Лекция. Логистический цикл промышленного предприятия

Рассмотрение структуры предприятия в виде трех звеньев обусловлено двумя факторами.

1. Материальный поток в процессе своего движения от поставщиков исходных ресурсов до потребителей готовой продукции, в зависимости от состава его элементов, проходит три стадии:

• закупочная стадия (элементами материального потока являются материальные ресурсы),

• производственная стадия (элементами материального потока является незавершенное производство),

• стадия сбыта (элементами материального потока является готовая продукция).

2. Звенья логистической цепи предприятия имеют противоречивые экономические интересы. Противоречивое поведение затрат возникает всякий раз, когда при минимизации затрат в одном звене (подразделении) увеличиваются затраты (экономические потери) в другом звене или звеньях. Например, закупка некачественных и дешевых комплектующих (минимизация затрат в звене «закупка») неизбежно приведет к удорожанию процесса их обработки для получения качественного изделия (увеличению затрат в звене «производство») или дополнительным расходам при продаже получившегося некачественного изделия (увеличению затрат в звене «сбыт»).

Трехзвенная логистическая цепь обусловила выделение трех видов логистики:

• логистика, связанная с закупкой сырья, материалов, комплектующих изделий и т. д. (закупочная логистика);

• производственная логистика;

• логистика, специализирующаяся на реализации продукции (распределительная или маркетинг-логистика).

Мощности звеньев логистической цепи

Мощность логистического звена - это обеспечиваемая его организационным и технологическим потенциалом максимально возможная интенсивность движения и использования материального потока или выпуск максимально возможного объема собственной (конечной) продукции (работ, услуг) в единицу времени.

Для промышленного предприятия мощности звеньев «Закупки» и «Сбыт» более мобильны, чем мощность звена «Производство», так как они не связаны с основными фондами производственных цехов и подразделений, с количеством и сложностью расположенного там технологического оборудования, с квалифицированной рабочей силой этого звена и т. д.

Таким образом, основным внутренним ограничивающим фактором по быстрому увеличению объема выпуска продукции предприятия выступает мощность звена «Производство». При этом важно понимать, что в рыночных условиях возможности звена «Сбыт» являются тем ограничивающим фактором, который изначально влияет на скорость нарастания мощности звена «Производство».

В итоге, с увеличением объема выпуска продукции, в звеньях «Закупка», «Производство», «Сбыт» могут происходить различные процессы, влияющие на изменение доли себестоимости одной единицы продукции, приходящейся на каждое из звеньев.

Рассмотрим подробнее эти процессы и влияющие на них факторы.

В звене «Закупка» себестоимость единицы продукции (точнее, на этом этапе, набора комплектующих для ее производства) может уменьшиться или в худшем случае останется прежней. Уменьшение себестоимости является следствием закупки материалов по более низким ценам за счет увеличения объемов поставок. Чаще всего – это очередная колонка в сетке оптовых скидок, присутствующей у многих торгующих организаций. В ряде случае возросшие объемы закупок делают эффективным с экономической точки зрения организацию конкурсов (тендеров), в результате чего заключается контракт с поставщиком, способным предложить более выгодные условия. Также может оказаться, что новые объемы закупок позволят выйти на непосредственного производителя конкретных комплектующих, что также будет означать уменьшение затрат на закупку материалов и комплектующих. Остаться на прежнем уровне доля себестоимости, приходящаяся на это звено, может в двух случаях: если увеличение мощности цепи не настолько значительно, чтобы сработали прогнозируемые факторы снижения издержек или если система снабжения настолько неэффективна, что просто не может реализовать полученные преимущества, не справляясь с возросшей нагрузкой на транспортные и складские объекты.

В отношении звена «Сбыт» ситуация скорее обратная: себестоимость единицы продукции (точнее, на этом этапе, объем затрат на ее продвижение на рынок, упаковку, транспортировку и реализацию) может увеличиться или в лучшем случае останется прежним. Увеличение себестоимости в этом звене является следствием отсутствия прямой зависимости между объемом вложенных в рекламу (или более обще, в методы стимулирования продаж) средств и полученным в итоге оборотом. Иными словами, если при рекламном бюджете в 10000$ в год предприятие получало выручку в размере 200000$, то потратив 20000$ в год, оно вряд ли получит 400000$ оборота. Объем продаж безусловно возрастет, но на сколько конкретно сказать однозначно нельзя: для данного примера в различных ситуациях возможны цифры 250000$, 300 000$, 350000$. Причиной этого является ограниченная емкость рынка, по крайней мере в этом регионе. Поскольку численность населения меняется плавно, привычки и потребности также, то заставить жителей того же города вдруг покупать в два раза больше зубных щеток крайне проблематично. Возрастание объема продаж конкретного производителя будет иметь место за счет вытеснения прочих конкурентов. Такая же цель может быть достигнута и без увеличения (по крайней мере без значительного) рекламного бюджета, например, временным снижением цен, затеванием лотереи из серии «собери 25 оберток и тогда может быть выиграешь самолет» и т.д. В любом случае предоставленные скидки и призы – это тоже часть расходов в звене «Сбыт», затрачиваемых на попытки увеличить его мощность, равную объему продаж продукции в единицу времени (обычно квартал или год). Иной способ наращивания мощности – осваивание новых рынков, на которых дополнительно вложенные 10000$ принесут привычную отдачу в виде 200000$ оборота. Этот процесс в большинстве случаев требует прежде всего денег и времени, причем вложенные средства окупятся не сразу. Если желание рисковать своими деньгами нет, или нет разумных и готовых за это взяться административных работников, то обычно начинают развивать сеть посредников и дилеров, что во многом более практично и гипотетически позволяет охватить весьма широкий рынок.

Наиболее разнообразно может повести себя звено «Производство»: себестоимость единицы продукции (точнее, на этом этапе, объем затрат на собственно ее изготовление) может как уменьшиться, так и увеличиться или в некоторых случаях остаться прежним.

Здесь все зависит от продуманности имеющейся технологической карты производства работ и загруженности текущего парка станков и/или рабочего коллектива. Если увеличение выпуска продукции возможно преимущественно за счет пересмотра используемых технологий, изменения очередности технологического цикла, перераспределения материальных и трудовых ресурсов и т.д., то скорее всего себестоимость этого звена будет уменьшаться. Другой пример – серьезная модернизация производства, в процессе которой закупается новое оборудование, арендуются новые помещения, нанимается дополнительный штат сотрудников. В этом случае вряд ли удастся сразу же добиться максимальной эффективности использования всего вышеперечисленного. Скорее всего новые линии будут работать не со 100% нагрузкой или не с максимальной эффективностью, по крайней мере первое время. И то, и другое повлияет на себестоимость самым печальным образом – она возрастет. Если оба способа увеличения мощности звена «Производство» применяются одновременно, или само увеличение не слишком значительное, то возможна ситуация, когда себестоимость прохождения материалопотока в этом звене останется прежней.

Отсюда возникает логичный вопрос: а как рассчитать необходимый прирост мощности с тем, чтобы обеспечить экономическую эффективность этого процесса? Под экономической эффективностью в данном случае понимается грубое увеличение прибыли, исчисляемой как разница между продажной ценой и себестоимостью партии товаров. Важно отметить, что кроме чисто экономической эффективности, существует также и стратегическая эффективность, выражаемая в том, что хотя в настоящий момент увеличение оборота может и не принести существенного увеличения прибыли, или даже сократить её, то в будущем такой шаг гарантированно обеспечит фирме нужное положение на рынке с соответствующим экономическим эффектом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: