Принятие решений о том, сколько и когда закупать, производится на основании различных методов, которые теоретически можно разделить на три основные группы. Практически в чистом виде использование этих методов встречается редко: как правило, применяются комбинированные методики.
Основные теоретические методы определения потребности в материалах:
• детерминированный метод - известны определенный период выполнения заказа и потребность в материалах по количеству и срокам;
• стохастический метод - основой для расчета являются математико-статистические методы, дающие ожидаемую потребность;
• эвристический метод - потребность определяется на основе опыта административного состава службы снабжения.
За последние годы разработан ряд специализированных методов снабжения, ориентированных на конкретную потребность производства:
• метод “Канбан”, разработанный в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства – этот метод учитывает потребность, возникающую на конечном этапе производства;
|
|
• система планирования материальных потребностей, охватывающая планирование на трех уровнях: предварительном (на основе опыта предыдущих периодов), текущем (при распределении материалов по производственным участкам) и будущем (на основе тенденций роста объема производства и продаж);
• метод “Точно в срок” (JUST-IN-TIME), с помощью которого в результате частых поставок резко сокращаются накопленные запасы;
• система запросов, по которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения;
• метод прогнозных показателей, в рамках которого спрос на большие партии закупок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводится в соответствие со спросом;
• электронно-информационный метод коммуникации клиента и поставщика на основе передачи необходимых данных, когда запрос поступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке уточняются при прямом онлайновом контакте.
Конкретный метод выбирают специалисты, занимающиеся логистической организацией деятельности предприятия, на основании комплексного анализа ситуации с закупками, производством и сбытом. Только оценка деятельности предприятия в целом может обеспечить основу для принятия адекватного решения по поводу методов ведения закупок. Выбранный метод закупок в значительной степени определяет наиболее предпочтительные для производителя условия поставок.
Сколько закупить и когда закупить?
|
|
В процессе принятия решения о том, сколько комплектующих необходимо закупить, следует определить:
• количество комплектующих, которые потребуются для производства продукции в конкретные периоды времени;
• требуемые площади складских помещений предприятия;
• издержки на закупки, доставку и хранение комплектующих.
В процессе принятия решения о том, когда конкретные комплектующие необходимо закупить, следует определить:
• периодичность закупок конкретных комплектующих для планомерного обеспечения ими нужд основного производства (ориентировочно для расходных материалов и часто используемых комплектующих и точно для конкретных штучных заказов);
• возможности поставщиков или производителей, у которых могут быть куплены комплектующие (с учетом возможных перебоев в поставках, каникул производителей, государственных праздников и выходных – особенно если предприятие работает в ежедневном / круглосуточном режиме).
Типовые условия поставок
Оптимальный выбор условий закупок прямо или косвенно зависит от используемого метода снабжения, а также от состава комплектующих в конечном продукте, устойчивости спроса на него и серийной или штучной направленности производства. Существуют следующие типы условий поставок.
Поставка товара одной партией:
+большие оптовые скидки,
+гарантия поставки всей партии,
+простота оформления документации,
-большая потребность в складских помещениях,
-замедление оборачиваемости капитала.
Регулярные поставки мелкими партиями:
+ускорение оборачиваемости капитала (как правило, оплачивается товар по поступлению),
+экономия складских площадей,
+ простота оформления документации (оформляют документы на весь заказ сразу),
- вероятность заказа избыточного количества товара,
- необходимость оплаты товара, даже если к моменту поставки потребность в нем отсутствует.
Ежедневные (ежемесячные) поставки по котировочным ведомостям:
+автоматизация процедуры заказа товара (удобно при регулярно закупаемой устойчивой номенклатуре),
+экономия складских площадей,
+гарантия своевременности поставок,
-не подходит при наличии сезонных колебаний спроса и при изготовлении штучной продукции.
Получение товаров по мере необходимости:
+ускорение оборачиваемости капитала (как правило, оплачивается товар по поступлению),
+экономия складских площадей,
+отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товара,
- необходимость регулярно связываться с поставщиками для уточнения количества товара,
- вероятность возникновения ситуации, когда необходимого количества товара у поставщика нет.
Единовременная закупка товара с немедленной поставкой:
+получение точно необходимого товара в нужный момент,
+наибольшая оборачиваемость капитала (купил и сразу использовал),
-более высокие (розничные) цены,
-увеличение издержек при транспортировке товара,
-больший объем оформляемой документации.