Методы определения потребности в материалах

Принятие решений о том, сколько и когда закупать, производится на основании различных методов, которые теоретически можно разделить на три основные группы. Практически в чистом виде использование этих методов встречается редко: как правило, применяются комбинированные методики.

Основные теоретические методы определения потребности в материалах:

• детерминированный метод - известны определенный период выполнения заказа и потребность в материалах по количеству и срокам;

• стохастический метод - основой для расчета являются математико-статистические методы, дающие ожидаемую потребность;

• эвристический метод - потребность определяется на основе опыта административного состава службы снабжения.

За последние годы разработан ряд специализированных методов снабжения, ориентированных на конкретную потребность производства:

• метод “Канбан”, разработанный в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства – этот метод учитывает потребность, возникающую на конечном этапе производства;

• система планирования материальных потребностей, охватывающая планирование на трех уровнях: предварительном (на основе опыта предыдущих периодов), текущем (при распределении материалов по производственным участкам) и будущем (на основе тенденций роста объема производства и продаж);

• метод “Точно в срок” (JUST-IN-TIME), с помощью которого в результате частых поставок резко сокращаются накопленные запасы;

• система запросов, по которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения;

• метод прогнозных показателей, в рамках которого спрос на большие партии закупок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводится в соответствие со спросом;

• электронно-информационный метод коммуникации клиента и поставщика на основе передачи необходимых данных, когда запрос поступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке уточняются при прямом онлайновом контакте.

Конкретный метод выбирают специалисты, занимающиеся логистической организацией деятельности предприятия, на основании комплексного анализа ситуации с закупками, производством и сбытом. Только оценка деятельности предприятия в целом может обеспечить основу для принятия адекватного решения по поводу методов ведения закупок. Выбранный метод закупок в значительной степени определяет наиболее предпочтительные для производителя условия поставок.

Сколько закупить и когда закупить?

В процессе принятия решения о том, сколько комплектующих необходимо закупить, следует определить:

• количество комплектующих, которые потребуются для производства продукции в конкретные периоды времени;

• требуемые площади складских помещений предприятия;

• издержки на закупки, доставку и хранение комплектующих.

В процессе принятия решения о том, когда конкретные комплектующие необходимо закупить, следует определить:

• периодичность закупок конкретных комплектующих для планомерного обеспечения ими нужд основного производства (ориентировочно для расходных материалов и часто используемых комплектующих и точно для конкретных штучных заказов);

• возможности поставщиков или производителей, у которых могут быть куплены комплектующие (с учетом возможных перебоев в поставках, каникул производителей, государственных праздников и выходных – особенно если предприятие работает в ежедневном / круглосуточном режиме).

Типовые условия поставок

Оптимальный выбор условий закупок прямо или косвенно зависит от используемого метода снабжения, а также от состава комплектующих в конечном продукте, устойчивости спроса на него и серийной или штучной направленности производства. Существуют следующие типы условий поставок.

Поставка товара одной партией:

+большие оптовые скидки,

+гарантия поставки всей партии,

+простота оформления документации,

-большая потребность в складских помещениях,

-замедление оборачиваемости капитала.

Регулярные поставки мелкими партиями:

+ускорение оборачиваемости капитала (как правило, оплачивается товар по поступлению),

+экономия складских площадей,

+ простота оформления документации (оформляют документы на весь заказ сразу),

- вероятность заказа избыточного количества товара,

- необходимость оплаты товара, даже если к моменту поставки потребность в нем отсутствует.

Ежедневные (ежемесячные) поставки по котировочным ведомостям:

+автоматизация процедуры заказа товара (удобно при регулярно закупаемой устойчивой номенклатуре),

+экономия складских площадей,

+гарантия своевременности поставок,

-не подходит при наличии сезонных колебаний спроса и при изготовлении штучной продукции.

Получение товаров по мере необходимости:

+ускорение оборачиваемости капитала (как правило, оплачивается товар по поступлению),

+экономия складских площадей,

+отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товара,

- необходимость регулярно связываться с поставщиками для уточнения количества товара,

- вероятность возникновения ситуации, когда необходимого количества товара у поставщика нет.

Единовременная закупка товара с немедленной поставкой:

+получение точно необходимого товара в нужный момент,

+наибольшая оборачиваемость капитала (купил и сразу использовал),

-более высокие (розничные) цены,

-увеличение издержек при транспортировке товара,

-больший объем оформляемой документации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: