Первостепенную роль в социальном воспитании и социализации играет школа. Ребенок приходит в нее семилетним и покидает ее уже во многом сформировавшейся личностью в 17—18 лет. Здесь он не только учится, он проживает в школе тот период, в котором интенсивно происходит становление его личности. Между тем традиционную школу считают учебным заведением, полагая, что ребенка или подростка в ее стенах прежде всего учат, насыщают знаниями, а он учится, приобретает знания и умения, необходимые для будущей жизни. В последнее десятилетие в связи с перестройкой и сменой идеологических ориентиров воспитательная, формирующая личность роль школы еще более ослабла, так как многие педагогические коллективы решили, что в условиях социальной нестабильности и идеологической неопределенности главная задача школы — хорошо обучить, а хорошо обученный человек автоматически становится и подготовленным к жизни, и воспитанным. Однако анализ исторического опыта и практика свидетельствуют, что это не так.
|
|
В новых условиях социально-формирующая, воспитывающая миссия школы не ликвидируется, а, напротив, значительно усиливается. В ситуации кризиса детства, социальной неустроенности значительной части населения, семейного неблагополучия, усилившейся агрессивности социальной среды системе образования, наряду с традиционной функцией обучения и воспитания, пришлось актуализировать, расширить и углубить и многие другие функции. Среди них прежде всего:
а) социально-адаптивная и социально-стабилизирующая, обеспечивающая включение школьника в реальные социальные отношения, поддерживающая, социальную мобильность личности, открывающая жизненные перспективы для каждого выпускника, смягчающая социальную напряженность и социальные конфликты;
б) социально-преобразующая, обеспечивающая подготовку людей к сознательной жизни в условиях формирующегося демократического общества, рыночных отношений, быстро изменяющихся жизненных ситуаций;
в) социально-защитная, связанная с заботой о детях, которым семья и общество не смогли создать нормальных условий для жизни и развития;
г) здоровьесберегающая и реабилитационная, связанная с катастрофическим падением здоровья детей и преодолением пагубной традиции, когда цена образования оказывается слишком высокой, ибо образование приобретается за счет утраты здоровья;
д) культуропреемственная и культуротворческая, проистекающая из современного понимания образования как приобщения к культуре в широком смысле слова, ибо средства массовой информации, учреждения культуры, микросреда не в состоянии пока обеспечить этот процесс, а зачастую оказывает явно негативное, разрушающее влияние на личность.
|
|
Современная ситуация решительно требует усиления воспитательных, личностно-образующих функций школы как основного образовательного учреждения, требует, чтобы школа была не просто учебной, а социально и личностно-развивающей, воспитательной системой. Это нисколько не противоречит определению школы как системы образовательной, если трактовать образование так, как оно раскрывается в законе Российской Федерации «Об образовании», где поясняется, что образование — это воспитание и обучение. Верно трактуемое понятие «образование», таким образом, совпадает с широким смыслом понятия «воспитание», охватывающего и учебную, и внеучебную жизнь и деятельность школьника.
Итак, современная школа должна быть образовательно-воспитательной системой, создающей условия для социального становления человека, его включения в систему общественных отношений, его разностороннего развития как свободной, творческой личности.
Важно учесть, что общая ориентация осуществляемого в школе образования не может быть только личностной или только социальной. Оба эти направления должны гармонично сочетаться в социально-личност-но ориентированном обучении и воспитании.
При каких же условиях школа может реализовать эту направленность? Может ли сегодня школа выполнить эту роль?
1. Школа (точнее все ее работники, родительский и ученический актив, попечители и т.д.) должна быть воспитательным учреждением, призванным создавать и совершенствовать себя как воспитательную систему, в которую в качестве важнейшего звена входит учебный процесс.
2. Для реализации задач гармонического воспитания с достаточной эффективностью ее социальной составляющей школа должна быть открытой в социум, иметь прочные связи с другими социальными институтами (семьей, учреждениями дошкольного, дополнительного и профессионального образования, учреждениями здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, различными производственными и общественными объединениями и др.), способствовать выявлению и использованию их воспитательного и социализирующего потенциала.
