ПОНЯТИЕ О ДЕТСКОМ И МОЛОДЕЖНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ДВИЖЕНИИ |
Воспитание и социализация личности невозможны без включения индивида в различные социальные отношения, без осуществления им созидательной деятельности в рамках какого-либо значимого для индивида социального института, коим для подростка является круг сверстников, объединенных общими интересами, в котором он может найти опору и поддержку, почувствовать себя равным, нужным, ценным, что даст ему почву для самореализации и самоутверждения. Наиболее благоприятными для развития личности подростка являются условия, создаваемые в процессе взаимодействия, осуществляемого в рамках коллектива. В добровольном, самодеятельном коллективе, отмечал О.С. Газман, школьник может стать творцом, субъек-. том образа жизни этого сообщества. Основываясь на общих интересах и идеальных представлениях о коллективе, члены такого товарищества создают свои законы отношений, свою иерархию нравственных ценностей, систему осуждения и одобрения поступков, перспективы совместной жизни, выбирают лидеров, соответствующих представлениям большинства о поведенческом и эмоциональном образе. В результате общих усилий складывается образ жизни коллектива как практика поведения, организации жизнедеятельности и как эмоционально-нравственное состояние (атмосфера), устраивающая каждого, благоприятно сказывающаяся на формировании собственного образа жизни. В процессе социального взаимодействия в различных общностях ребенок усваивает ценности, нормы, которые интерпретируются им и становятся основанием его жизненных поступков, и именно детско-юношеские коллективы, функционирующие на самодеятельной основе, представляют собой социальную среду, близкую ребенку, формирующую его «жизненный опыт» как один из источников развития личности.
Любое социальное движение возникает в результате слияния какой-либо общественной проблемы, личной потребности и совместной деятельности субъектов, направленной на решение обозначенной проблемы и удовлетворение потребности. Не являются исключением и детские движения: дети объединяются, стремясь удовлетворить естественную потребность в деятельности, общении, самопознании и самоутверждении, базой для реализации которых чаще всего становятся общественные проблемы.
Понятие «детское движение» сегодня употребляется в нескольких значениях. Д.Н. Лебедев определяет детское общественное движение как совокупность самостоятельных в своей жизнедеятельности, являющихся в той или иной мере самодеятельными по своему характеру детских общественных объединений разных видов и типов, объективно решающих на практике в единстве три важнейшие задачи: «удовлетворение интересов, потребностей детей; целенаправленное введение в социальную среду и адаптацию к ней личности подрастающего гражданина своего Отечества — прежде всего его гражданское становление и защиту прав, интересов ребенка; за-щиту в том числе и от негативных влияний этой самой среды» {Лебедев Д. Детское общественное движение переходного периода: тенденции, противоречия, перспективы // Внешкольник. 1999. № 5 С. 23). Детское движение как способ освоения детьми мира и воздействия на него путем коллективной деятельности в кругу сверстников, как состояние институциональной организованности детей и подростков, характеризующееся наличием и динамикой различного типа добровольных сообществ, объединений, организаций и формирований {Трухачева Т.В. Новые взрослые и новые дети (проблема взаимодействия). М, 1997. С. 16).
Обобщенно детское движение можно определить как демократическое социо-культурное явление, направленное на содействие свободному развитию процесса самореализации и самоутверждения личности ребенка в комфортной для него среде ровесников и взрослых, объединяющих свои действия в целях освоения мира и воздействия на него.
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ |
Ключевым понятием, через которое описываются и определяются другие основные понятия в теории детского движения, является понятие «детское объединение». Детское объединение — это реальное формирование, в которое самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности. Детскими признаются объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70%) граждан до 18 лет от общего числа участников. Общественным считается детское объединение, которое: 1) создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой; 2) осуществляет социально-творческую деятельность; 3) не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между чле--нами объединения. К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) таких объединений.
Детская организация представляет собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. При наличии указанных признаков независимо от численного состава (но не менее 10 человек) детское общественное объединение признается организацией.
Общественные объединения и организации дифференцируются по ряду параметров: по целям и направленности содержания деятельности — патриотические, экологические, пионерские, скаутские и др.; по масштабам и границам жизнедеятельности — объединения, действующие на уровне СНГ, на республиканском, на межрегиональном, на районном, на уровне микрорайона; по степени организационного оформления — зарегистрированные на разном уровне организации; детские группы, примыкающие ко взрослым движениям и др.
Цель деятельности детской организации можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны — как цель, которую ставят перед собой дети, объединившиеся в организацию, с другой — как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, создавшие эти организации для детей. Например, воспитательная цель деятельности такой детской общественной организации, как разновозрастное объединение «Союз «Звездный» (г. Москва) заключается в том, чтобы помочь ребенку и подростку занять достойное гражданина место в сложном даже для взрослого человека российском обществе конца XX в.; создать ситуацию, в которой ребенок мог бы научиться включаться в постоянно меняющийся социум, зная, что все в его жизни зависит только от него самого; дать ему опыт постоянного активного самостоятельного выбора жизненных целей, стратегии и способов достижения этих целей, выбора приоритетов при соотнесении своих целей, способов и в конечном счете личностных ценностей с целями, способами и ценностями других.
Один из основных принципов жизнедеятельности детско-юношеских организаций — это принцип добровольности, а добровольное объединение детей в организацию возможно лишь тогда, когда они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов. Важно, чтобы организация повышала социальную значимость их деятельности, делала их более «взрослыми». Второй аспект предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка. То есть для того чтобы детское общественное объединение стало благоприятным пространством самореализации подростка, необходимо развить в нем многообразную по содержанию социально-ориентированную деятельность, способствующую познанию, развитию, самореализации личности. Также необходимо, чтобы обозначенный процесс организовывался посредством многообразных субъект-субъектных отношений. Результатом этого, как правило, становится желание и готовность членов детской организации к выполнению социальных функций в обществе.
Центральное место в прогрессивной педагогической идеологии детского движения занимает идея возвышения субъектной роли подростка в организации, поиск путей развития его самодеятельности. Изучение массовой практики показывает, что такие феномены, как самоуправление, самостоятельность, права членов организации, представляют для подростков особую ценность. Уровень развития самодеятельности определяющим образом влияет на отношение ребят к своей организации, на их эмоциональное самочувствие в ней. Самодеятельность проявляется, в первую очередь, в самоуправлении, которое, будучи формой демократии, представляет возможность детям реализовывать свои интересы в сообществе сверстников и взрослых, почувствовать защищенность от невзгод и подавления личности.
Ориентация на гуманизацию отношений в системе «дети — взрослые» — важный компонент сегодняшней педагогической идеологии детских объединений и в то же время наиболее сложная и острая психолого-педагогическая проблема любого из них. Только открытый диалог предполагает взаимную активность. Неправомерно принижать преимущества взрослых с их опытом, умением предвидеть последствия и результаты определенных действий, но одновременно и подросток должен восприниматься как субъект, способный к творчеству и сотрудничеству.
Г.М. Иващенко и М.Е. Кульпединова выделяют три основные педагогические функции, присущие детским объединениям: развивающую — обеспечение гражданского, нравственного становления личности ребенка, развития его социального творчества, умений взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели; ориентационную — обеспечение условий для ориентации детей в системе социальных, нравственных, политических ценностей; компенсаторную — создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия (Иващенко Г.М., Кулыгедшова М.Е. Детское движение: реалии и возможности // Педагогика. 1989. № 6. С. 34-40; 36).
Таким образом, детское общественное объединение, основанное, как правило, на общности интересов детей (а также взрослых), добровольном (на основе общих норм и правил) включении в совместную деятельность для решения конкретных задач, создает условия для: удовлетворения потребности подростка в равноправном положении со взрослыми; актуализации возможностей, не востребованных в других сообществах, членом которых он являлся или является; устранения дефицита содержательного общения (разновозрастного в том числе); развития социального творчества, уме-ния взаимодействовать с людьми, самореализовываться через сотрудничество.
Встречающееся порою стремление локализовать воспитательные цели детских объединений, замкнуть их лишь на личные интересы детей не только обедняет воспитательный потенциал, но и снижает социальную ценность детских объединений, хотя при излишней степени «общественности» организаций появляется угроза заформализованности их деятельности. Чтобы избежать угрозы формализации детского движения, необходимо особенно активно включать детей и подростков в различные социальные отношения. А.В. Волохов выделил правила включения детей в социальные отношения в деятельности детских организаций: приоритет интересов личности ребенка; интерес каждого ребенка должен быть реализован; нельзя включить ребенка в деятельность вопреки его желанию; не поучать, а увле-кать детей своим примером, образом жизни, делом; уважительно относиться к личности ребенка, не допускать унижения его чести, достоинства; равенство детей и взрослых в решении всех вопросов, касающихся деятельности детской организации; единство требований всех к каждому, каждого ко всем, включая требования взрослых к детям и детей к взрослым (Волохов А. В. Вариативно-программный подход к социализации личности ребенка в деятельности детских организаций: Дисс.... канд. пед. наук. Казань, 1992. 162 с. С. 93).
Сегодня, правда, часто имеет место путаница, смешение и подмена детских общественных объединений разными формами внеклассной работы, в том числе разными «школьными парламентами», «днями самоуправления» и тому подобными воспитательными мероприятиями, которые порой выдаются за детские объединения, но которые ими не являются по причинам отсутствия выраженной социальной направленности в их деятельности или неразвитости реальных черт самодеятельности детей. Кроме того, по причине отсутствия самостоятельности в своей жизнедеятельности они являются и по целям, и по сути частью школьной (внешкольной) системы, да еще и представляют собой часто лишь эпизодические, бессистемные явления.
Многочисленные исследования и наш опыт работы в области социальных движений показывают, что личность, являющаяся субъектом какого-либо детско-юношеского социально-творческого объединения, отличается от ровесников, не участвующих в общественно значимой деятельности творческого характера, более высоким уровнем развития морально-нравственных, гражданских, деловых и прочих качеств, обеспечивающих успешность социального продвижения. Все это свидетельствует в пользу того, что опыт деятельности различных детско-юношеских объединений нуждается в целенаправленном изучении и анализе.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ |
Первые детские и молодежные объединения в мире появились на рубеже XIX—XX вв., в период так называемого реформаторского движения в педагогике, когда старая традиционная школа во всем мире подвергалась резкой критике за несоответствие требованиям изменившейся исторической и социальной ситуации.
