Институты социализации — это исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на воспитание, развитие и подготовку детей и молодежи к самостоятельной жизнедеятельности, к их адаптации в изменяющемся социуме и их интеграции в общество.
К институтам социализации, как правило, относят семью, образовательные учреждения различного типа и вида; общественные формирования, в том числе детские, подростковые и молодежные объединения и др.
В данной главе уделено внимание семье, общеобразовательной школе, подростковым клубам, детским и молодежным общественным движениям, неформальным объединениям как институтам, оказывающим особое влияние на развитие и социализацию несовершеннолетних.
Семья как субъект
педагогического взаимодействия
и социально-педагогическая среда
воспитания и развития ребенка
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС СЕМЬИ |
В жизни каждого человека семья играет исключительно важную роль, и поэтому многие науки (социология, педагогика, психология, экономика, юриспруденция, демография и др.) проявляют высокий интерес к исследованию проблем семьи. Множественность подходов к изучению такого феномена как семья приводит к тому, что в разных работах мы находим разные сущностные характеристики семьи. Так, Л.С. Ломизе пишет, что семья — это «общность людей, основанная на супружеском союзе или родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами и другими родственниками, живущими вместе, имеющими единый бюджет и ведущими одно домашнее хозяйство» {Ломизе Л.С. Лекция о семье. М., 1985. С. 3). В.И. Зацепин и В.Д. Цимбалюк считают, что семья — это «форма общности людей, состоящая из соединенных браком мужчины и женщины, их детей (собственных или усыновленных), а также, в некоторых случаях, из других лиц, связанных с вышеназванными кровнородственной связью» (Семья. Социально-психологические и прочие проблемы: Справочник/ В.И. Зацепин и др. Киев, 1989. С. 64). Видный отечественный социолог А.Г. Харчев дает следующее определение семьи: «Семья — это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью перед обществом за воспроизводство населения» (Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. С. 75). Данное определение в отечественной науке является практически общепризнанным. Следует отметить, что, несмотря на некоторые различия в приводимых авторами характеристиках семьи, все они указывают на то, что основой семьи является брак как союз между мужчиной и женщиной для образования семьи и жизни в ней, который санкционируется и охраняется государством и регламентирует права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к их детям.
|
|
|
|
По составу семей выделяют полные, неполные, сложные (расширенные) семьи. В полных семьях есть муж, жена и дети, тогда как в неполных — только один супруг с детьми. Сложная (расширенная) семья включает, как правило, несколько поколений, проживающих под одной крышей. Американский социолог Мэр-док ввел понятие нуклеарнои семьи, которая состоит только из самых необходимых для образования семьи членов — мужа и жены. В нее может входить сколько угодно детей, но стало фактом уменьшение их количества и даже образование бездетных нуклеарных семей.
По характеру взаимоотношений между членами выделяются семьи авторитарные, демократические и эгалитарные. Авторитарная семья характеризуется строгостью, беспрекословным подчинением жены мужу или мужа жене и детей родителям. Демократическая — основывается на взаимном уважении, на распределении семейных ролей в соответствии с потребностями конкретной обстановки, с личными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них во всех видах деятельности семьи, на совместном принятии всех важных решений. Эгалитарная, или современная нуклеарная, семья — это семья с равной долей прав и ответственности всех ее взрослых членов, с достаточно независимым положением детей. Некоторые авторы упоминают семьи коллективистскую и индивидуалистскую. В первой для супругов равно важна профессиональная и общественная деятельность, они гибко (иди при активном участии мужа) распределяют домашние обязанности, совместно проводят досуг, коллективно принимают решения. Вторая характеризуется тем, что внесемейная деятельность для супругов важнее, чем семейная, домашняя работа сведена до минимума, а при обсуждении важнейших решений возможны конфликты, если задеты чьи-либо индивидуальные интересы.
Разнообразны взгляды авторов и на функции семьи. Так, Г.М. Свердлов и В.А. Рясенцев считают, что основные функции семьи — это продолжение рода, воспитательная, хозяйственная, взаимопомощи; В.П. Ключников — продолжение человеческого рода, воспитание детей, хозяйственная; С.Д. Лаптенок — хозяйственно-бытовая, воспроизводства населения, воспитательная, организация досуга своих членов; Н.Г. Юркевич — духовное общение, сексуальная, рождение детей, сотрудничество в процессе воспитания, добывание необходимых средств для. ведения домашнего хозяйства, организация досуга, взаимная моральная и материальная поддержка; А. Г. Харчев — воспроизводство населения, социализация, хозяйственная, организация потребления и досуга; В.И.Зацепин и В.Д. Цимбалюк — экономическая, репродуктивная, воспитательная, рекреативная, коммуникативная, регулятивная, фелицитологи-ческая (от итал. «фелиците» — счастье). Но наиболее удачной и полной, на наш взгляд, является классификация функций семьи, предложенная М.С. Мацковс-ким (Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. М., 1988. С. 111 — 112). Выделив десять важнейших сфер семейной деятельности, он в соответствии с каждой из них описал общественные и индивидуальные функции семьи (см. табл. 1).
Таким образом, приведенные характеристики типов и функций семей убеждают в том, что все исследователи прямо указывают на воспитание, социализацию и духовное воспроизводство личности как на важнейшие функции семьи.
ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
Рассмотрим основные типы семейных отношений, охарактеризованные отечественной исследовательницей P.M. Капраловой.
Первый тип — в семье согласованные гармонические отношения, с высокой социальной направленностью. Семейные отношения соответствуют принципам нашего общества, отвечают целям и задачам его в области воспитания (уважение к личности, любовь и дружба, теплота и взаимная забота, добросовестный труд, взаимная уступчивость и др.). В воспитании детей присутствуют общественно-политическая мотивация, целенаправленность, системность, понимание конкретных задач и содержания воздействий на ребенка. Все члены семьи по отношению друг к другу проявляют высокую эмпатию, т.е. способность сопереживания.
|
|
Второй тип — в семье урегулированные компромиссные отношения с высокой социальной направленностью. Их характеризует наличие необходимых условий для формирования правильного социального опыта личности, ее общественно значимой направленности. Отно
Таблица 1 | ||
СФЕРА СЕМЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ | ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребностей в детях |
Воспитательная | Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества | Удовлетворение потребностей в родитель-стве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях |
Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми | Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других |
Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества | Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги) |
Сфера первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений | Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи |
Сфера духовного общения | Развитие личности членов семьи | Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза |
СФЕРА СЕМЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ | ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ |
Социально-статусная Досуговая Эмоциональная Сексуальная | Представление определенного социального статуса членами семьи. Воспроизводство социальной структуры Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия Сексуальный контроль | Удовлетворение потребностей в социальном продвижении Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение до-суговых интересов Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви Удовлетворение сексуальных потребностей |
шения регулируются, но атмосфера их иногда бывает неблагоприятной для отдельных членов семьи. Недостаток терпения, выдержки, тактичности в воспитании детей у одного из родителей «выравнивается» уступчивостью, мягкостью другого. Это вызывает некоторый контраст в отношениях к детям, в требованиях к ним. В этих семьях, как правило, перспективы определены, но в решении повседневных задач отмечаются колебания, стихийность, которые в конечном итоге устраняются.
|
|
Третий тип — отношения неустойчивые, но в целом положительные, с высокой социальной направленностью. Эта группа семей промежуточная между положительными и отрицательными семейными отношениями (отмечают конфликты, носящие эпизодический характер). В бесконфликтные периоды в этих семьях — взаимное уважение, доверие, атмосфера, близкая к жизни семей первого и второго типов.
Четвертый тип — в семье урегулированные отношения, но с низкой социальной направленностью. Этому типу отношений характерны мещанско-обывательская направленность в поступках и действиях, наличие потребительских мотивов, двойственность норм отношений к людям (заботливые, теплые отношения к членам семьи и холодные, расчетливые — к чужим). У детей в таких семьях формируется обывательская мерка ценностных ориентации.
Пятый тип — отношения внешне благопристойные, урегулированные, но внутренне неблагоприятные, при низкой или при противоречивой социальной направленности членов семьи. Видимость благополучных отношений поддерживается иногда по согласию и убежденности супругов в «необходимости сохранения семьи для детей», а иногда — домостроевскими порядками, побоями, угрозами. Родители самоустраняются от воспитания детей, подрывают авторитет друг друга ссорами и личными оскорблениями. Основные заботы по уходу за детьми и их воспитанию несет жена-мать. В семье — настроение неуверенности.
Шестой тип — в семье резко конфликтные отношения при низкой или противоречивой социальной направленности. Неблагополучие вызвано частыми конфликтами, психологической несовместимостью, алкоголизацией одного из супругов, реже — обоих. В семье — неуважение друг к другу, недоверие, грубость, оскорбления. Тяжелая семейная обстановка негативно влияет на воспитание детей. В несчастливых браках («неудавшихся», по мнению супругов) они эмоционально неуравновешенны, вспыльчивы, излишне критичны по отношению друг к другу, стремятся взять верх один над другим, доминировать, отличаются замкнутостью, отчужденностью, подозрительностью, недоверчивостью к людям, к своему супругу или супруге, как правило, скованны в выражении чувств, переживаний, мыслей, планов.
Современное общество заинтересовано в формировании крепкой семьи, в развитии в ней коллективистических начал, способствующих созданию оптимальных условий для воспитания подрастающих поколений. Но какой будет семья двух конкретных молодых супругов — это во многом зависит от их личностных качеств, представлений, ценностных ориентаций. Понимание молодоженами перспектив развития семьи как коллектива в немалой степени зависит от знания ими соответствующих критериев, психологических параметров семьи-коллектива.
Основу российской семьи составляет брачный союз по любви. Еще до появления детей в такой семье содержатся многие предпосылки для формирования коллектива: общие идеалы и устремления, совпадающие с целями общества, взаимопомощь и взаимное духовное общение и обогащение, заинтересованность одного в производственной и общественной деятельности другого, коллективные оценочные суждения; при этом семья не только передает, но и создает духовные ценности: супружескую любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейную солидарность. С появлением детей семья обретает новый признак коллектива, поскольку вместе с детьми возникает новая и главнейшая в условиях семьи гражданская совместная деятельность по воспитанию детей, отвечающая целям общества.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ |
В области духовной жизни самой важной функцией семьи является воспитание детей. Хотя семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях такими не станут. Семейное воспитание более эмоционально, чем любое другое воспитание, поскольку в основе его лежит родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
Хорошо известно, что в последнее время массовым становится новый тип семьи, единство которой все больше зависит от таких личных отношений, как взаимопонимание, взаимная привязанность, взаимное дружеское участие. Именно в таких семьях полнее и содержательнее удовлетворяются важнейшие личностные потребности супругов и других членов семьи (потребности в ласке, нежности, эмоциональном тепле, в чувстве собственного достоинства, в ощущении ценности и значимости своей личности для других членов семьи, во взаимоподдержке и взаимопонимании). Именно в таких семьях и у взрослого, и у ребенка наиболее успешно формируется такое важное специфическое качество личности, как чувство принадлежности к семье как к социальному институту. Трудно переоценить наличие у каждого члена семьи этого развитого полифункционального личностного качества: это и чувство идентичности с обществом, поощряющим и регламентирующим семью как ячейку общества, и чувство долга и ответственности за состояние дел в семье, и чувство необходимости существования семьи, ее сохранения как условия полнокровной, духовно насыщенной жизни ее членов. Сформированное чувство принадлежности к семье у ее членов в значительной мере определяет характер выполнения взрослыми супружеских и родительских обязанностей, особенности отношений младших к старшим. Оно тесно связано и с уровнем психологической готовности молодого человека к браку, к созданию семьи. Вместе с тем, как показывают исследования, чувство принадлежности к семье формируется под влиянием совершенно определенных характеристик семейного общения, зависящих прежде всего от конкретных личностных особенностей взрослых.
Внутрисемейное общение составляет самостоятельную форму общения, основанную на взаимоотношениях взрослых и детей. Эти взаимоотношения включают различные стороны общения: обмен мыслями и проявление чувств, доверие и уважение, внимание и заботу, ответственность и дружбу, совместные дела и общность интересов. В процессе этих отношений происходит взаимодействие, взаимовлияние.
В семье предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу. Уважение, преданность, симпатия, любовь — именно эти чувства как ничто другое способствуют интимности, доверительности в отношениях, прочности семейного очага. Детей учат любить прежде всего собственные родители. Если ребенок окружен постоянной любовью вне зависимости от того, какой он в данный момент — «хороший» или «плохой», то такие проявления родительской любви вызывают у ребенка ощущение ценности собственного «Я». Следствием этого является развитое чувство принадлежности к семье, когда дети дорожат и гордятся тем, что они живут с папой и мамой, они подражают им и с гордостью рассказывают о них окружающим. Дети осознанно и неосознанно отождествляют себя со своими родителями. Став взрослыми, они способны любить преданно и глубоко.
Потребность ребенка в эмоциональном контакте со взрослыми не является врожденной, а формируется социальным путем в процессе общения со взрослыми. Удовлетворение этой потребности возможно лишь в случае взаимной заинтересованности, взаимного контакта взрослого и ребенка.
Если же дети постоянно находятся в контакте со взрослыми, которые нейтральны по отношению к ним или настроены эмоционально отрицательно, способность к эмоциональному контакту может сформироваться неправильно, либо вообще не разовьется.
Неудовлетворенность потребности в эмоциональном контакте ведет к появлению таких способов его удовлетворения, которые способствуют формированию отрицательных черт характера, затрудняют установление нормальных взаимоотношений ребенка с окружающим миром (различные формы протестного поведения, в т.ч. капризы).
Особую роль играет избирательность потребности в общении. Чем более заинтересован ребенок в общении именно с данным человеком, тем сильнее его потребность в эмоциональном контакте, которую он стремится удовлетворить, используя все находящиеся в его распоряжении средства.
Удовлетворение коммуникативных потребностей становится особенно значительным тогда, когда ведущими мотивами общения детей становятся личностные мотивы. Именно на этом этапе интенсивно функционирует самооценка ребенка, он активно оценивает других, у него начинает складываться нравственный опыт, вследствие чего у ребенка появляется новая потребность — во взаимопонимании, в эмоциональном сопереживании. Меняется и объект общения: более значимыми для детей становятся контакты со сверстниками, нежели со взрослыми.
Общение родителей с детьми может происходить по-разному: если есть богатые духовные связи — общение незаметно плавно переходит от одного этапа к другому, без резких конфликтных ситуаций. Там же, где эти отношения носят внешний характер (родители заботятся о питании, одежде, их волнуют отметки, поощрения, выговоры, получаемые ребенком в школе), бывают резкие перепады отношений: родители «вдруг» оказываются перед фактом, что их ребенок вырос, уже всецело им не принадлежит, что у него появились другие и очень сильные привязанности.
Потребность в общении у ребенка неразрывно связана с потребностью в ласке, эмоциональном тепле, родительской любви. Однако любое чувство не должно быть чрезмерным, иначе оно превращается в свою противоположность.
Известно, что есть семьи, в которых детей «закармливают» любовью, ласками, окружают несоразмерным почитанием и восхищением. Родители ежеминутно испытывают острую потребность выражать свою любовь к детям. Принимая безграничную любовь и ощущая свою сверхценность вне зависимости от действительных качеств, дети в таких семьях становятся эгоистичными, самовлюбленными, у них формируются завышенные требования к другим. Вырастая, они проявляют «собственнический» характер любви: другие должны принадлежать только им, как некогда принадлежали им родители. Они постоянно самоутверждаются в своей ценности через всевозможные и постоянные знаки любви со стороны окружающих. Если любовь других внешне ярко не выражена, они обвиняют их в невнимании, равнодушии к себе, измене. Сами же не столько любят, сколько снисходительно позволяют себя любить. И безмерная родительская любовь неизбежно приводит повзрослевших детей к зависимости, несамостоятельности, незрелости. Чтобы сохранить любовь, иногда требуются значительные усилия, но на такие усилия заласканные в детстве люди, как правило, не способны. При малейших жизненных затруднениях их брачный союз не выдерживает испытания, и они возвращаются к родителям.
