Задачи закупочной логистики

Закупочная логистика – область логистики, связанная с закупкой материальных ресурсов (сырья, материалов, комплектующих изделий и т. д.).

Назначение - управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Область действия - часть материального потока логистической цепи от поставщиков материальных ресурсов до производственных подразделений (звена «Производство»).

Цель - удовлетворение потребностей производства необходимыми материальными ресурсами в требуемом временном режиме при оптимальных затратах, что включает в себя:

• выдерживание обоснованных сроков заготовления сырья и комплектующих изделий;

• обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них;

• соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий;

• обеспечение сбалансированности трат для нужд производства в соответствии с выполнением имеющихся задач.

В отделе снабжения различают задачи двух категорий специалистов.

Типичные функции рядового специалиста по закупочной логистике:

• заключить договор,

• проконтролировать исполнение договора,

• организовать доставку,

• организовать складирование.

Типичные функции ведущего специалиста по закупочной логистике:

• решить что лучше: закупать комплектующее или производить его самостоятельно;

• определить что закупить и правильно выбрать способ поиска нужного комплектующего;

• выбрать метод определения потребности в комплектующих (метод снабжения);

• решить сколько и когда закупить;

• выбрать условия поставок (с учетом используемого метода снабжения);

• выбрать поставщика нужного комплектующего.

Рассмотрим эти вопросы подробнее в применении к промышленному предприятию, т.е. речь будет идти о налаживании долгосрочных контактов с целью осуществления регулярных закупок.

А надо ли вообще закупать

Вопрос “а надо ли вообще закупать” заключается в принятии одного из двух альтернативных решений - делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием make-or-buy problem. Как это часто бывает, у каждого варианты есть свои плюсы.

Самостоятельное производство комплектующих:

+ снижает зависимость предприятия от возможного возникновения дефицита;

+ устраняет проблему своевременной поставки продукции в требуемых объемах.

Закупка комплектующих:

+ обеспечивает, как правило, более высокое качество (за счет того, что для стороннего производителя этот вопрос является профильным);

+ за счет более низкой себестоимости при условии невысоких торговых наценок может быть дешевле собственного производства (если конечно закупать через оптовые фирмы).

Кроме того, на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства должно быть принято в случае, если:

• отсутствуют необходимые для производства финансовые средства, а взятие кредита под него является нерентабельным;

• вследствие небольшой потребности производства в конкретном виде комплектующих собственное производство нерентабельно;

• использование имеющихся необходимых для производства комплектующего мощностей нерентабельно.

Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в случае, когда производство конкретного комплектующего, согласно достоверным маркетинговым исследованиям, является рентабельным и производитель имеет финансовые ресурсы или возможности по рентабельному кредитованию его запуска. Также дополнительным стимулом к тому, чтобы начать собственное производство являются:

• недозагруженность имеющегося штата работников;

• географическая удаленность поставщиков, приводящая к повышению стоимости комплектующих за счет доставки и рискам резкого изменения таможенных сборов и акцизов, регулируемых государствами поставщика и покупателя.

Что закупить и как найти

В процессе принятия решения о том, какие комплектующие необходимо закупить, следует определить:

• какие материалы требуются;

• наличие альтернативных комплектующих для снижения риска возникновения ситуации невозможности выпуска конечного продукта из-за отсутствия выбранного уникального элемента в его составе;

• ценовую категорию выбранных комплектующих для обеспечения сбалансированности по составу комплектующих итогового изделия.

Существуют несколько методов поиска необходимых комплектующих, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки может быть рекомендован для определенных целей.

• Объявление конкурса (тендера):

+ получение гарантированно самой низкой цены на рынке за товар нужного класса;

- необходимость составления ТЗ для тендера;

- нерентабельность данного вида для покупателя (при закупке мелких партий);

- непривлекательность предложения для поставщика (при закупке мелких партий).

Вывод: оптимально для закупок больших партий комплектующих.

• Выбор наиболее устойчивого брэнда:

+ высокое качество;

+ привлекательность для потребителя конечного изделия за счет репутации изготовителей комплектующих;

- высокая стоимость комплектующих.

Вывод: оптимально для обеспечения высокого качества комплектующих в составе изделия.

• Выбор на основе анализа соответствия технических характеристик комплектующих их ценам по изучению образцов комплектующих, рекламных материалов производителей, фирменных каталогов, информации в доступных местах и обзорах:

+ соответствие цены качеству и потребительским характеристикам;

- необходимость высокой квалификации для корректного выбора и оценки;

- большие временные затраты.

Вывод: оптимально для выхода на рынок с итоговым продуктом с низкой себестоимостью и высоким итоговым качеством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: