1. Обоснование состава подразделений и управление ими.
2. Выявление и упорядочение грузооборота и грузопотока.
3. Составление схем движения однородных грузов и выявление грузооборота по ним.
4. Выбор погрузочно-разгрузочных, транспортных средств и тары.
5. Разработка оптимальных схем движения транспортных средств на предприятии.
6. Определение потребности в транспортных средствах.
7. Составление графика работ транспорта.
Состав подразделений, осуществляющих транспортное обслуживание, зависит от территориального расположения предприятия и взаимосвязи между подразделениями, системы обслуживания цехов транспортными средствами и взаимосвязи предприятия с внешними транспортными организациями.
Обычно на крупных машиностроительных предприятиях транспортное хозяйство представлено транспортным отделом как органом управления цехами: железнодорожным, электро- и автокар, автопарком (иногда).
На ленинградских предприятиях грузовой автомобильный транспорт централизован в специальных организациях. Наиболее сложным является внутрицеховое транспортное обслуживание, так как оно представлено разными транспортными средствами (конвейеры, краны, колесный транспорт и т.д.), каждое из которых выполняет определенные функции. Практически все виды транспорта в цехе находятся в ведении хозяйственного обслуживания цеха. На передовых предприятиях массового и крупносерийного производства (ВАЗ) транспорт и другие виды обслуживания централизованы и выделены из ведения цехов. Эта форма функционального обслуживания является наиболее перспективной.
|
|
Рациональная организация перевозок строится на основе изучения грузооборота и грузопотоков.
Грузооборот – это количество груза, перемещаемого на предприятии за единицу времени (сутки, месяц, год) в тоннах, а грузопоток – количество груза, перемечаемого между взаимосвязанными подразделениями предприятия (в тоннах за единицу времени).
Для выявления грузооборота необходимо классифицировать все виды перемещаемых грузов (сыпучие, штучные, в мерной таре, жидкие и т.д.), и на этой основе определить потребные транспортные средства и тару. Грузооборот по отдельным видам груза или в целом по предприятию представляется в виде шахматной ведомости грузооборота (табл. 3.6).
Таблица 3.6. Грузооборот в тоннах
Склад | Литейный цех | Кузнечный цех | Механический цех | Сборочный цех | Всего | |
Склад Литейный цех Кузнечный цех Механический цех Сборочный цех Всего |
Схема 5. Грузопоток на предприятии
Мощность грузопотоков, степень их стабильности во времени и направлениям влияют на организацию перевозок. Применяют для межцеховых перевозок две основные системы: маятниковую, кольцевую и цикличную, объединяющую в единую систему несколько кольцевых маршрутов.
|
|
Выбор транспортных средств
При выборе транспортных средств необходимо руководствоваться определенными требованиями.
Транспортные средства должны соответствовать: I. Основным параметрам грузового потока (мощность, масса грузового места, габариты, расстояние); 2. Соответствовать требованиям организации и технологии обслуживаемого им производственного процесса; 3. Обеспечивать максимальную производительность труда рабочих, занятых его обслуживанием; 4. Параметры транспортных средств на смежных участках должны быть согласованы с целью комплексной механизацией и автоматизацией ПРТСР при переходе с одного транспортного устройства на другое (например, с подвесного толкающего конвейера на рабочий конвейер или с захватом электропогрузчиков на рабочее место). Для этого разрабатываются единые транспортно-технологические схемы, обеспечиваемые стыковку транспортной сети и технологического оборудования.
При наличии устойчивого грузооборота и грузопотоков, в частности, суточных грузопотоков, необходимо разработать оптимальную схему движения транспортных средств. При этом оптимизируется минимум пробега транспортных средств порожняком. Для решения этой задачи необходимо подготовить:
1. Схему грузопотоков с указанием расстояний между подразделениями.
2. Транспортные средства и их грузоподъемность.
3. Матрицу количества передач груженых транспортных средств из пунктов отправления в пункты назначения.
4. Один из вариантов матрицы (плана) распределения транспортных средств после разгрузки в пункте прибытия, а затем разработать оптимальное решение плана передач порожняка по указанному выше критерию оптимальности.
На основе двух матриц движения транспортных средств (груженых и порожних) составляются схемы кольцевых маршрутов. Последние с учетом грузопотоков позволяют определить количество транспортных средств по обслуживанию каждого из кольцевых маршрутов.
Количество транспортных средств для кольцевого маршрута Srp определяется по следующей зависимости:
(3.6.1)
где Qт.п. – грузопоток, т;
q – количество груза, перемещаемого единицей транспортных средств за один рейс, т;
n = Qт.п./q – количество рейсов для перевозки всего груза по кольцевому маршруту;
Трейса – время, необходимое для передвижения по кольцевому маршруту, час.
Время движения по маршруту зависит от применяемых транспортных средств.
Имея данные о количестве транспортных средств, обслуживающих маршруты, и о времени движения и выполнения погрузочно-разгрузочных работ по пунктам, можно с определенной степенью условности разработать графики работы транспорта в целом по маршруту и с указанием времени нахождения в тех или иных подразделениях.