Будет уместным отметить и тот факт, что гипертрофированная родительская любовь, неуемные ласки (беспрестанные крепкие объятия, поцелуи в губы, сон в постели с детьми, купание их в ванне и т.п.) могут нарушить сексуальное развитие детей. По наблюдениям А.И. Захарова, известного отечественного исследовате-ля, у некоторых из таких людей любовь в дальнейшем имеет ярко выраженную эротическую направленность, а у других, напротив, может наблюдаться безразличие по отношению к противоположному полу.
Все это в конечном итоге почти всегда формирует у детей в таких семьях двойственное отношение к чрезмерной любви родителей: они одновременно принимают и не принимают ее. Ребенок, вынужденный постоянно отвечать на настойчивую любовь родителей, устает от ее избытка, пресыщается ею, вследствие чего у него развивается эмоциональное перенапряжение, он начинает плакать, капризничать, упрямиться, т.е. протестовать, против любви. Избыток родительской любви такие дети воспринимают как угрозу потери своей неповторимости, самостоятельности. Став взрослыми, они чрезвычайно щепетильны в выборе партнера, очень сдержанно выражают чувства, что создает определенные сложности в их общении с любимыми, порождая почву для будущих конфликтов в семье.
Есть семьи, в которых родители обнаруживают так называемую «принципиальную» любовь к детям. Ребенок получает награду в виде ласки, любви только тогда, когда родители им довольны. Если ожидания родителей не оправдываются, то у них возникает беспокойство, легко перерастающее в раздражение и отрицание. Ценность личности ребенка здесь совершенно не принимается во внимание. Любовь родителей к детям носит противоречивый, колеблющийся характер: от полного отрицания до вспышек немотивированной любви. В дальнейшем, будучи взрослыми, дети из таких семей либо чрезмерно сдержанны в любви, либо безрассудны, либо же их любовь носит неустойчивый характер.
Наконец, встречаются семьи, в которых потребности детей в ласке, в любви не удовлетворяются. Чаще всего родители в таких семьях отличаются эмоциональной холодностью, отчужденностью, незрелостью, эгоизмом, они не способны к любви или не придают ей должного значения. Дефицит родительской ласки, любви часто имеет место в семьях, где появление ребенка помешало родителям в реализации их жизненно важных целей, которые они ставят выше, чем родительские чувства. Инбгда родители остаются равнодушными, эмоционально холодными к ребенку только потому, что вместо девочки появился мальчик или наоборот. В ряде случаев сильное желание иметь дочь приводит к такому отношению к сыну, как если бы он был девочкой. Не удивительно, когда мы в подобных ситуациях встречаем детей, считающих себя лишними, ненужными, никчемными.
Некоторые считают, что дети, воспитывающиеся в условиях большой семьи, входят в жизнь более подготовленными, чем дети-одиночки. Действительно, эти дети, находясь в окружении своих братьев и сестер, уже с раннего возраста привыкают помогать друг другу, разрешать возникающие противоречия во время игры, приспосабливаться к особенностям своих еще неокрепших характеров, уступать друг другу, если надо. Однако и здесь очень многое зависит от родителей, им трудно окружить заботой всех детей поровну, если их много, в семье может сложиться атмосфера ревности, соперничества, недоверия и т.п. А ведь каждый ребенок нуждается в заботе и любви своих близких, в теплоте общения с другими членами семьи, в любви, уважении и одобрении его поступков. Если эти потребности в силу каких-либо личностных особенностей родителей, специфики семейного общения не будут индивидуально удовлетворены, то развитие ребенка может пойти неправильно.
Мучительные детские переживания, которые возникают в подобных ситуациях, накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека, вследствие чего нарушается правильное представление о самом себе — самооценка, без которой нет соответствующего самоуважения. Замедляется развитие личности в целом, ее социальное и психологическое созревание. Став взрослыми, такие люди бывают часто благодарны только за то, что им позволяют любить. Они крайне робки и застенчивы в проявлении любви не уверены в себе, создание полноценной семьи для них проблематично.