Хронологию первых молодежных объединений можно кратко представить так: 1844 г. — в Англии создан христианский союз молодых людей, главное назначение которого — пропагандировать здоровый образ жизни и религиозное воспитание; 1862 г. — основано чешское Пражское гимнастическое общество, впоследствии известное как движение сокольства; 1885 г. — христианский союз молодых людей устраивает первый в мире лагерь для молодежи.
Детское и молодежное движение возникло одновременно как альтернатива имеющимся институтам системы общественного воспитания и как дополнительный элемент этой системы (вернее, элемент, заполнявший ту нишу, которая оставалась незаполненной семьей и школой).
Родоначальником детского и молодежного движения по праву можно назвать скаутское движение, которое к сегодняшнему дню накопило большой (от англ. scout — разведчик), опыт эффективного воспитания. В XX в. практически не существовало ни одной детской организации, которая не использовала бы в своей работе скаутские методы и формы деятельности. С 1907 по 1997 г. в скаутском движении приняло участие более 250 млн. человек из 172 стран. Молодежь увлекает романтика лагерной жизни, различные, в том числе военизированные игры, физические упражнения. Всемирная организация скаутского движения и сегодня по-прежнему считается одним из самых многочисленных и наиболее влиятельных детских объединений. О значительном влиянии скаутского движения на процесс развития и формирования социальноактивной, жизненно и профессионально мобильной личности говорит хотя бы тот факт, что все послевоенные президенты США (за исключением Р. Рейгана) и до 80% конгрессменов США — бывшие скауты (в то время как скауты составляют лишь 8—12% от всех подростков США). Около 90% парламентариев Франции также прошли школу воспитания в скаутских организациях {Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. — М,, 1993. С. 112). Представленные факты свидетельствуют в пользу необходимости изучения и анализа скаутских методов воспитания и истории их развития.
Прообразом скаутского движения, зародившегося в Англии, послужило движение «Индейцы — знатоки леса», основанное в 1902 г. известным канадским ученым-натуралистом, писателем и художником Эрнстом Сетон-Томпсоном.
В 1901 г. Сетон-Томпсон создал в американском штате Коннектикут заповедник, однако в первое же лето подростки из окрестных деревень устроили в заповеднике серию погромов. Писатель не стал обращаться в полицию, но после очередной выходки он появился в местной школе и пригласил всех ребят старше 12 лет провести уик-энд у него в заповеднике, обещая организовать веселую игру. С этого и началось движение «знатоков леса». Большой успех Сетон-Томпсону принесла в 1902 г. серия статей о «знатоках леса», вскоре после опубликования которой была создана общенациональная американская организация «знатоков леса». Возглавив ее, Э. Сетон-Томпсон выпустил «Берестяной свиток (руководство для индейских племен)», где в занимательной форме описал правила игры.
Заслуга Сетон-Томпсона заключается, на наш взгляд, в том, что им было определено одно из основных правил привлечения детей и подростков к активному участию в позитивной социально-творческой деятельности в рамках общественного движения — это организация данной деятельности и познания мира в форме игры (но игры, имеющей социальную значимость) с учетом склонности подростков ко всему ге-роико-романтическому и загадочному.
Впоследствии один из организаторов скаутского движения британский полковник Р. Баден-Пауэлл так определял цель своей системы — образование характера, что означало следующее: во-первых, сформировать индивидуальный характер, под которым Баден-Пауэлл понимал чувство долга, решительность, выносливость, терпение, умение полагаться на себя и быть находчивым в затруднительных обстоятельствах, благородство и доброту по отношению к другим; во-вторых, развить в ребенке любовь и привычку к труду; в-третьих, научить молодого человека служить другим и проникнуться желанием этого служения; в-четвертых, воспитать в нем чувство патриотизма (Шободаева А. Российский скаутинг: история, теория, практика. Омск, 1996. С. 26—27).
Скаутизм характеризуется двумя неизменными принципами. Во-первых, независимостью. Скаутская организация не может существовать как часть какой-либо другой организации — политической, педагогической или даже государственной, что говорит об органичности и самодостаточности подобной формы организации детей, подростков и молодежи. Кроме того, в подобных условиях развивается и формируется такое немаловажное в современных условиях качество личности, как способность совершать свободный, самостоятельный выбор. Другой принцип скаутизма — дополнительность. Скаутский метод дополняет существующие воспитательные институты- государства, церкви и в первую очередь семьи. В целях скаутской организации записано, что она призвана помочь семье в воспитании ребенка. Не заменить семью, а именно помочь. Данный принцип — принцип дополнительной помощи основным социальным институтам в воспитании и социализации детей и подростков — также является основополагающим принципом деятельности детско-юношеского и молодежного социального движения.
«Ребенок предпочитает делать, а не переваривать информацию» — эта мысль Баден-Пауэлла стала основной в скаутском образовании.
«Чтобы достичь большего успеха, — писал Баден-Пауэлл, — я усиленно рекомендую систему патрулей, то есть небольших постоянных групп под начальством одного юноши — предводителя» (Ермоленко Г., Решетников О. Скаутизм как движение // Народное образование. 1999. N° 5. С. 144). В скаутском патруле, как правило, 5—9 участников. Такая группа мобильна и имеет возможность удовлетворить потребность в социальной активности каждого скаута. Во главе патруля стоит патрульный. Между остальными распределяются обязанности подпатрульного, летописца, завхоза, казначея, медбрата и т.д. Демократичность отношений, небольшое количество участников, особый дружеский климат и привлекательная деятельность делают патруль идеальной социальной нишей для детей и молодежи. Дух кооперации и сотрудничества, ответственности участников друг перед другом служит прекрасным средством воспитания навыков демократии и гражданской ответственности. Не случайно скаутизм рассматривают как прекрасную лидерскую подготовку.
Скаутизм как движение и как метод лег в основу многих детских организаций в XX в., имеющих разную идеологию и варианты работы с детьми и подростками. В скаутизме воплощены основные принципы детского движения: развитие самостоятельности, возможность самореализоваться, добровольность, совместная коллективная деятельность, многоярусность (поэтапность), учет возрастных особенностей, деятельность по интересам, романтика, обучение через игру (в том числе комплексную и длительную), атрибутивность и т.д.
Скаутское движение в России появилось по инициативе военного ведомства, которое с высочайшего соизволения и согласия правительства направило в 1910 г." в Англию, Голландию, Данию и Швецию группу офицеров для знакомства с деятельностью отрядов юных разведчиков. В августе 1914 г. в России организуется «Общество содействия мальчикам-разведчикам» — «Русский скаут».
Скульптор И.Н. Жуков был секретарем этого общества и одним из идеологов и организаторов скаутского движения в России. В книге «Русский скаутизм» он писал, что «у нас в России... организация юных разведчиков не есть организация военная...а организация рыцарская. Привить юношам рыцарское отношение к окружающим, любовь и преданность Родине, заботливое и благожелательное отношение ко всем людям — вот задачи, которые объединяют» скаутов. Также он утверждал, что скаут «не военный разведчик, а... «пионер культуры», «разведчик всего хорошего», маленький друг всего мира...». И.Н. Жуков подчеркивал, что «необходимо с самого раннего возраста прививать детям социальные альтруистические привычки». По его мнению, в этом и «заключается социальное воспитание», которое необходимо «не только сделать практическим, но и облечь его в формы интересные, занимательные для детей, в формы, отвечающие потребностям и интересам детской души» {Соколов Р.В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. С. 21—22).
Благодаря психологически тонко продуманным законам, заповедям и обычаям, игровым формам работы, привлекательной форме и возможности приобрести в отрядах практические умения и навыки скаутизм был привлекателен для детей и подростков всех социальных сословий. Как отмечал И.Н. Жуков, «лишить скаутизм всех этих атрибутов игры, форменной одежды, значков, символов и «тайных знаков» — значит не понять его сущности и превратить его из серьезной и увлекательной игры в серьезное и скучное занятие. Слишком серьезным людям нечего делать в этой организации, они не поймут ее или сделают ее бескровной, анемичной и бледной» (Честное пионерское, или Уроки истории (очерки истории ВПО им. В.И. Ленина) // Вожатый. 1990. № 1. С. 30-35; 34).
Несмотря на живучесть, скаутизм в России тем не менее постепенно отмирал, и причин для этого было немало. Организации быстро взрослели, но при этом так же быстро таяли. Притока свежих сил, резерва не было, так как дети все больше шли в создаваемые комсомолом пионерские отряды. В.И. Кудинов назвал причиной гибели скаутизма кризис содержания: «Вместо общественного авторитета, уважения за полезные дела — сектантское упоение своими ритуальными таинствами, солидарность в удручающе узком кругу» (Кудинов В.А. Суть и оболочка // Вожатый. 1989. №6. С. 27-32; 32). Противопоставить что-либо быстро растущему пионерскому движению скауты не могли.
В 1921 г., в условиях нэпа, государство вынуждено было пойти на значительное сокращение школьных и детских учреждений. Усугубили положение неурожай 1921 г. и голод в Поволжье. В стране насчитывалось 7 млн. беспризорных. В этих условиях численность комсомола сократилась почти в два раза: с 482 тыс. членов РКСМ в октябре 1920 г. до 247 тыс. к октябрю 1922 г. (Враги или предшественники? // Вожатый. 1990. № 4. С. 48—53; 52). Массовый выход молодежи из комсомола самым актуальным сделал вопрос о создании массовой детской коммунистической организации, являющейся сменой и резервом комсомола. Перед комсомолом встала проблема выбора воспитательной системы, которая легла бы в основу будущей организации.
В феврале 1922 г. ЦК РКСМ в Москве были собраны вступившие в комсомол бывшие скауты, имевшие опыт работы с подростками, которые затем были посланы организовывать детские отряды. Опыт первых московских детских групп, возглавляемых бывшими скаутмас-терами, сыграл определяющую роль в принятии 19 мая 1922 г. 2-й Всероссийской конференцией РКСМ резолюции о детском движении.
В октябре 1922 г. 5-й съезд комсомола обсудил вопрос о пионерском движении, определил цели, задачи и методику работы пионерской организации. К открытию съезда в пионерских отрядах состояло 4 тыс. пионеров. После решения съезда организация стала быстро расти и уже в 1924 г. насчитывала в своих рядах 760 тыс. человек. В июле 1922 г. вышел первый номер журнала «Вожатый», ставшего центром разработки теории пионерской организации. В те же дни комсомольцы Новониколаевска (сегодня — Новосибирск) организовали первый пионерский лагерь.
Пионердвижение самых первых лет (периода нэпа) сильно отличалось от того, чем оно стало в 30-х годах, когда, после перевода пионерской организации в школы и подчинения ее школьной администрации (а особенно после постановления 1934 г. «о перегрузке» школьников общественной работой), пионерработа стала все больше и больше напоминать дополнительные уроки («предметные сборы»). Стали исчезать вожатые- юноши. В пионерском активе стали преобладать девочки. Утратили интерес к организации подростки. Палаточные лагеря труда и отдыха стали преобразовываться в «пионерские здравницы», идеалом организаторов которых был детский комфортабельный санаторий с утепленными строениями и асфальтом, в то время как опыт скаутов, первых пионерских лагерей, опыт жизнедеятельности современного детского движения показывает, что именно палаточные (полевые) лагеря являются одним из наиболее приемлемых и эффективных инструментов воспитания и социализации детей и подростков.
Такое положение дел в детском пионерском движении (заформализованность, отсутствие возможности проявления инициативы, исчезновение романтичности и различных сюжетно-ролевых моментов, уход пионерии от конкретной деятельности) со временем перестало удовлетворять социальные потребности детей. Пионерская организация постепенно теряла свои позиции в ряду средств эффективного воспитания и социализации подрастающего поколения. Это послужило толчком к возникновению и развитию тимуровского движения, которое стало весьма заметным явлением в сфере детского досуга конца 30-х и начала 40-х гг.
Советский энциклопедический словарь дает о движении тимуровцев следующие сведения: «Тимуровское движение развернулось в СССР среди пионеров и школьников в начале 1940-х гг. под влиянием повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Содержание тимуровского движения: оказание помощи семьям военнослужащих в годы Великой Отечечественной войны, престарелым, колхозам и совхозам в сельхозработах, дет-садам; благоустройство населенных пунктов, уход за могилами погибших воинов и др.» (Советский энциклопедический словарь. М., 1981. С. 1340). Сравнительный анализ тимуровцев со «скаутами» показывает много общего: идеология и практика милосердной «рыцарской» заботы детей об окружающих людях, идея совершения добрых поступков «по секрету» и т.п. А.П. Гайдаром была предложена детям (в форме повести) методика организации самодеятельного инициативного объединения самих детей, осуществляющих заботу о старших. Как отмечают В.В. Грибанов и Э.П. Теплов, «рассказанная Гайдаром история оказалась удивительно созвучной настроению целого поколения ребят (борьба за справедливость, подпольный штаб, специфическая сигнализация, умение стремительно собираться «по цепочке» и т.д.), в результате чего начинается бурный процесс стихийного развития тимуровского движения» (Грибанов В.В., Теплое Э.П. Ленинградский опыт изучения и оценки деятельности неформальных группировок // Криминологи о неформальных объединениях. М., 1990. С. 127).
Но со временем тимуровское движение все больше становилось тимуровской «формой работы» пионерской организации, в результате чего движение стало тихо угасать. Но тимуровское движение не погибло в конце 50-х гг., а передало эстафету коммунарскому движению.
В 1956 г. по инициативе ленинградского философа и педагога-исследователя И.П. Иванова было организовано небольшое инициативное объединение педагогов «Союз энтузиастов» (СЭН). «Сэновцы» серьезно изучали опыт СТ. Шацкого, А.С. Макаренко, опыт скаутов, пионерского движения 20-х годов, идеи А.П. Гайдара и тимуровского движения, знакомились с харцерским движением в Польше. Изучение предшественников позволило сформулировать ряд альтернативных идей, принципов, вычленить ряд приемов и методов, которые постепенно (в процессе многолетней творческой опытно-экспериментальной и теоретической работы) превратились в стройную, цельную концепцию, в то, что позже стали называть «коммунарской методикой», «теорией и методикой коллективного творческого воспитания».
Идея, лежащая в основе коммунарской методики, — о гуманистических отношениях между воспитателями и воспитанниками — уходит к Л.Н. Толстому, Ж.Ж. Руссо, гуманистически ориентированным педагогам Возрождения. В той или иной форме эта идея (также как и мысли об общих делах на радость и пользу другим людям, о совместном коллективном творчестве и т.д.) нередко в других, «некоммунарских», формах встречается в размышлениях и практической работе Н.К. Крупской, СТ. Шацкого, А.С. Макаренко. Многое в находках коллективного творческого воспитания идет от педагогических коллективов новосибирского пионерлагеря им. К. Заслонова во главе с СА. Шмаковым и педагогического отряда студентов Московского областного педагогического и Московского авиационного институтов, работавших в детдоме.
В марте 1959 г. «сэновцы» создали при Доме пионеров Фрунзенского района Ленинграда сводную районную пионерскую дружину, названную «Коммуной юных фрунзенцев» (КЮФ). Использованные в КЮФе добровольность участия, коллективное планирование, коллективное исполнение и коллективная оценка сделанного, чередование творческих поручений (ЧТП), ротация выборных руководителей (институт дежкомов, т.е. дежурных командиров), институт временных «советов дела» при высшей власти «общего сбора», откровенные разговоры (когда каждый говорит откровенно о каждом, в том числе и о взрослых «старших друзьях»), «сетка традиций», включающая многодневные сборы и летние палаточные лагеря труда и отдыха и другие компоненты методики позволили возродить многое из того, что было свойственно стилю и образу жизни клубов С.Т. Шацкого, скаутских и пионерских отрядов И.Н. Жукова, тимуровских команд. Все это (на фоне царившего в пионерской организации страны формализма и авторитаризма) делало КЮФ чрезвычайно привлекательной не только для детей, но и для взрослых.
Анализ идеологии коммунарского воспитания позволяет выделить 6 составляющих: коллективная организация деятельности; коллективное творчество; коллективное целеполагание; ситуации-образцы; эмоциональное насыщение жизни коллектива; общественная направленность жизни коллектива.
Летом 1962 г. «Комсомольская правда» и ЦК ВЛКСМ в лагере ЦК ВЛКСМ «Орленок» (на берегу Черного моря в районе Туапсе) собрали 50 старшеклассников из различных городов. В этот отряд пригласили вожатыми трех «старших друзей» из КЮФ и несколько ребят-кюфовцев. За 40 дней «коммунарам» удалось «окомму-нарить» весь отряд. Ребята разъехатись по своим городам, и там многим из них удалось создать подобные подростковые сообщества, которые стали называть себя секциями клуба юных коммунаров. Секции проводили коллективные творческие дела, воспроизводили стиль и образ жизни КЮФ. Летом 1963 г. в «Орленке» были собраны уже 500 старшеклассников и затем эти 500 человек разъехались по стране и у клуба ЮК появились сотни секций в разных ее концах. С этого времени и появился в прессе термин «коммунарское движение». Секции клуба ЮК стали создаваться при редакциях молодежных газет, в школах, при Домах культуры, при Дворцах пионеров. Некоторые из секций официально числились как городские штабы комсомольцев-старшеклассников.
60-е годы неразрывно связаны с именем В.А. Сухо-млинского. Это был настоящий «пионерский директор». В Павлышской школе им были созданы пионерские звенья, занимавшиеся опытнической работой, имевшие и распоряжавшиеся немалыми материальными ценностями. Большое значение В.А. Сухомлинский придавал игре, эмоциональной жизни отряда, насыщению всей деятельности юных атмосферой высокой романтики.
Ряд постановлений, принятых после XX съезда КПСС, на некоторое время привели к оживлению в пионерской организации, но лишь «местами» и на короткий срок. В целом же дети, подростки не находили отклика своим интересам в пионерской организации. Организация юных пионеров охватила своим влиянием практически всех учащихся всех видов школ от 10 до 14 лет, тем самым сведя на нет реальную возможность выбора подростками объединения, осуществления ими своих гражданских прав и свобод. Стремление к деятельности толкало их к объединению в неформаль-ные группы, где есть самоуправление и возможность самовыражения. По оценкам исследователей, в 1986 г., в период массового распространения неформальных (творческих, социальных, любительских, экологических, патриотических и других) объединений молодежи, их насчитывалось до 30 тыс. (только в г. Хабаровске в этот период зафиксировано более 200 самодеятельных формирований, из которых около 63% — культурно-творческие объединения). (Вибе Т.И. Педагогика взаимодействия клубного учреждения и молодежного объединения: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. Л., 1990. 15 с. С. 9.)) А спектр интересов их деятельности насчитывал почти 200 направлений (Молодежь России 1992. № 12. С. 27).
По данным социологических исследований, проведенных в конце 80-х гг., участники различных социальных объединений составляли в те годы 61% от общего числа молодежи (Вибе Т.И.). Этот период стал завершающим этапом пионерского периода в отечественном детском и молодежном движении.
Делая сравнительный анализ пионерской организации по отношению к детскому движению в целом, можно отметить следующие ее отличия: постоянно существующие возрастные границы для членов организации, обрекающие организацию на невозможность осуществления процесса воспроизводства кадров и сохранения преемственности в рядах организации; отсутствие созданных самими детьми — членами организации — норм, правил и процедур; принадлежность (членство) взрослых всех уровней (от вожатого пионерского отряда до председателя всесоюзной пионерской организации) и детей к разным общественным организациям, что закреплено в документах и свидетельствует об объективном препятствии взаимодействию взрослых и детей, как внутри объединения, так и за его пределами (дети — в пионерской организации, взрослые — в комсомоле, партии, профсоюзах).
ВИДЫ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ |
Период с 1989 г. по настоящее время в исследованиях по детскому движению принято называть постпионерским.
Самой массовой детской организацией в России на сегодняшний день является Федерация детских организаций «Юная Россия» — в ее программах участвуют более 5 млн. детей, подростков и взрослых, в нее входит 69 региональных членских объединений на местах.
К сегодняшнему дню едва ли не все детские и молодежные общественные течения, даже такие, которые, казалось, исчезли (как, например, движения скаутов, тимуровцев, коммунаров), вновь заявили о себе.
Наиболее активными оказались скауты: в 1990 г. была создана Ассоциация возрождения русского скаутизма (АвоРС), которая координирует работу существующих и вновь образующихся отрядов и стай (их уже более 200), выпускает газету «Скаутский мир», журналы, информационные бюллетени, издает книги для скаутов и их руководителей, проводит слеты, устраивает межрегиональные и региональные лагеря, которых ежегодно бывает более сотни. За девять лет существования создана 51 региональная организация.
Большинство нетрадиционных объединений основывается на идеях, разработанных И.П. Ивановым, С.А. Шмаковым и В.П. Крапивиным.
Объединения, занимающиеся организацией летнего отдыха детей и подростков, в последние годы возвращаются к идее проведения палаточных лагерей. Число полевых (нестационарных) лагерей в экологически чистой зоне за последние пять лет возросло более чем втрое (Барканов С. Лето в вопросах и ответах // Народное образование. 1999. № 5. С. 14—15).
Среди признаков, характеризующих современное отечественное детское движение, можно назвать локальность и очаговость: есть территории, где сохранились лишь единичные детские объединения, но в то же время есть регионы, в которых существует целый спектр детских объединений и организаций.
Д.Н. Лебедев выделяет следующие виды существующих сегодня детских общественных объединений:
1) объединения, считающие своей главной целью удовлетворение конкретных интересов и потребностей подростков (эти объединения похожи на кружки или клубы, но уже переросли их рамки и в них появились черты детской самодеятельности: ребята начинают участвовать в определении перспектив и управлении жизнедеятельностью своего объединения; в работе коллективов появляются черты общественной направленности);
2) объединения, предлагающие подростку конкретную профильную деятельность: военно-патриотическую, туристическую, экологическую и т.п., имеющую общественную значимость (в подобных объединениях также появляются черты детской самодеятельности в большей или меньшей степени, в зависимости от специфики объединения); 3) объединения, предлагающие ребятам определенную систему ценностей (своего рода «правила игры»), построенную на их основе систему отношений и чаще всего многопрофильную деятельность (Лебедев Д.Н. Пионерия на пути в будущее (о некоторых проблемах современного пионерского движения) // Внешкольник. 1997. № 5. С. 25-29. № 6. С. 25).
В течение последнего десятилетия возникают различные объединения взрослых, озабоченных состоянием детского движения, воспитанием подрастающих поколений, причем образуются они чаще всего в провинции, на местах, где непосредственно идет работа с подростками. Так, например, в Тюмени для осуществления крупных программ, связанных с детством, в 1992 г. была учреждена «ассоциация в поддержку детского движения «Доверие».
Процесс становления и развития детского движения в нашей стране начиная с 1989 г. и по настоящее время характеризуется, в первую очередь, разнообразием видов общественных объединений (организации, союзы, ассоциации, движения, лиги и т.п.) и разнообразием целей и программ деятельности объединений. Например, Федерация детских организаций предлагает на выбор более 24 программ (среди них — ставшие широко известными «Детский орден милосердия», «Золотая игла», «Школа демократической культуры», «Древо жизни», «Познай себя», «Экология и дети», «Лидер», «Игра — дело серьезное»), особое внимание уделяя влиянию программ на организацию свободного времени детей и подростков, развитие их лидерского и творческого потенциала.
Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМ-СИ) реализует программы и проекты своей деятельности (на федеральном и местных уровнях), имеющие три основных направления: 1) материально-финансовая, методическая, информационная, моральная, профессионально-личностная и другая поддержка членов организации; 2) взаимопомощь и совместное проведение досуга; 3) создание специализированных служб для населения. Из более 40 программ ДИМСИ — 10 документально оформлены и реализуются на основе многоканального финансирования: «Школа гражданского общества», «Возвращение к истокам», «Социальная работа: информация и образование», «Диалог индивидуальностей», «Юное поколение выбирает книгу», «Врата учености», «Третий сектор», «Лидер здоровья» и др.
Сегодня особенно выделяются два центра, занимающихся изучением вопросов, связанных с детским движением. Это государственное учреждение — Институт молодежи и общественное объединение — Ассоциация исследователей детского движения. Ими проведены десятки социологических исследований проблем детей и молодежи. Их рекомендации периодически бывают представлены во властные структуры государства и, хотя не все внедряются, но во всяком случае учитываются при принятии документов, создании нормативной базы молодежного и детского движения.
Завершенным данный (переходный) период можно считать лишь тогда, когда достаточно широкий круг детских общественных объединений не просто заявит о себе, пройдет регистрацию и т.п., но и по-настоящему встанет на ноги, а ситуация вокруг таких объединений стабилизируется, что позволит им хотя бы в первом приближении реализовать заложенный в них потенциал и специфические возможности.
Таким образом, сегодня с полной уверенностью можно констатировать, что детское общественное объединение является специфическим институтом социализации детей, уникальным социальным пространством, особенность воспитательного влияния которого заключается в том, что оно создает условия для усвоения подростками социального опыта (комплекса знаний, умений, навыков и отношений, необходимых для успешного личностного и социального становления и дальнейшего развития) и реализации потребностей (важнейшими из которых является потребность в самореализации, ' самовыражении, самоутверждении, самопознании, личностном и социальном самоопределении) и способностей на основе своих интересов.
Именно интерес к определенному виду деятельности, отношениям, общению является главной побудительной причиной участия подростков в программах детско-юношеских общественных объединений, реализация которых будет эффективной только при условии соблюдения так называемого принципа «трех Д» (Добровольность участия, Демократичность отношений и Деятельность социально-творческого характера).
Оптимизируя процесс саморазвития подростков средствами практической работы и комплексной игровой деятельности, детское общественное объединение способствует формированию и развитию у них целого ряда личностно и социально важных качеств.
Участвуя в программах детского общественного объединения, реализуемых преимущественно посредством организации разнообразной коллективно-творческой деятельности, подростки постоянно сталкиваются с различными нестандартными ситуациями, поиск вариантов выхода из которых активизирует развитие таких качеств (неотъемлемых для любого современного человека, ориентированного на успешность жизнедеятельности), как креативность (способность человека к конструктивному, нестереотипному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта), сообразительность (способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное) и наблюдательность (способность видеть, подмечать важное, замечать детали).
Многообразная, разноплановая и, как правило, динамичная деятельность детского общественного объединения способствует развитию такого качества, как мобильность (психологическая лабильность, гибкость; способность усваивать и перерабатывать новую информацию).
Постоянно осуществляемая подростками совмест-нС(и наравне) со сверстниками и значимыми для них взрослыми деятельность социально-творческого характера создает условия для формирования достаточно богатого социального опыта, который, в свою очередь, является благоприятной почвой для развития такого качества, как устойчивость (целостность личности, ее ядро, стержень, мировоззрение, социальные и нравственные убеждения).
Демократичный характер межличностных отношений и открытость детского общественного объединения способствуют вхождению в него людей разного возраста, пола, национальности, вероисповедания, социального происхождения, людей с разными привычками, вкусами, предпочтениями и пристрастиями в многочисленных областях человеческой деятельности. Целенаправленное участие всех членов объединения в совместном разрешении различных задач, периодически встающих перед ними, а также постоянно осуществляемая ими социально-ориентированная деятельность (как правило, сопровождаемая многочисленными контактами с разными людьми) создают условия для развития таких качеств личности, как толерантность (способность быть терпимым к чужим мнениям, снисходительным к поступкам других людей) и общительность (открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми).
Многообразие видов интересной, необходимой для полноценного развития, насыщенной общением, творчеством деятельности, участие в которой предлагается подросткам — членам общественного объединения, способствует тому, что подростки, как правило, выбирают сразу несколько видов предлагаемой им деятельности, желая и стараясь при этом быть полноценными участниками всех мероприятий, осуществляемых в рамках выбранных ими программ. Реализация данного желания способствует развитию такого качества личности, как работоспособность, т.е. выносливость, способность выполнять напряженную работу.
В своем стремлении (стимулируемом самой сущностью детского общественного объединения) к самореализации, самоутверждению и самосовершенствованию подростки — члены общественного объединения — постоянно выступают в роли инициаторов и организаторов различных социально-творческих дел, что способствует развитию таких качеств личности, как активность (способность действовать энергично, напористо), инициативность (творческое проявление активности выдвижение идей, предложений), ответственность (способность личности контролировать свою деятель-ность в соответствии с принятыми в обществе или в кол-лективе социальными, нравственными и правовыми нормами и правилами, чувством долга), cамостоятель-ность (независимость в суждениях, cпособность брать ответственность на себя), настойчивость (целеустремленность) (проявление силы воли, упорства, способность доводить дело до конца) и организованность (способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность).
Все вышеобозначенные качества, в свою очередь, являются неотъемлемыми составляющими таких социально и личностно значимых качеств, как гражданственность (нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны) и конкурентоспособность (синтез таких качеств, как четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоус-тойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда).
Таким образом, детское общественное объединение, основанное на общности интересов подростков (и взрослых) и их добровольном включении в совместную деятельность для решения конкретных задач, создает условия для: удовлетворения потребности подростков в равноправном положении со взрослыми; актуализации способностей; устранения дефицита содержательного общения; развития умения взаимодействовать с людьми, самореализовываться через сотрудничество и творчество.
Стоит учитывать, что участие подростков в программах детского общественного объединения оптимизирует процесс их личностного и социального развития только при соблюдении ряда условий, к которым исследователи данного вопроса относят:
О ориентацию детского общественного объединения на прогуманистические, общие и значимые для всех членов объединения (детей и взрослых) ценности; о существование неформального круга общения, удовлетворяющего стремление подростков быть полноправными членами этого объединения, что предполагает, в свою очередь, внутреннее согласие подростков принимать на себя определенную долю ответственности за него; О реализацию защитной функции по отношению ко всем субъектам объединения, воспринимающим его как своего рода «экологическую нишу», где можно уберечься от опасности современного агрессивного мира и которая дает им запас оптимизма, положительных ценностей (не предоставляемых со стороны общества в целом), сглаживает возникающие у подростков возможные чувства незащищенности и одиночества; О создание микрокультуры, выражающейся в наличии внутренних, «местных» праздников, традиций, ритуалов, своих привычек, языка, легенд, устойчивых мнений и оценок, стереотипов и предрассудков, элементарных норм поведения, которые по характеру своему не угнетают, не унижают личностное достоинство ребят, а способствуют проявлению товарищеской заботы, поддержки, сотрудничества и взаимопомощи; О наличие возможности освоения материально-предметной и духовной среды, окружающей детей, включение которой в контекст человеческих взаимоотношений и приобретение последней (со временем) знаково-символической функции способствует преодолению отчуждения ребенка от природного и социального окружения, не дает проявиться возможной разрушающей «манере жизнедеятельности» в отношении с социумом (Ковров В.В. Самореализация подростка в общественном объединении: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. М, 1996. 21 с. С. 14-15).
Перечисленные условия, являющиеся также характерными особенностями детского общественного объединения, позволяют судить о нем как о достаточно развитой индивидуализированной воспитательной системе, которая своим значительным воспитательным потенциалом оптимизирует процесс социализации личности.