Глава 2 институты социализации

Институты социализации — это исторически сложив­шиеся, устойчивые формы организации совместной дея­тельности людей, направленной на воспитание, развитие и подготовку детей и молодежи к самостоятельной жиз­недеятельности, к их адаптации в изменяющемся социу­ме и их интеграции в общество.

К институтам социализации, как правило, относят семью, образовательные учреждения различного типа и вида; общественные формирования, в том числе дет­ские, подростковые и молодежные объединения и др.

В данной главе уделено внимание семье, общеобра­зовательной школе, подростковым клубам, детским и молодежным общественным движениям, неформаль­ным объединениям как институтам, оказывающим осо­бое влияние на развитие и социализацию несовершен­нолетних.

Семья как субъект

педагогического взаимодействия

и социально-педагогическая среда

воспитания и развития ребенка

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС СЕМЬИ

В жизни каждого человека семья играет исключительно важную роль, и поэтому многие науки (со­циология, педагогика, психология, экономика, юриспруденция, демография и др.) проявляют высокий интерес к исследованию проблем семьи. Множественность подходов к изучению такого феномена как семья приводит к тому, что в разных работах мы находим разные сущностные характерис­тики семьи. Так, Л.С. Ломизе пишет, что семья — это «общность людей, основанная на супружеском союзе или родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами и другими родственниками, живущими вместе, име­ющими единый бюджет и ведущими одно домашнее хозяйство» {Ломизе Л.С. Лекция о семье. М., 1985. С. 3). В.И. Зацепин и В.Д. Цимбалюк считают, что семья — это «форма общности людей, состоящая из соединен­ных браком мужчины и женщины, их детей (собствен­ных или усыновленных), а также, в некоторых случа­ях, из других лиц, связанных с вышеназванными кров­нородственной связью» (Семья. Социально-психологи­ческие и прочие проблемы: Справочник/ В.И. Зацепин и др. Киев, 1989. С. 64). Видный отечественный социо­лог А.Г. Харчев дает следующее определение семьи: «Семья — это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, общностью быта и взаим­ной моральной ответственностью перед обществом за воспроизводство населения» (Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. С. 75). Данное определение в отече­ственной науке является практически общепризнан­ным. Следует отметить, что, несмотря на некоторые различия в приводимых авторами характеристиках се­мьи, все они указывают на то, что основой семьи яв­ляется брак как союз между мужчиной и женщиной для образования семьи и жизни в ней, который санк­ционируется и охраняется государством и регламен­тирует права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к их детям.

По составу семей выделяют полные, неполные, сложные (расширенные) семьи. В полных семьях есть муж, жена и дети, тогда как в неполных — только один супруг с детьми. Сложная (расширенная) семья вклю­чает, как правило, несколько поколений, проживаю­щих под одной крышей. Американский социолог Мэр-док ввел понятие нуклеарнои семьи, которая состоит только из самых необходимых для образования семьи членов — мужа и жены. В нее может входить сколько угодно детей, но стало фактом уменьшение их коли­чества и даже образование бездетных нуклеарных се­мей.

По характеру взаимоотношений между членами выде­ляются семьи авторитарные, демократические и эга­литарные. Авторитарная семья характеризуется строго­стью, беспрекословным подчинением жены мужу или мужа жене и детей родителям. Демократическая — ос­новывается на взаимном уважении, на распределении семейных ролей в соответствии с потребностями кон­кретной обстановки, с личными качествами и способ­ностями супругов, на равном участии каждого из них во всех видах деятельности семьи, на совместном при­нятии всех важных решений. Эгалитарная, или совре­менная нуклеарная, семья — это семья с равной до­лей прав и ответственности всех ее взрослых членов, с достаточно независимым положением детей. Некоторые авторы упоминают семьи коллективистскую и индиви­дуалистскую. В первой для супругов равно важна про­фессиональная и общественная деятельность, они гибко (иди при активном участии мужа) распределяют до­машние обязанности, совместно проводят досуг, кол­лективно принимают решения. Вторая характеризуется тем, что внесемейная деятельность для супругов важ­нее, чем семейная, домашняя работа сведена до ми­нимума, а при обсуждении важнейших решений воз­можны конфликты, если задеты чьи-либо индивиду­альные интересы.

Разнообразны взгляды авторов и на функции семьи. Так, Г.М. Свердлов и В.А. Рясенцев считают, что ос­новные функции семьи — это продолжение рода, вос­питательная, хозяйственная, взаимопомощи; В.П. Ключ­ников — продолжение человеческого рода, воспитание детей, хозяйственная; С.Д. Лаптенок — хозяйственно-бытовая, воспроизводства населения, воспитательная, организация досуга своих членов; Н.Г. Юркевич — ду­ховное общение, сексуальная, рождение детей, сотруд­ничество в процессе воспитания, добывание необхо­димых средств для. ведения домашнего хозяйства, орга­низация досуга, взаимная моральная и материальная поддержка; А. Г. Харчев — воспроизводство населения, социализация, хозяйственная, организация потребле­ния и досуга; В.И.Зацепин и В.Д. Цимбалюк — эконо­мическая, репродуктивная, воспитательная, рекреатив­ная, коммуникативная, регулятивная, фелицитологи-ческая (от итал. «фелиците» — счастье). Но наиболее удачной и полной, на наш взгляд, является классифи­кация функций семьи, предложенная М.С. Мацковс-ким (Социальная сфера: преобразование условий тру­да и быта. М., 1988. С. 111 — 112). Выделив десять важ­нейших сфер семейной деятельности, он в соответствии с каждой из них описал общественные и индивидуаль­ные функции семьи (см. табл. 1).

Таким образом, приведенные характеристики типов и функций семей убеждают в том, что все исследова­тели прямо указывают на воспитание, социализацию и духовное воспроизводство личности как на важней­шие функции семьи.

ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Рассмотрим основные типы семей­ных отношений, охарактеризован­ные отечественной исследователь­ницей P.M. Капраловой.

Первый тип — в семье согласованные гармоничес­кие отношения, с высокой социальной направленно­стью. Семейные отношения соответствуют принципам нашего общества, отвечают целям и задачам его в об­ласти воспитания (уважение к личности, любовь и дружба, теплота и взаимная забота, добросовестный труд, взаимная уступчивость и др.). В воспитании де­тей присутствуют общественно-политическая мотива­ция, целенаправленность, системность, понимание конкретных задач и содержания воздействий на ребенка. Все члены семьи по отношению друг к другу прояв­ляют высокую эмпатию, т.е. способность сопережива­ния.

Второй тип — в семье урегулированные компромисс­ные отношения с высокой социальной направленнос­тью. Их характеризует наличие необходимых условий для формирования правильного социального опыта лично­сти, ее общественно значимой направленности. Отно

    Таблица 1
СФЕРА СЕМЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
Репродуктивная Биологическое воспроизводство обще­ства Удовлетворение потребностей в детях
Воспитательная Социализация молодого поколения. Под­держание культурной непрерывности обще­ства Удовлетворение потребностей в родитель-стве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях
Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно-бытовых услуг од­ними членами семьи от других
Экономическая Экономическая поддержка несовершенно­летних и нетрудоспособных членов обще­ства Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетру­доспособности или в обмен за услуги)
Сфера первично­го социального контроля Моральная регламентация поведения чле­нов семьи в различных сферах жизнедея­тельности, а также ответственности и обя­зательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведе­ние и нарушение моральных норм взаимо­отношений между членами семьи
Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного со­юза
СФЕРА СЕМЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
Социально-ста­тусная Досуговая Эмоциональная Сексуальная Представление определенного социально­го статуса членами семьи. Воспроизводство социальной структуры Организация рационального досуга. Соци­альный контроль в сфере досуга Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия Сексуальный контроль Удовлетворение потребностей в социаль­ном продвижении Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение до-суговых интересов Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в се­мье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви Удовлетворение сексуальных потребнос­тей

шения регулируются, но атмосфера их иногда бывает неблагоприятной для отдельных членов семьи. Недоста­ток терпения, выдержки, тактичности в воспитании детей у одного из родителей «выравнивается» уступчи­востью, мягкостью другого. Это вызывает некоторый контраст в отношениях к детям, в требованиях к ним. В этих семьях, как правило, перспективы определены, но в решении повседневных задач отмечаются колеба­ния, стихийность, которые в конечном итоге устраня­ются.

Третий тип — отношения неустойчивые, но в целом положительные, с высокой социальной направленно­стью. Эта группа семей промежуточная между положи­тельными и отрицательными семейными отношения­ми (отмечают конфликты, носящие эпизодический ха­рактер). В бесконфликтные периоды в этих семьях — взаимное уважение, доверие, атмосфера, близкая к жизни семей первого и второго типов.

Четвертый тип — в семье урегулированные отноше­ния, но с низкой социальной направленностью. Этому типу отношений характерны мещанско-обывательская направленность в поступках и действиях, наличие по­требительских мотивов, двойственность норм отноше­ний к людям (заботливые, теплые отношения к чле­нам семьи и холодные, расчетливые — к чужим). У де­тей в таких семьях формируется обывательская мерка ценностных ориентации.

Пятый тип — отношения внешне благопристойные, урегулированные, но внутренне неблагоприятные, при низкой или при противоречивой социальной направлен­ности членов семьи. Видимость благополучных отноше­ний поддерживается иногда по согласию и убежденнос­ти супругов в «необходимости сохранения семьи для де­тей», а иногда — домостроевскими порядками, побоями, угрозами. Родители самоустраняются от воспитания де­тей, подрывают авторитет друг друга ссорами и личны­ми оскорблениями. Основные заботы по уходу за детьми и их воспитанию несет жена-мать. В семье — настроение неуверенности.

Шестой тип — в семье резко конфликтные отноше­ния при низкой или противоречивой социальной направленности. Неблагополучие вызвано частыми конф­ликтами, психологической несовместимостью, алкого­лизацией одного из супругов, реже — обоих. В семье — неуважение друг к другу, недоверие, грубость, оскор­бления. Тяжелая семейная обстановка негативно влия­ет на воспитание детей. В несчастливых браках («неудав­шихся», по мнению супругов) они эмоционально не­уравновешенны, вспыльчивы, излишне критичны по отношению друг к другу, стремятся взять верх один над другим, доминировать, отличаются замкнутостью, от­чужденностью, подозрительностью, недоверчивостью к людям, к своему супругу или супруге, как правило, скованны в выражении чувств, переживаний, мыслей, планов.

Современное общество заинтересовано в формиро­вании крепкой семьи, в развитии в ней коллективис­тических начал, способствующих созданию оптималь­ных условий для воспитания подрастающих поколений. Но какой будет семья двух конкретных молодых супру­гов — это во многом зависит от их личностных качеств, представлений, ценностных ориентаций. Понимание молодоженами перспектив развития семьи как коллек­тива в немалой степени зависит от знания ими соот­ветствующих критериев, психологических параметров семьи-коллектива.

Основу российской семьи составляет брачный союз по любви. Еще до появления детей в такой семье со­держатся многие предпосылки для формирования кол­лектива: общие идеалы и устремления, совпадающие с целями общества, взаимопомощь и взаимное духов­ное общение и обогащение, заинтересованность од­ного в производственной и общественной деятельно­сти другого, коллективные оценочные суждения; при этом семья не только передает, но и создает духов­ные ценности: супружескую любовь, уважение и лю­бовь детей к родителям, семейную солидарность. С по­явлением детей семья обретает новый признак кол­лектива, поскольку вместе с детьми возникает новая и главнейшая в условиях семьи гражданская совмест­ная деятельность по воспитанию детей, отвечающая целям общества.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ

В области духовной жизни самой важной функцией семьи является воспитание детей. Хотя семейное и общественное воспитание взаимо­связаны, дополняют и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравноз­начны и ни при каких условиях такими не станут. Се­мейное воспитание более эмоционально, чем любое другое воспитание, поскольку в основе его лежит ро­дительская любовь к детям, вызывающая ответные чув­ства детей к родителям.

Хорошо известно, что в последнее время массовым становится новый тип семьи, единство которой все больше зависит от таких личных отношений, как взаи­мопонимание, взаимная привязанность, взаимное дру­жеское участие. Именно в таких семьях полнее и содер­жательнее удовлетворяются важнейшие личностные по­требности супругов и других членов семьи (потребности в ласке, нежности, эмоциональном тепле, в чувстве собственного достоинства, в ощущении ценности и зна­чимости своей личности для других членов семьи, во взаимоподдержке и взаимопонимании). Именно в таких семьях и у взрослого, и у ребенка наиболее успешно формируется такое важное специфическое качество лич­ности, как чувство принадлежности к семье как к со­циальному институту. Трудно переоценить наличие у каждого члена семьи этого развитого полифункциональ­ного личностного качества: это и чувство идентичнос­ти с обществом, поощряющим и регламентирующим семью как ячейку общества, и чувство долга и ответ­ственности за состояние дел в семье, и чувство необ­ходимости существования семьи, ее сохранения как ус­ловия полнокровной, духовно насыщенной жизни ее членов. Сформированное чувство принадлежности к се­мье у ее членов в значительной мере определяет харак­тер выполнения взрослыми супружеских и родительс­ких обязанностей, особенности отношений младших к старшим. Оно тесно связано и с уровнем психологичес­кой готовности молодого человека к браку, к созданию семьи. Вместе с тем, как показывают исследования, чув­ство принадлежности к семье формируется под влиянием совершенно определенных характеристик семей­ного общения, зависящих прежде всего от конкретных личностных особенностей взрослых.

Внутрисемейное общение составляет самостоятель­ную форму общения, основанную на взаимоотноше­ниях взрослых и детей. Эти взаимоотношения включают различные стороны общения: обмен мыслями и про­явление чувств, доверие и уважение, внимание и за­боту, ответственность и дружбу, совместные дела и об­щность интересов. В процессе этих отношений происхо­дит взаимодействие, взаимовлияние.

В семье предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу. Уважение, преданность, симпатия, любовь — именно эти чувства как ничто другое спо­собствуют интимности, доверительности в отношени­ях, прочности семейного очага. Детей учат любить преж­де всего собственные родители. Если ребенок окружен постоянной любовью вне зависимости от того, какой он в данный момент — «хороший» или «плохой», то такие проявления родительской любви вызывают у ре­бенка ощущение ценности собственного «Я». Следствием этого является развитое чувство принадлежности к се­мье, когда дети дорожат и гордятся тем, что они жи­вут с папой и мамой, они подражают им и с гордо­стью рассказывают о них окружающим. Дети осознан­но и неосознанно отождествляют себя со своими ро­дителями. Став взрослыми, они способны любить пре­данно и глубоко.

Потребность ребенка в эмоциональном контакте со взрослыми не является врожденной, а формируется со­циальным путем в процессе общения со взрослыми. Удовлетворение этой потребности возможно лишь в случае взаимной заинтересованности, взаимного кон­такта взрослого и ребенка.

Если же дети постоянно находятся в контакте со взрослыми, которые нейтральны по отношению к ним или настроены эмоционально отрицательно, способ­ность к эмоциональному контакту может сформировать­ся неправильно, либо вообще не разовьется.

Неудовлетворенность потребности в эмоциональном контакте ведет к появлению таких способов его удовлетворения, которые способствуют формированию от­рицательных черт характера, затрудняют установление нормальных взаимоотношений ребенка с окружающим миром (различные формы протестного поведения, в т.ч. капризы).

Особую роль играет избирательность потребности в общении. Чем более заинтересован ребенок в общении именно с данным человеком, тем сильнее его потреб­ность в эмоциональном контакте, которую он стремится удовлетворить, используя все находящиеся в его рас­поряжении средства.

Удовлетворение коммуникативных потребностей ста­новится особенно значительным тогда, когда ведущи­ми мотивами общения детей становятся личностные мотивы. Именно на этом этапе интенсивно функцио­нирует самооценка ребенка, он активно оценивает дру­гих, у него начинает складываться нравственный опыт, вследствие чего у ребенка появляется новая потреб­ность — во взаимопонимании, в эмоциональном со­переживании. Меняется и объект общения: более зна­чимыми для детей становятся контакты со сверстника­ми, нежели со взрослыми.

Общение родителей с детьми может происходить по-разному: если есть богатые духовные связи — общение незаметно плавно переходит от одного этапа к друго­му, без резких конфликтных ситуаций. Там же, где эти отношения носят внешний характер (родители заботятся о питании, одежде, их волнуют отметки, поощрения, выговоры, получаемые ребенком в школе), бывают рез­кие перепады отношений: родители «вдруг» оказыва­ются перед фактом, что их ребенок вырос, уже всеце­ло им не принадлежит, что у него появились другие и очень сильные привязанности.

Потребность в общении у ребенка неразрывно свя­зана с потребностью в ласке, эмоциональном тепле, родительской любви. Однако любое чувство не должно быть чрезмерным, иначе оно превращается в свою про­тивоположность.

Известно, что есть семьи, в которых детей «закарм­ливают» любовью, ласками, окружают несоразмерным почитанием и восхищением. Родители ежеминутно испытывают острую потребность выражать свою любовь к детям. Принимая безграничную любовь и ощущая свою сверхценность вне зависимости от действительных ка­честв, дети в таких семьях становятся эгоистичными, самовлюбленными, у них формируются завышенные требования к другим. Вырастая, они проявляют «соб­ственнический» характер любви: другие должны при­надлежать только им, как некогда принадлежали им родители. Они постоянно самоутверждаются в своей ценности через всевозможные и постоянные знаки люб­ви со стороны окружающих. Если любовь других внеш­не ярко не выражена, они обвиняют их в невнимании, равнодушии к себе, измене. Сами же не столько лю­бят, сколько снисходительно позволяют себя любить. И безмерная родительская любовь неизбежно приво­дит повзрослевших детей к зависимости, несамостоя­тельности, незрелости. Чтобы сохранить любовь, иног­да требуются значительные усилия, но на такие уси­лия заласканные в детстве люди, как правило, не способны. При малейших жизненных затруднениях их брачный союз не выдерживает испытания, и они воз­вращаются к родителям.

