К ТЭП относятся: уровень транспортно-эаготовительных расходов; расходы по хранению, выдаче, отгрузке потребителем материалов и готовой продукции; себестоимость складского хранения I т грузе; расходы по таре и упаковке продукции; соблюдение и снижение нормативного запаса материалов и готовой продукции; ритмичное обеспечение производства материалами; своевременное заключение договоров и предъявление претензий поставщикам и потребителям; затраты на управление; исключение и снижение оплат по неустойкам, задержке транспорта и другим.
Алгоритм организационного проектирования МТО строится на основе следующих последовательных этапов:
0. Банк исходных данных.
1. Определение потребности по расходу материалов.
2. Определение потребности в материалах не изменение незавершённого производства.
3. Определение источников покрытия.
4. Определение потребности по завозу материалов.
5. Выбор формы снабжения материальными ресурсами.
6. Обоснование организационной структуры материально-технического обеспечения.
|
|
7. Проектирование структуры управления материально-техническим обеспечением.
8. Определение запасов материальных ресурсов.
9. Регулирование запасами.
10. Планирование снабжения цехов материальными ресурсами.
11. Проектирование системы организации труда и заработной платы работающих в материально-техническом снабжении.
12. Проектирование обеспечения складскими помещениями для хранения материальных ресурсов.
При разработке стратегии снабжения необходимо:
· провести потенциальный анализ закупок;
· выполнить портфельный анализ «материалы/поставщики»;
· сформировать рекомендации по торговле (стратегия норм);
· определить уровни кооперации между покупателями (приёмщиками) и поставщиками.
Концепция потенциального анализа закупок сводится к систематизации внутренних и внешних знаний (навыков) так, чтобы можно было обеспечить безопасность снабжения, возможность экономии затрат и, в связи с этим, специфику подхода.
Основные положения концепции показаны на рис. 3.6–3.8. На рис. 3.9 показаны основные задачи снабжения.
Сегментация обязанностей делает возможным эффективное разделение труда в процессе закупок
При исследовании рынка снабжения необходимо изучить следующие факторы:
1. Продукт (вид, качество, материал, производитель).
2. Структура рынка (предложение/спрос) (качества, наличие субстанций, количество, эластичность предложения, конкурентоспособность, географическое распределение).
3. Развитие рынка.
4. Анализ поставщиков (экономическая и техническая производительность, общие данные предприятия, специфичные относящиеся к продукту данные, сервисное обслуживание, отношение к поставщикам).
|
|
Рис. 3.6 Концепция потенциального анализа закупок
Рис. 3.7 Портфель материалов с стратегией норм
Рис. 3.8 Портфель поставщиков с стратегией норм
Рис. 3.9 Структура задач снабжения
5. Цена (анализ ценовой структуры, наблюдение за ценами, сравнение цен).
Выбор поставщиков и их оценка показаны на рис. 3.10 в табл. 3.5.
Выделяют следующие фазы процесса закупок:
1. Потребность:
· закупки прозапас: перепроверка запаса; заказ/запрос на запас;
· единичная закупка: требования материалов;
· Just-in-time закупки: отозвание поставок.
2. Запрос:
· источник поставок;
· предложения;
· предложения по решению проблем.
3. Обработка предложений:
· формальная проверка предложения (вид, качество, количество, срок, условия)
· материальная проверка предложения (анализ предложения, сравнение предложения).
4. Проведение переговоров.
5. Решение по заказу.
6. Заказ (договор).
7. Контроль за заказом: подтверждение заказа, соблюдение сроков.
Рис. 3.10 Выбор поставщиков и оценка
Таблица 3.5. Оценка поставщиков
Признак | Выражение / Значение | Сумма | ||||||
соблюдение сроков | вовремя | до 1 дня опозд. | более 1 дня опозд. | |||||
соблюдение количества | точный | отклонение наверх | отклонение наверх и вниз | |||||
Расстояние | < 100 км | > 100 км | за рубеж | |||||
влияние субпоставщиков на краткосрочную эластичность | незначительное | разное | сильное | |||||
применимость частоты поставки | возможно напрямую | условно возможно | не возможно | |||||
эластичность относительно краткосрочных желаний клиентов | реализация > 80% | реализация > 50 % | реализация < 50 % | |||||
специфические предпочтения клиентов | специф. наим. прочность для всех деталей | возможные поставки со склада | предпочтений нет | |||||
Ноу-хау потенциал | партнеры по созданию глубины стоимости | специалист по производству | изготовитель деталей | |||||
способность и желание к кооперации | высокая | средняя | незначительная | |||||
сервис | очень высокий – высокий уровень | удовлетворительный – достаточный уровень | неудовлетворит. – недостат. уровень | |||||
выполнение | очень высокий – высокий уровень | удовлетворительный – достаточный уровень | неудовлетворит. – недостат. уровень | |||||
срок | очень высокий – высокий уровень | удовлетворительный – достаточный уровень | неудовлетворит. – недостат. уровень | |||||
качество детали | OZ=95-100 % | OZ=85-94% | OZ=<85% | |||||
количество поставщиков таких же деталей | < 2 | < 5 | > 5 | |||||
3 пункта | 2 пункта | 1 пункт |