3. В школе и в микрорайоне должна быть создана развивающая среда, обеспечивающая включение школьника в доступные возрасту виды жизнедеятельности и отношения, имеющие реальное социальное наполнение или имитирующие это содержание.
4. В реализацию целей социального воспитания должен быть включен весь педагогический коллектив и все его союзники (родители, попечители, различные организации и т.д.), а не только социальные педагоги, психологи и заместитель директора по воспитательной работе.
5. В школе должны развиваться ученическая самодеятельность, общественные органы соуправления и самоуправления, детские и юношеские общественные организации, должны иметься возможности для проявления инициативы, реального выбора вариантов обучения и жизнедеятельности школьников.
На практике успешно реализован целый ряд социально ориентированных моделей общеобразовательной школы, в которых социальная направленность не ослабляет, а усиливает возможность личностной самореализации и индивидуального развития учащихся.
Представляем несколько таких моделей, в чем-то похожих, а в чем-то отличающихся друг от друга.
По ведущей направленности деятельности школы, по ее доминантному ядру (заметим, что деятельность любой школы в принципе должна быть достаточно универсальной) можно выделить следующие типы социально-ориентированных школ.
Адаптивная школа. В такой школе ведущей идеей выступает обеспечение благоприятных условий и полноценных возможностей социализации и личностного развития для каждого ребенка с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей, склонностей и интересов, уровня развития. Так, в многопрофильной школе-комплексе № 109 г. Москвы (директор Е.А. Ямбург) создана система развивающего профильного обучения: классы гимназического и лицейского образования; классы, обеспечивающие базовый стандарт образования; компенсирующие классы с усиленной помощью детям, подверженным дезадаптации. Особые группы создаются для детей с соматическими отклонениями, с околопатологическими особенностями умственного развития, для левополушарных и правопо-лушарных детей, а также остро нуждающихся в социальной помощи и поддержке.
|
|
Адаптация учащихся к жизни осуществляется введением их в систему социально ответственных ролей, предоставлением права свободного выбора видов деятельности в школе и в социуме, методикой социального закаливания.
Оздоровительная школа. Базовая ориентировка такой школы — сохранение и умножение здоровья, поиск возможностей гармонического сочетания обученности, воспитанности и здоровья как результатов образования. Так, в валеологической (валеология — учение о здоровье) школе № 70 г. Тюмени (директор Н.А. Голиков) созданы и используются все условия для сохранения и восстановления здоровья, отработан единый лечебно-образовательный процесс, ориентированный на формирование культуры здоровья, навыков и привычек здорового образа жизни, найдены способы установления индивидуально допустимых учебных нагрузок, своего рода допустимого «порога здоровья», переступать за который нельзя.
Школа со значительным удельным весом занятий по интересам — своего рода школа-клуб. Такова, например, известная в стране школа № 825 г. Москвы (директор В.А. Караковский). Стержнем школьной жизни в ней являются ключевые дела, к которым готовится вся школа, сами учащиеся широко приглашают нужных и интересных людей города. Используя методику коллективных творческих дел, коллектив находит дело по душе для каждого, обеспечивает его развитие и социальную активность.
|
|
Школа «домашнего типа». Такая модель вполне естественна для небольших сельских школ, где все друг друга знают, а школа — нередко единственный культурный центр, выполняющий многообразные культурные функции. «Домашняя школа» весьма эффективна и для отдаленных от центра городских школ, особенно расположенных в социально неблагополучных микрорайонах. Такова, например, школа № 1 г. Нижневартовска. В школе созданы уют, которого многие дети лишены дома, обстановка заботы и помощи, открыты отделение музыкальной школы, досуговый центр. Значительная часть детей, особенно из неблагополучных семей, проводят в школе весь день.
Академическая школа (гимназия, лицей, школы с профильным обучением) осуществляет социальную ориентацию через укрепление связей с высшими и средними профессиональными учебными заведениями, научными учреждениями, наукоемкими производствами, творческими союзами, специалистами, учеными, представителями творческой интеллигенции. Нередко такие связи имеют профильный уклон, важно, чтобы они расширялись и были достаточно разносторонними.
Реальная школа. По существу она тоже профилированная, но направлена на приобщение к практическо-преобразовательной деятельности, к труду, овладению ремеслом. Нередко такие школы создаются на базе учебно-производственного комбината или тесно сотрудничают с комбинатами, профессиональными училищами и колледжами, производственными предприятиями, учреждениями физической культуры и спорта. Во многих школах этого типа накоплен ценный опыт приобщения к знаниям, культуре, успешного социального становления трудновоспитуемых детей и подростков, а также тех, кому в силу разных причин нелегко дается овладение академическими знаниями.
Приведенная типология моделей школ не является ни строгой, ни исчерпывающей. На практике родилось и продолжает возникать много вариантов школ, успешно сочетающих решение задач адаптации, развития социальной активности и индивидуальных творческих качеств обучающихся.
По организационным формам взаимодействия с социумом можно выделить такие проверенные практикой модели, как открытая школа, школа — образовательно-методический центр микрорайона и школа — воспитательно-оздоровительный комплекс.
Открытая школа — это учебное заведение, выносящее часть учебной и внеучебной деятельности за стены школы, в социум. Это уроки в лабораториях, на производстве, в учреждениях культуры и др. Это совместные с общественниками акции в микрорайоне, общие с учащимися, родителями, предприятиями трудовые дела, праздники и т.д. Это также постоянные визиты в школу и работа в ней интересных и полезных людей — представителей не образовательной, а иных сфер деятельности. )
Опыт создания школ как образовательно-методических центров микрорайона, использующих на условиях координации деятельности или кооперации воспитательные резервы микрорайона (клубы, библиотеки, кинотеатры, спортивные базы и сооружения, дошкольные учреждения, общеобразовательные, спортивные, музыкальные школы, предприятия и др.), был в 70— 80 гг. XX столетия накоплен под научным руководством В.Д. Семенова в Екатеринбурге (тогда Свердловске), а также в Татарстане (Р.Г. Галеев, И.И. Рябов), в Белоруссии (С.З. Ревзин) и дал большой положительный эффект. К сожалению, в годы перестройки он был в значительной степени утрачен.
Более жизнеспособной и востребованной оказалась модель «Школа — воспитательно-оздоровительный комплекс». Это учреждения, в которых дети, находящиеся в школе каждый день и проводящие в ней значительную часть своего времени, получают «под одной крышей» комплекс необходимых услуг, не только образовательных, но связанных с профилактикой, оздоровлением, социальной помощью, разносторонним развитием, медицинской, социальной, психологической и педагогической реабилитацией. Это очень перспективная, эффективная, удобная для родителей и детей модель, позволяющая получить значительный специальный и экономический эффект. Таких комплексов, центров, объединений сейчас возникло много, несмотря на многочисленные финансовые, правовые и организационное трудности и препоны. Только в Тюмени успешно действуют: экспериментальный центр социальной помощи детям Центрального городского округа, включающий приют, столовую, социальную службу, школу, методический центр; областной детский peaбилитационный центр — лицей для хронически больных детей (часть из них учится в лицее с 1-го по 11-й класс); оздоровительно-образовательный физкультурно-оздоровительный центр для детей и взрослых «Олимпия» на базе школы № 57 и другие.
Вопросы и задания
Почему в современных условиях расширились социальные функции школы?
В свое время много споров вызвал девиз: «школа — социальный центр микрорайона», «школа — центр воспитательной работы». Не ведет ли эта позиция к перегрузке школы не свойственными ей обязанностями? Как вы относитесь к идее открытой школы? Ведь из внешней среды будут проникать и явно негативные влияния. Может быть, создать в школе среду исключающую негативные влияния современного довольно агрессивного общества?
Оправдано ли стремление к созданию комплексных образовательно-реабилитационных центров?
Роль подростковых клубов в социализации детей и подростков
Первые общественные объединения под названием «клуб» были основаны в Англии в XVI в., в Италии в конце XVII в., в России в последней трети XVIII в. Направление и содержание занятий в них зависели от того, «к какой социальной группе относились его члены. Одни клубы с течением времени по тем или иным причинам распадались, другие разгонялись властями, третьи, не имея возможности работать открыто, уходили в подполье, становились конспиративными, чаще всего политическими клубами (Романов А.П. Детские и подростковые клубы в системе общественного воспитания в СССР (историко-педагогический аспект): Автореф. дисс.... докт. пед. наук в форме научного доклада. М., 1990. 57 с. С. 19).
В настоящее время многочисленные клубы для взрослого населения широко распространены во всех странах мира и их развитию и деятельности посвящено достаточно большое количество специальной литературы, чего, к сожалению, нельзя сказать о детских, подростковых и юношеских клубах — история их развития в большинстве своем остается неисследованной и неизученной.
Идея детских, подростковых и юношеских клубов, как отражение объективной реальности и внутренней психологической природы человека (стремление к общению), постоянно жила в сознательно и стихийно, возникающих детских объединениях — группах, союзах, кружках, обществах. Одним из основных источников организации детских сообществ являлись (и являются по сей день) разнообразные игры.
Побудительными факторами первоначального самовозникновения детских клубов как организованных объединений всегда являлось стремление к совместным действиям, потребность в обмене информацией, подражание взрослым, вечное желание детей проявить себя в коллективе, выразить свою индивидуальность, что в общем итоге представляет собой объективный социальный процесс, При котором формируются и реализуются межличностные общественные отношения. Характерной предпосылкой для клубной самодеятельности можно также считать идею развлечения, рационального использования свободного времени, тягу к духовному обогащению и товариществу.
Первые стационарно работающие клубы в России появились в 60-е гг. XIX в.: один был клубом гимназистов (Чернигов), другой — юных орнитологов (Глухов), третий — спортивно-молодежный (Москва). Упомянутые клубы были достаточно организованными объединениями, имеющими уставы и программы. Дальнейшее развитие детские и подростковые клубы получили в конце XIX — начале XX в. Значительный опыт клубной работы с детьми накоплен в «Обществах содействия физическому развитию детей», которые в 1893 и 1895 гг. были созданы выдающимся педагогом П.Ф. Лесгафтом (в Петербурге) и его последователем профессором B.C. Пирусским (в Томске) (Романов А.П. Детские и подростковые клубы в системе общественного воспитания в СССР. — С. 20—21).
Воспитательная работа с детьми в дореволюционное десятилетие основывалась на инициативе общественников-энтузиастов. Передовая интеллигенция (И. Горбунов-Посадов, СТ. Шацкий и др.) организовывала сеть детских и юношеских клубов, площадок, городков по всей стране и стремилась направить энергию детей в свободное время в социально-полезное русло (до сих пор не потеряла значения педагогическая практика московских детских клубов, основателями которых явились СТ. Шацкий и А.У. Зеленко (1905—1908 гг.), которые глубоко верили в творческие силы детей, в их самостоятельность и инициативу).
Именно в это время формируются такие основополагающие принципы организации досуговой деятельности детей, как ориентация на индивидуальные интересы; углубленное знание детей и детских сообществ; дружеское общение педагога с детьми, который, скорее, их товарищ, чем воспитатель; использование самоуправления и самодеятельности детей как инструмента педагогической организации их свободного времени.
Первым детским клубом, возникшим сразу же после революции, был детский социалистический клуб «Юный рабочий» в Костроме. Уже в ноябре 1917 г. в него входили десятки детей рабочих. Этот клуб — первое из известных до сих пор социалистических объединений детей в Советской России.
В клубах действовали кружки, мастерские, в которых дети получали трудовые навыки. Рукописные журналы клубов рассказывали и о трудовых делах, и о поставленных концертах, спектаклях, деньги за которые шли в фонд помощи революционерам, голодающим, на борьбу с беспризорностью. Кроме того, дети занимались спортом, пением, музыкой, подвижными играми, развивая себя физически. На базе многих детских социалистических клубов были организованы в 1923 г. пионерские отряды.
К середине 30-х гг. в связи с укреплением командно-бюрократической системы в стране появляются признаки затухания клубной воспитательной работы: клубная работа или перерождалась в дополнительную школу по «проработке» трудных учебных предметов или, наоборот, вся деятельность клуба сосредоточивалась на играх и развлечениях. Как в первом, так и во втором случаях школьники отходили от активной общественной работы, замыкались в рамках своих чиста учебных или предметно-кружковых интересов. Как правило, детские и подростковые клубы к концу 30-х гг. функционировали только там, где ими руководили наиболее увлеченные и смелые педагоги-энтузиасты.
В годы войны значительное развитие получили такие формы воспитательной работы, как школьные агитбригады, лекторские группы, политинформации, встречи учащихся с фронтовиками, ветеранами партии и комсомола, с передовиками производства, учеными, отряды красных следопытов, передвижные клубы (клубы-автобусы, клубы-пароходы, клубы-вагоны) и др. (Романов А.П. Внеучебная работа пионеров и школьников в годы Великой Отечественной войны // Советская педагогика. 1985. № 10. С. 102-104).
Ярко выраженная патриотическая направленность внешкольной работы в 40-е гг сменяется парадностью, отступлением от клубных форм, преобладанием массовых форм, снижением роли индивидуальной работы по интересам во внешкольных учреждениях в 50-е гг.
Сложившаяся сегодня социальная и культурно-образовательная практика работы с подростками и молодежью в клубах по месту жительства преимущественно строится на принципе выделения основных направлений, в рамках которых применяются самые разнообразные формы и методы деятельности, разрабатываются различные программы и реализуются проекты. Например, в Тюмени на сегодняшний день работает 40 подростковых клубов, где в качестве основных направлений социально-клубной работы выделяются следующие: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, социально-педагогическое, образовательное, декоративно-прикладное, спортивно-техническое, военно-патриотическое, досуговое.
Основным типом подростковых клубов Тюмени являются многопрофильные клубы, то есть клубы, на базе которых осуществляется деятельность по всем или по нескольким из вышеобозначенных направлений: «Кречет», «Ровесник», «Грант», «Кижеватовец», «Контакт», «Маяк» и др. Выделяются также однопрофильные клубы, где деятельность осуществляется преимущественно в одном направлении: «Легион-Барс» (военно-патриотическое), «Аленушка» (художественно-эстетическое), «Атлет», «Олимп» (спортивно-оздоровительное), «Дзержинец», «Хобби-Центр» (социально-педагогическое), «Алькор» (туризм), «Родник» (фольклор) и др. Данные направления деятельности осуществляются в рамках городской целевой программы «Молодежь Тюмени». На базе многих подростковых клубов («Гайдаровец», «Кречет», «Радуга», «Факел», «Хобби-Центр» и др.) с недавнего времени начали осуществлять социально-творческую деятельность детско-юношеские и молодежные общественные объединения и организации.
Сегодня клубная работа в сравнении со школьным образованием рассматривается как менее формализованная практика социализации и социальной адаптации тех детей и подростков, проблемы, трудности и интересы которых не в состоянии разрешить и удовлетворить две главные воспитательные подсистемы общества — семья и школа. В клубе в атмосфере заботы, игры и радости, общины и жизнеспособной субкультуры молодому человеку легче обрести поддержку в принятии себя, норм и правил социального мира взрослых, ведь основное содержание клубной работы — это самодеятельная и целостная реализация базовых потребностей детей, подростков и молодых людей в социализации, культурной адаптации, поиск новых форм коллективности, поддержки и взаимопомощи детей и взрослых.
Основной задачей социально-воспитательной работы в клубе является создание условий для освоения детьми, подростками и молодыми людьми образцов цивилизованного общежития, навыков жизни и общения в группах, и самым важным условием является возможность личностного роста всех членов клуба, основанного на развитой конкуренции, лидерской атмосфере, праздничных обменах между разновозрастными командами и т.п.
Ученые-исследователи также отмечают, что эффективной организация клубной деятельности детей, подростков и молодежи будет только при соблюдении следующего ряда условий (В.В. Полукаров):
1. Организационно-педагогические:
· наличие взрослых, способных, готовых и подготовленных к организации клубной деятельности;
· обеспечение продолжительного и стабильного функционирования клубного коллектива;
· создание системы взаимосвязей клубного объединения с социальной средой.
2. Психолого-педагогические:
· учет половозрастных особенностей и личностных ресурсов членов клубных объединений;
· обеспечение личностной и социальной значимости содержания клубной деятельности;
· обеспечение детьми и подростками субъективной позиции в жизнедеятельности клубного коллектива.
3. Педагогические:
О адекватность содержания клубной деятельности интересам детей и подростков, социальным условиям и возможностям ее организации; О комплексный характер совместной деятельности; О сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм в процессе организации жизнедеятельности; О стимулирование самодеятельности детей и подростков, создание субъект-объектных отношений в клубном коллективе.
Для соблюдения всех вышеперечисленных условий от специалиста в клубе требуются особые качества, динамичность деятельности, высокая психолого-коммуникативная культура, умение работать с мотивацией, удержанием и развитием интереса без принуждения и суровой дисциплины.
К числу наиболее характерных тенденций развития детского клубного движения в России можно отнести следующие: клуб становится продуктом быстрого реагирования на социальные изменения в обществе, ведущие к обновлению содержания жизнедеятельности школьников; клуб в максимальной степени отражает и удовлетворяет трудовые, познавательные и творческие потребности детей и подростков.
Следует отметить и то, что в ряде мест в организации социально-клубной работы имеются серьезные трудности, из которых особенно выделяются низкий уровень материально-технического обеспечения деятельности клубных объединений и учреждений, а также недостаточное внимание к организации клубной деятельности со стороны органов государственного управления. Острой проблемой до сих пор (несмотря на то, что уже достаточно много сделано в этом направлении) остается межведомственная разобщенность в системе управления воспитательной работой, отсутствие единого центра высококвалифицированного педагогического руководства. Кроме того, довольно-таки нередкими бывают случаи, когда клубы, хотя и существуют, но вследствие вялого педагогического руководства, работают невыразительно, не вносят нужного мажора в жизнь детей и подростков. Данная проблема усугубляется, в первую очередь, тем, что специалистов по работе в детских клубах и подобных им объединениях пока никто и нигде не готовит, а это является одним из самых сильных искусственно созданных тормозов в организации клубной деятельности.
Но несмотря на все многообразие проблем, сопровождающих отечественное клубное движение в течение практически всего периода его существования, работа детских, подростковых и молодежных клубов в нашей стране по-прежнему является одним из самых действенных средств воспитания и социализации подрастающего поколения. «Исторически долговременная стойкость детских и подростковых клубов, — отмечает А.П. Романов, — неисчерпаемые резервы постоянного углубления их общественно-активной и воспитательно-познавательной деятельности говорят о том, что детские и подростковые клубы — объективная необходимость» (Романов А.П. Детские и подростковые клубы в системе общественного воспитания в СССР. С. 43). Истинность приведенной мысли доказывает хотя бы то, что общественно-педагогическое движение в нашей стране сохранилось именно в сфере детско-молодежного досуга и его организации по месту жительства. Мы сегодня имеем полное право говорить о клубном движении в России как о важном и действенном факторе воспитания.
Вопросы и задания
1. Какие принципы являются основополагающими при организации социально-клубной работы с детьми, подростками и молодежью?
2. Какие основные направления можно выделить в социально-клубной работе? Охарактеризуйте их.
3. Почему клубная работа зачастую противопоставляется школьному образованию?
4. Назовите условия эффективной организации клубной деятельности детей, подростков и молодежи. Прокомментируйте каждое из них.
5. В чем заключается специфика современного отечественного клубного движения?
6. Возможно ли в современных условиях решение проблем организации социально-клубной работы? Если — да назовите возможные пути.
7. Организуйте деловую игру «Клуб нашей мечты»:
Цель: разработка в групповой работе проекта клуба, в котором созданы комфортные условия для свободного развития детей и взрослых.
В проекте в обязательном порядке должны присутствовать следующие позиции:
- название клуба;
- расположение клуба;
- помещение;
- материально-техническая база;
- кадры;
- направления деятельности;
- количество, возраст и половое соотношение ребят;
- основные мероприятия, проводимые в течение года;
- с кем (организации-партнеры) сотрудничает клуб;
- работа с родителями;
- работа со СМИ;
- основные педагогические принципы и др.
Работа над проектом идет в микрогруппах. Каждая микрогруппа защищает свой проект. Жюри оценивает работу
микрогрупп.
8. Сформулируйте цель и задачи деятельности:
- клуба;
- клубного объединения определенной направленности; - педагога, работающего в определенном направлении;
- ребенка, посещающего клуб;
- родителя, ребенок которого занимается в клубе.
Прокомментируйте представленные варианты.