Родительская любовь как ничто другое способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения у человека. Он считает, что достоин любви других, дорожит хорошим мнением о себе окружающих. Такие люди, как правило, не позволяют совершать по отношению к себе поступки, не вызывающие одобрения общества. С другой стороны, человек, лишенный любви (и часто — уважения других), чувствует себя неудовлетворенным, недостойным, униженным. Самооценка и представление о себе в этом случае имеют настолько малое значение, что такие люди проявляют агрессивность и недружелюбие к другим иногда только потому, что таким путем они могут у некоторых вызвать хоть какое-то «уважение» к себе. Или же они проявляют агрессивное отношение к самим себе, считая себя виновными и ответственными за отсутствие любви и уважения к ним у других.
Подготовка личности к более полной социальной приспособленности и отсюда — к более бесконфликтному поведению в семье начинается с самого раннего детства. Большую роль играют здесь разные способы поведения родителей и детей.
Хорошо известно, что дети, которые выходят из сплоченных, счастливых семей, имеют больше шансов создать в будущем полноценные семьи.
И, наоборот, в научной литературе более чем достаточно данных об отрицательном влиянии определен-' ных негативных личностных и конфликтных особенностей родителей на развитие детей.
Так, например, если мать агрессивна, тревожна, педантична или смотрит на ребенка как на средство компенсации ее несбывшихся желаний, неосуществленных надежд, то это крайне неблагоприятно отражается на детской психике. Тип агрессивной матери может иметь различные варианты. Она может, например, чрезмерно критично, неспокойно относиться к своему супругу (по разным причинам) и передать это детям, которые будут воспитываться в духе негативизма к своему отцу. Агрессивность матери может проявиться по отношению к одному из детей, который был по каким-либо причинам «нежелательным».
Беспокойная, тревожная мать постоянно ограничивает своих детей. Она держит их в «стерильной» чистоте, предохраняет от «плохих влияний», ограничивает их общение со сверстниками. А если у матери было тяжелое детство, неудачный брак, не везло с работой, она старается делать все возможное, чтобы это не повторилось и у ее детей. Так, делая детей предметом достижения своих несбывшихся планов, мать, образно говоря, закладывает под фундамент их будущего семейного счастья разрушительную мину замедленного действия.
Что касается отцов, то более изучены два их типа: отец «отсутствующий» и отец — «воплощение строгости и суровости».
В любом случае при «отсутствующем» отце к минимуму сводится влияние отцовского авторитета, который в воспитании детей играет такую же большую психологическую роль, как и материнская ласка, нежность, эмоциональное тепло. Здесь могут быть разные варианты: в одних случаях «отсутствующие» отцы появляются в семьях, где первую скрипку играет мама, т.е. когда она властна, доминантна, единолично решает все семейные проблемы; в других — «отсутствующие» отцы возникают как результат ослабления, а иногда и неразвитости эмоциональных связей их с детьми, следствием чего они недостаточно интересуются детьми и не участвуют в их воспитании.
Суровые, строгие отцы слишком требовательно соблюдают контроль за выполнением поставленных ими перед детьми задач. Часто они требуют от детей то, к чему те еще не подготовлены интеллектуально или эмоционально. Такие отцы обычно угнетают дочерей морализированием, разного рода поучениями, но особенно взыскательны они бывают по отношению к сыновьям.
Реже, но все же встречаются отцы, которые в прямом смысле слова вселяют в детей ужас. Психологические исследования показывают, что такие отцы нередко ненавидят своих детей, враждебно настроены по отношению к ним, как правило, злоупотребляют алкоголем. Их «авторитет» в семье основывается на страхе других членов семьи. Нетрудно предположить, какими «воспитательными» возможностями обладает такой отец.
Едва ли есть семья, в которой не была бы допущена хотя бы какая-нибудь ошибка в процессе воспитания детей. И вместе с тем одни родители воспитали своих детей хорошо, другие — почти хорошо или не так уж плохо, третьи же воспитали своих детей совсем плохо.
Последнее становится возможным потому, что в семьях складываются ошибочные системы воспитания: либеральная, крайне строгая (ограничивающая, предписывающая) и непоследовательная системы.
При либеральной системе (системе вседозволенности) родители удовлетворяют все потребности, все требования детей. Образно говоря, в таких семьях обычно дети решают, как поступать родителям в том или ином случае. Психологически в таких ситуациях иногда возникают условия, вызывающие преждевременное созревание детей, в том числе и половое, что в конечном итоге приводит к формированию у них дополнительной психологической напряженности и к повышению их реальной и потенциальной конфликтности.
Строгое (ограничивающее, предписывающее) воспитательное отношение к детям ограничивает их свободу реализовать себя, собственное «Я». Поведение детей подчинено в таких семьях искусственно созданным формам и требованиям, иногда слишком чрезмерным для детской психики. В лучшем случае родители добиваются высоких результатов в интеллектуальном развитии детей, но, как правило, при этом страдает нравственно-волевое становление личности ребенка. Даже став взрослыми, дети из таких семей обычно отличаются несамостоятельностью, низкой самооценкой, нерешительностью, безволием, заниженными возможностями общения, гипертрофированной застенчивостью.
Неблагоприятно сказывается на психическом развитии ребенка и непоследовательность воспитательного подхода к нему родителей. Отсутствие единой точки зрения родителей на взаимоотношения с детьми, расхождение во взглядах, бессистемный поиск результативных методов воспитания, постоянная изменчивость родительского поведения, применение наказаний или поощрений независимо от поведения ребенка (а чаще — в зависимости от настроения родителей!) негативно отражаются на формировании характера, других личностных особенностей ребенка. Иногда родители воспитывают своих детей каждый наперекор другому. Это особенно остро проявляется в так называемых распадающихся семьях (при предстоящем разводе, например), где ребенок — объект раздора между матерью и отцом. В таких семьях у ребенка, наряду с уже упомянутыми качествами личности (низкая самооценка, гиперзастенчивость и пр.), могут развиваться беспокойство, тревожность, внутренняя противоречивость, приспособленчество и угодничество. Следует помнить, что чем более противоречивыми и непоследовательными бывают отношения родителей к ребенку, тем более напряженной и неустойчиво-противоречивой бывает его внутренняя позиция, что, как правило, приводит к перенапряжению всех его нервных процессов и невротическому срыву под влиянием даже незначительных добавочных психотравм.
Охарактеризованные негативные влияния родителей на детей, ошибки в воспитании мешают правильному психическому развитию ребенка, формированию у него с раннего детства «противоядия» против возможных жизненных конфликтных ситуаций в семье и обществе.
Специфические условия для воспитания детей складываются в неполных семьях. Многочисленные наблюдения убеждают, что одна мать (даже очень ответственная и самоотверженная) не может создать условий, при которых ее ребенок входил бы в социальную среду, приспосабливался бы к ней, творчески осваивая социальные роли и функции, — другими словами, она не может обеспечить необходимых условий полноценной социализации ребенка. Чаще всего в неполной семье мать по отношению к ребенку занимает опекающую, охранительную, контролирующую позицию, надеясь своей заботой и вниманием компенсировать то, что ребенок, как ей кажется, недополучил из-за отсутствия отца. Но в условиях гиперопеки и повышенного контроля формируется эмоционально ранимая, несамостоятельная, неинициативная и очень часто эгоцентрическая личность. В тех же случаях, когда мама из неполной семьи предпринимает усилия по созданию новой семьи, ребенку уделяется мало внимания, он растет неухоженным, одиноким, у него формируется ощущение его ненужности близким людям, следствием чего могут быть снижение самооценки, повышенная тревожность, он не адекватно реагирует на те или иные влияния среды. Помимо этого, ребенок из неполной семьи нередко испытывает со стороны детей из полных семей определенное нравственно-психологическое давление («а меня папа научил на велосипеде ездить», а мы с папой были на рыбалке» и т.п.), в результате — возможный комплекс неполноценности, чувство неуверенности, а в отдельных случаях — озлобленность и агрессивность: Серьезные проблемы возникают в неполной семье в воспитании мальчиков. Отсутствие отца в семье лишает мальчика возможности наблюдать стереотипы мужского поведения, осваивать сугубо «мужские» обязанности. Психологи давно отмечали тот факт, что мальчики, лишенные в детстве систематического общения с отцом, в дальнейшем, став взрослыми и создав семьи, оказывались неспособными полноценно и эффективно выполнять отцовские функции, уклонялись от воспитания детей. Таким образом, развод родителей, а точнее уход отца из семьи наносил психологический удар не только по сыну, но серьезно задевал и внуков, которые недополучили уже от своего отца полноценного отцовского воспитательного влияния.
Не трудно догадаться, что в этих условиях алкоголизация хотя бы одного родителя (а тем более — и того, и другого) серьезнейшим образом усложняла положение ребенка в семье. В итоге неблагополучная семья выпускает в жизнь неблагополучного человека с низкой верой в себя, легко алкоголизирующегося, склонного к потреблению наркотиков, к совершению преступлений.
В итоге такие важнейшие социализирующие факторы, как взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей в зависимости от своего психологического содержания могут либо формировать эффективную потребностно-мотивацион-ную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и самого себя, либо приводят к нежелательному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению и недоверию ребенка к другим людям. Таким образом семья как социально-педагогическая среда воспитания ребенка формирует у него такие совокупности черт, которые обеспечивают адекватное или неадекватное его вхождение во взрослый мир.
Экспериментально были выявлены (Д. Боумрин) три группы детей. Данные Д. Боумрина приведены в работе Е.Т. Соколовой и В.В. Столина (.Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1989. С. 23-24).
Компетентные — с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с развитым самоконтролем соб-ственного поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, не избегающие новых ситуаций.
Избегающие — с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и фрустрационных ситуаций.
Незрелые — неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.
Д. Боумрин выделил и четыре параметра изменения родительского поведения, которые ответственны за описанные совокупности детских черт.
Первый параметр — родительский контроль: родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение родительских стандартов и норм.
Второй параметр — родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.
Третий параметр — способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: одни родители стремятся использовать убеждение, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения, готовы обсудить ее с детьми, выслушивают их аргументацию; другие не выражают четко и однозначно свои требования и недовольства, но чаще прибегают к косвенным способам — жалобам, крику, ругани.
Четвертый параметр — эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, удовлетворение их справедливых требований; родители горды за успехи своих детей.
Оказалось, что совокупность черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательности и социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т.е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью. Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень развития всех параметров, чем родители компетентных детей. Для родителей избегающих детей характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родители последних оказались абсолютно неспособными к контролю детского поведения в силу собственной эмоциональной незрелости.
Как совершенно справедливо указывают В.В. Столин и Е.Т. Соколова, наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде, общению со сверстниками, они активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны (С. 24—25).
Вот почему так общественно значима роль социального педагога в образовательном учреждении. Именно он в детском саду, в школе в первую очередь должен работать с семьей, направляя и организуя в этом отношении деятельность других педагогов. Не менее важной является деятельность социального педагога и по месту жительства семьи (как с родителями, так и с детьми).
Вся эта работа должна основываться на тщательной психолого-педагогической диагностике неблагополучных семей, их своеобразной «паспортизации». Разнообразная диагностическая информация дает возможность социальному педагогу и педагогическому коллективу разрабатывать коррекционные программы под решение конкретных задач совершенствования семейных отношений в неблагополучных семьях.
Вопросы и задания
В чем проявляется роль семьи в социализации личности ребенка?
Какие типы семейных отношений выделяет P.M. Капралова? Дайте их характеристику.
Как вы понимаете, что такое родительская любовь?
Сопоставьте разные определения семьи. Какое из них наиболее полно раскрывает сущностные ее характеристики.
Охарактеризуйте различные виды семей.
Назовите важнейшие функции семьи.
Обоснуйте роль эмоционального контакта с родителями в личностном развитии ребенка.
Дайте характеристику сущности такого феномена, как чувство принадлежности к семье.
Предложите свою типологию неблагополучных семей и возможные пути коррекции в них семейных отношений.