Будет уместным отметить и тот факт, что гипертро­фированная родительская любовь, неуемные ласки (беспрестанные крепкие объятия, поцелуи в губы, сон в постели с детьми, купание их в ванне и т.п.) могут нарушить сексуальное развитие детей. По наблюдениям А.И. Захарова, известного отечественного исследовате-ля, у некоторых из таких людей любовь в дальнейшем имеет ярко выраженную эротическую направленность, а у других, напротив, может наблюдаться безразличие по отношению к противоположному полу.

Все это в конечном итоге почти всегда формирует у детей в таких семьях двойственное отношение к чрез­мерной любви родителей: они одновременно принима­ют и не принимают ее. Ребенок, вынужденный посто­янно отвечать на настойчивую любовь родителей, ус­тает от ее избытка, пресыщается ею, вследствие чего у него развивается эмоциональное перенапряжение, он начинает плакать, капризничать, упрямиться, т.е. про­тестовать, против любви. Избыток родительской любви такие дети воспринимают как угрозу потери своей неповторимости, самостоятельности. Став взрослыми, они чрезвычайно щепетильны в выборе партнера, очень сдержанно выражают чувства, что создает определен­ные сложности в их общении с любимыми, порождая почву для будущих конфликтов в семье.

Есть семьи, в которых родители обнаруживают так называемую «принципиальную» любовь к детям. Ребе­нок получает награду в виде ласки, любви только тог­да, когда родители им довольны. Если ожидания ро­дителей не оправдываются, то у них возникает беспо­койство, легко перерастающее в раздражение и отри­цание. Ценность личности ребенка здесь совершенно не принимается во внимание. Любовь родителей к де­тям носит противоречивый, колеблющийся характер: от полного отрицания до вспышек немотивированной любви. В дальнейшем, будучи взрослыми, дети из та­ких семей либо чрезмерно сдержанны в любви, либо безрассудны, либо же их любовь носит неустойчивый характер.

Наконец, встречаются семьи, в которых потребнос­ти детей в ласке, в любви не удовлетворяются. Чаще всего родители в таких семьях отличаются эмоциональ­ной холодностью, отчужденностью, незрелостью, эго­измом, они не способны к любви или не придают ей должного значения. Дефицит родительской ласки, люб­ви часто имеет место в семьях, где появление ребенка помешало родителям в реализации их жизненно важ­ных целей, которые они ставят выше, чем родительс­кие чувства. Инбгда родители остаются равнодушными, эмоционально холодными к ребенку только потому, что вместо девочки появился мальчик или наоборот. В ряде случаев сильное желание иметь дочь приводит к тако­му отношению к сыну, как если бы он был девочкой. Не удивительно, когда мы в подобных ситуациях встре­чаем детей, считающих себя лишними, ненужными, никчемными.

Некоторые считают, что дети, воспитывающиеся в условиях большой семьи, входят в жизнь более подго­товленными, чем дети-одиночки. Действительно, эти дети, находясь в окружении своих братьев и сестер, уже с раннего возраста привыкают помогать друг другу, раз­решать возникающие противоречия во время игры, при­спосабливаться к особенностям своих еще неокрепших характеров, уступать друг другу, если надо. Однако и здесь очень многое зависит от родителей, им трудно окружить заботой всех детей поровну, если их много, в семье может сложиться атмосфера ревности, сопер­ничества, недоверия и т.п. А ведь каждый ребенок нуж­дается в заботе и любви своих близких, в теплоте об­щения с другими членами семьи, в любви, уважении и одобрении его поступков. Если эти потребности в силу каких-либо личностных особенностей родителей, спе­цифики семейного общения не будут индивидуально удовлетворены, то развитие ребенка может пойти не­правильно.

Мучительные детские переживания, которые возни­кают в подобных ситуациях, накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека, вследствие чего на­рушается правильное представление о самом себе — са­мооценка, без которой нет соответствующего самоува­жения. Замедляется развитие личности в целом, ее со­циальное и психологическое созревание. Став взрослы­ми, такие люди бывают часто благодарны только за то, что им позволяют любить. Они крайне робки и застен­чивы в проявлении любви не уверены в себе, создание полноценной семьи для них проблематично.

Родительская любовь как ничто другое способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения у человека. Он считает, что достоин любви других, дорожит хорошим мнением о себе окружающих. Такие люди, как правило, не позво­ляют совершать по отношению к себе поступки, не вы­зывающие одобрения общества. С другой стороны, че­ловек, лишенный любви (и часто — уважения других), чувствует себя неудовлетворенным, недостойным, уни­женным. Самооценка и представление о себе в этом слу­чае имеют настолько малое значение, что такие люди проявляют агрессивность и недружелюбие к другим иногда только потому, что таким путем они могут у некоторых вызвать хоть какое-то «уважение» к себе. Или же они проявляют агрессивное отношение к самим себе, считая себя виновными и ответственными за от­сутствие любви и уважения к ним у других.

Подготовка личности к более полной социальной приспособленности и отсюда — к более бесконфликт­ному поведению в семье начинается с самого раннего детства. Большую роль играют здесь разные способы поведения родителей и детей.

Хорошо известно, что дети, которые выходят из сплоченных, счастливых семей, имеют больше шансов создать в будущем полноценные семьи.

И, наоборот, в научной литературе более чем до­статочно данных об отрицательном влиянии определен-' ных негативных личностных и конфликтных особенно­стей родителей на развитие детей.

Так, например, если мать агрессивна, тревожна, педантична или смотрит на ребенка как на средство компенсации ее несбывшихся желаний, неосуществлен­ных надежд, то это крайне неблагоприятно отражается на детской психике. Тип агрессивной матери может иметь различные варианты. Она может, например, чрез­мерно критично, неспокойно относиться к своему суп­ругу (по разным причинам) и передать это детям, ко­торые будут воспитываться в духе негативизма к свое­му отцу. Агрессивность матери может проявиться по отношению к одному из детей, который был по ка­ким-либо причинам «нежелательным».

Беспокойная, тревожная мать постоянно ограничи­вает своих детей. Она держит их в «стерильной» чисто­те, предохраняет от «плохих влияний», ограничивает их общение со сверстниками. А если у матери было тяже­лое детство, неудачный брак, не везло с работой, она старается делать все возможное, чтобы это не повтори­лось и у ее детей. Так, делая детей предметом достиже­ния своих несбывшихся планов, мать, образно говоря, закладывает под фундамент их будущего семейного сча­стья разрушительную мину замедленного действия.

Что касается отцов, то более изучены два их типа: отец «отсутствующий» и отец — «воплощение строгос­ти и суровости».

В любом случае при «отсутствующем» отце к мини­муму сводится влияние отцовского авторитета, который в воспитании детей играет такую же большую пси­хологическую роль, как и материнская ласка, не­жность, эмоциональное тепло. Здесь могут быть разные варианты: в одних случаях «отсутствующие» отцы по­являются в семьях, где первую скрипку играет мама, т.е. когда она властна, доминантна, единолично реша­ет все семейные проблемы; в других — «отсутствующие» отцы возникают как результат ослабления, а иногда и неразвитости эмоциональных связей их с детьми, след­ствием чего они недостаточно интересуются детьми и не участвуют в их воспитании.

Суровые, строгие отцы слишком требовательно со­блюдают контроль за выполнением поставленных ими перед детьми задач. Часто они требуют от детей то, к чему те еще не подготовлены интеллектуально или эмо­ционально. Такие отцы обычно угнетают дочерей мо­рализированием, разного рода поучениями, но особен­но взыскательны они бывают по отношению к сыно­вьям.

Реже, но все же встречаются отцы, которые в пря­мом смысле слова вселяют в детей ужас. Психологичес­кие исследования показывают, что такие отцы нередко ненавидят своих детей, враждебно настроены по отно­шению к ним, как правило, злоупотребляют алкого­лем. Их «авторитет» в семье основывается на страхе дру­гих членов семьи. Нетрудно предположить, какими «вос­питательными» возможностями обладает такой отец.

Едва ли есть семья, в которой не была бы допущена хотя бы какая-нибудь ошибка в процессе воспитания детей. И вместе с тем одни родители воспитали своих детей хорошо, другие — почти хорошо или не так уж плохо, третьи же воспитали своих детей совсем плохо.

Последнее становится возможным потому, что в се­мьях складываются ошибочные системы воспитания: либеральная, крайне строгая (ограничивающая, пред­писывающая) и непоследовательная системы.

При либеральной системе (системе вседозволеннос­ти) родители удовлетворяют все потребности, все тре­бования детей. Образно говоря, в таких семьях обычно дети решают, как поступать родителям в том или ином случае. Психологически в таких ситуациях иногда возникают условия, вызывающие преждевременное созре­вание детей, в том числе и половое, что в конечном итоге приводит к формированию у них дополнитель­ной психологической напряженности и к повышению их реальной и потенциальной конфликтности.

Строгое (ограничивающее, предписывающее) вос­питательное отношение к детям ограничивает их сво­боду реализовать себя, собственное «Я». Поведение де­тей подчинено в таких семьях искусственно созданным формам и требованиям, иногда слишком чрезмерным для детской психики. В лучшем случае родители доби­ваются высоких результатов в интеллектуальном разви­тии детей, но, как правило, при этом страдает нрав­ственно-волевое становление личности ребенка. Даже став взрослыми, дети из таких семей обычно отлича­ются несамостоятельностью, низкой самооценкой, не­решительностью, безволием, заниженными возможно­стями общения, гипертрофированной застенчивостью.

Неблагоприятно сказывается на психическом разви­тии ребенка и непоследовательность воспитательного подхода к нему родителей. Отсутствие единой точки зре­ния родителей на взаимоотношения с детьми, расхож­дение во взглядах, бессистемный поиск результативных методов воспитания, постоянная изменчивость родитель­ского поведения, применение наказаний или поощре­ний независимо от поведения ребенка (а чаще — в за­висимости от настроения родителей!) негативно отра­жаются на формировании характера, других личностных особенностей ребенка. Иногда родители воспитывают своих детей каждый наперекор другому. Это особенно остро проявляется в так называемых распадающихся се­мьях (при предстоящем разводе, например), где ребе­нок — объект раздора между матерью и отцом. В таких семьях у ребенка, наряду с уже упомянутыми качества­ми личности (низкая самооценка, гиперзастенчивость и пр.), могут развиваться беспокойство, тревожность, внутренняя противоречивость, приспособленчество и угодничество. Следует помнить, что чем более противо­речивыми и непоследовательными бывают отношения родителей к ребенку, тем более напряженной и неус­тойчиво-противоречивой бывает его внутренняя позиция, что, как правило, приводит к перенапряжению всех его нервных процессов и невротическому срыву под вли­янием даже незначительных добавочных психотравм.

Охарактеризованные негативные влияния родителей на детей, ошибки в воспитании мешают правильному психическому развитию ребенка, формированию у него с раннего детства «противоядия» против возможных жизненных конфликтных ситуаций в семье и обществе.

Специфические условия для воспитания детей скла­дываются в неполных семьях. Многочисленные наблю­дения убеждают, что одна мать (даже очень ответствен­ная и самоотверженная) не может создать условий, при которых ее ребенок входил бы в социальную среду, приспосабливался бы к ней, творчески осваивая соци­альные роли и функции, — другими словами, она не может обеспечить необходимых условий полноценной социализации ребенка. Чаще всего в неполной семье мать по отношению к ребенку занимает опекающую, охранительную, контролирующую позицию, надеясь своей заботой и вниманием компенсировать то, что ребенок, как ей кажется, недополучил из-за отсутствия отца. Но в условиях гиперопеки и повышенного конт­роля формируется эмоционально ранимая, несамосто­ятельная, неинициативная и очень часто эгоцентричес­кая личность. В тех же случаях, когда мама из неполной семьи предпринимает усилия по созданию новой се­мьи, ребенку уделяется мало внимания, он растет не­ухоженным, одиноким, у него формируется ощущение его ненужности близким людям, следствием чего мо­гут быть снижение самооценки, повышенная тревож­ность, он не адекватно реагирует на те или иные вли­яния среды. Помимо этого, ребенок из неполной се­мьи нередко испытывает со стороны детей из полных семей определенное нравственно-психологическое дав­ление («а меня папа научил на велосипеде ездить», а мы с папой были на рыбалке» и т.п.), в результате — возможный комплекс неполноценности, чувство неуве­ренности, а в отдельных случаях — озлобленность и аг­рессивность: Серьезные проблемы возникают в непол­ной семье в воспитании мальчиков. Отсутствие отца в семье лишает мальчика возможности наблюдать стереотипы мужского поведения, осваивать сугубо «мужские» обязанности. Психологи давно отмечали тот факт, что мальчики, лишенные в детстве систематического об­щения с отцом, в дальнейшем, став взрослыми и со­здав семьи, оказывались неспособными полноценно и эффективно выполнять отцовские функции, уклонялись от воспитания детей. Таким образом, развод родителей, а точнее уход отца из семьи наносил психологический удар не только по сыну, но серьезно задевал и вну­ков, которые недополучили уже от своего отца полно­ценного отцовского воспитательного влияния.

Не трудно догадаться, что в этих условиях алкого­лизация хотя бы одного родителя (а тем более — и того, и другого) серьезнейшим образом усложняла положе­ние ребенка в семье. В итоге неблагополучная семья вы­пускает в жизнь неблагополучного человека с низкой верой в себя, легко алкоголизирующегося, склонного к потреблению наркотиков, к совершению преступле­ний.

В итоге такие важнейшие социализирующие факто­ры, как взаимоотношения в родительской семье, от­ношение к ребенку со стороны родителей в зависимо­сти от своего психологического содержания могут либо формировать эффективную потребностно-мотивацион-ную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и са­мого себя, либо приводят к нежелательному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению и не­доверию ребенка к другим людям. Таким образом се­мья как социально-педагогическая среда воспитания ре­бенка формирует у него такие совокупности черт, ко­торые обеспечивают адекватное или неадекватное его вхождение во взрослый мир.

Экспериментально были выявлены (Д. Боумрин) три группы детей. Данные Д. Боумрина приведены в работе Е.Т. Соколовой и В.В. Столина (.Семья в психологичес­кой консультации: Опыт и проблемы психологическо­го консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сто­лина. М., 1989. С. 23-24).

Компетентные — с устойчиво хорошим настроени­ем, уверенные в себе, с развитым самоконтролем соб-ственного поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к ис­следованию, не избегающие новых ситуаций.

Избегающие — с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со свер­стниками, избегающие новых и фрустрационных ситу­аций.

Незрелые — неуверенные в себе, с плохим самокон­тролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситу­ациях.

Д. Боумрин выделил и четыре параметра изменения родительского поведения, которые ответственны за описанные совокупности детских черт.

Первый параметр — родительский контроль: роди­тели предпочитают оказывать большое влияние на де­тей, способны настаивать на выполнении своих требо­ваний, последовательны в них. Контролирующие дей­ствия направлены на модификацию проявлений зави­симости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение роди­тельских стандартов и норм.

Второй параметр — родительские требования, по­буждающие к развитию у детей зрелости; родители ста­раются, чтобы дети развивали свои способности в ин­теллектуальной, эмоциональной сферах, межличност­ном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.

Третий параметр — способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: одни родители стре­мятся использовать убеждение, чтобы добиться послу­шания, обосновывают свою точку зрения, готовы об­судить ее с детьми, выслушивают их аргументацию; другие не выражают четко и однозначно свои требова­ния и недовольства, но чаще прибегают к косвенным способам — жалобам, крику, ругани.

Четвертый параметр — эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теп­лое отношение, их действия и эмоциональное отноше­ние направлены на содействие физическому и духов­ному росту детей, удовлетворение их справедливых тре­бований; родители горды за успехи своих детей.

Оказалось, что совокупность черт компетентных де­тей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательнос­ти и социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т.е. оптимальным условием воспитания яв­ляется сочетание высокой требовательности и контро­ля с демократичностью. Родители избегающих и незре­лых детей имеют более низкий уровень развития всех параметров, чем родители компетентных детей. Для ро­дителей избегающих детей характерно более контроли­рующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родители последних оказались абсолютно неспособными к контролю детс­кого поведения в силу собственной эмоциональной не­зрелости.

Как совершенно справедливо указывают В.В. Столин и Е.Т. Соколова, наиболее распространенным механиз­мом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компе­тентность, выступает интериоризация средств и навы­ков контроля, используемых родителями. При этом аде­кватный контроль предполагает сочетание эмоциональ­ного принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательнос­тью в предъявлении ребенку. Дети с адекватной прак­тикой родительского отношения характеризуются хо­рошей адаптированностью к школьной среде, общению со сверстниками, они активны, независимы, инициа­тивны, доброжелательны и эмпатичны (С. 24—25).

Вот почему так общественно значима роль социаль­ного педагога в образовательном учреждении. Именно он в детском саду, в школе в первую очередь должен работать с семьей, направляя и организуя в этом отно­шении деятельность других педагогов. Не менее важной является деятельность социального педагога и по месту жительства семьи (как с родителями, так и с детьми).

Вся эта работа должна основываться на тщательной психолого-педагогической диагностике неблагополуч­ных семей, их своеобразной «паспортизации». Разнооб­разная диагностическая информация дает возможность социальному педагогу и педагогическому коллективу разрабатывать коррекционные программы под решение конкретных задач совершенствования семейных отно­шений в неблагополучных семьях.

Вопросы и задания

В чем проявляется роль семьи в социализации личности ребенка?

Какие типы семейных отношений выделяет P.M. Капра­лова? Дайте их характеристику.

Как вы понимаете, что такое родительская любовь?

Сопоставьте разные определения семьи. Какое из них наи­более полно раскрывает сущностные ее характеристики.

Охарактеризуйте различные виды семей.

Назовите важнейшие функции семьи.

Обоснуйте роль эмоционального контакта с родителями в личностном развитии ребенка.

Дайте характеристику сущности такого феномена, как чувство принадлежности к семье.

Предложите свою типологию неблагополучных семей и возможные пути коррекции в них семейных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: