заранее, сроки проведения едины. Применяется для оборудования, которое при выходе из строя может быть опасно для людей.
3. Планово-периодический (по заранее составленному графику, исходя из определенных критериев).
ЕСППР содержит определенный комплекс нормативов, которые установлены на единицу ремонтной сложности (ЕРС). ЕРС обозначается r.
В качестве эталона для металлообрабатывающего оборудования принят токарно-винторезный станок IК62. На этот эталон разработано содержание всех видов ремонта и трудоемкость выполнения всех видов ремонтных работ, длительность нахождения оборудования в ремонте, потребность в запасных частях и, исходя из этого, установлены перечисленные виды нормативов на единицу ремонтной сложности (ЕРС).
Чтобы установить категорию сложности ремонта любой технологической единицы, в ЕСППР приводятся эмпирические формулы, по которым можно рассчитать категорию сложности ремонта на непредвиденный там перечень оборудования. ЕСППР определяет и ряд организационных нормативов. К ним относятся:
1. Межремонтный цикл – период времени между двумя капитальными ремонтами или от момента ввода в эксплуатацию до первого капитального ремонта. За межремонтный цикл осуществляется весь комплекс ремонтных операций, которые называются структурой ремонтного цикла. Структура ремонтного цикла показывает, сколько, в какой последовательности и какие виды ремонта должны быть выполнены за межремонтный цикл. Например, для средних и легких станков
|
|
К-О-Т1-О-Т2-О-С-О-Т3-О-Т4-О-К,
где К – капитальный ремонт,
Т, С - текущий ремонт,
О - техническое обслуживание, осмотры.
2. Время между двумя ремонтами называется межремонтным периодом tмр.
3. Время между ремонтом и осмотром называется межосмотровым периодом tто.
Межремонтный цикл может быть определен по зависимости (3.3.1)
(3.3.1)
где bп, bу, bм, bт – коэффициенты, учитывающие соответственно тип производства, условия работы оборудования, материал, обрабатываемый на оборудовании, массу оборудования; все коэффициенты b равны единице для оборудования массой до 10 т при нормальных условиях работы оборудования в механическом цехе массового производства с коэффициентом загрузки оборудования, равным 0,85;
24000 час – межремонтный цикл для оборудования со сроком эксплуатации до 10 лет.
0,25 Трц – дополнительный межремонтный цикл нового оборудования устанавливается до первого капитального ремонта.
Межремонтный и межосмотровые периоды определяются следующим образом:
(3.3.2)
(3.3.3)
где nT; nO – число текущих ремонтов и осмотров.
В системе технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОРО) имеются отличия от ЕСППР:
· нет средних ремонтов;
· основное внимание уделяется содержанию и проведению мероприятий по техническому обслуживанию.
· рекомендуется пятипериодный межремонтный цикл К-Т1-Т2-Т3-Т4-К;
· сокращается межремонтный цикл;
· меняется содержание текущих ремонтов в зависимости от Ti;
· принимается новая EPС, отличная по трудоемкости и затратам;
· делается упор на централизацию ремонтов;
· специализация ремонтных бригад.
По системе ТОРО осуществляется организация ремонта станков с ЧПУ. Вывод станков в ремонты после наработки нормативного количества часов оперативного времени, определяемого по формуле (3.3.4).
(3.3.4)
где 16800 час – межремонтный цикл для станков нормальной точности массой до 10 т и свыше 10 т до 100 т;
Ком; Кои; Ктс; Ккс; Квс; Кд – коэффициенты, учитывающие обрабатываемый материал, применяемый инструмент, класс точности оборудования, категории массы, возраст, долговечность.
В условиях применения гибких модулей, роботов, использование ЭВМ для планирования ремонтов стали применяться система регламентированного технического обслуживания (РТО), разработанная головным проектно-конструкторским и технологическим бюро ремонтного производства и система планово-профилактического обслуживания оборудования, принятая на ВАЗе.
В РTO разрабатывается конкретный перечень профилактических операций для каждой физической единицы оборудования с учетом конкретных особенностей, надежности, условий эксплуатации и влиянии ее отказов на ход производственного процесса. При этом работы разделены на ряд менее трудоемких операций, выполняемых, как правило, без остановки технологического процесса.
Система ВАЗА основана на постоянной диагностике состояния оборудования, периодического проведения профилактических работ и определены виды ремонта. На каждую модель оборудования разрабатывается программа обслуживания, состоящая из циклов осмотров, то есть пронормированных объемов работ. Эти системы предполагают расчет планов и графиков на ЭВМ.