Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних

ПОНЯТИЕ «ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ», ЕГО ФОРМЫ, ВИДЫ, УРОВНИ

Одним из самых распространенных следствий нарушения либо дефор­мации процесса социализации лич­ности является возникновение от­клонений в ее поведении.

Отклоняющееся поведение — по­ведение, в котором устойчиво проявляются отступле­ния от общепринятых данным обществом поведенчес­ких норм. Синонимом понятия «отклоняющееся пове­дение» является понятие «девиантное поведение».

В современной науке формы и уровни отклоняюще­гося поведения принято выделять с нескольких пози­ций. Так, с позиции общества по степени тяжести вы­деляется девиантное, асоциальное и делинквентное поведение.

Отклоняющееся (девиантное) поведение — поведение, не соответствующее общепринятым нормам. Норма мо­жет носить культурный, профессиональный, ситуаци­онный, возрастной и иной характер. Таким образом, факт отклонения в поведении зависит от культурных, территориальных и других особенностей среды и ситу­ации, в которых поведение воспроизводится, а также от личностных, возрастных, ролевых, социальных и других особенностей того человека, который его осу­ществляет. Так, например, курение женщины — норма в культуре стран Океании и девиация в странах, про­поведующих ислам. Свобода личного выбора и ответ­ственность за его последствия — норма взрослого че­ловека и девиация в поведении учащегося школы клас­сического образца. Критерии степени отклонения в по­ведении могут быть жестко закреплены в культурных литературных источниках, а могут быть и выражены до­статочно слабо и целиком зависеть от активности кон­кретного субъекта оценивания (например, в нашем об­ществе к женскому курению относятся абсолютно по-разному: от принятия до категорического осуждения).

Поведение, отклоняющееся преимущественно от норм социального общежития, создающее сложности и неудобства окружающим людям, получило название асоциальное поведение. Критерии степени асоциальное-ти поведения оформлены в структуре писаных и непи­саных нарушений, подлежащих активному обществен­ному порицанию и административному наказанию в той или иной форме. Так, например, хамское поведение человека в общественном месте может повлечь за со­бой перечень абсолютно конкретных мер по его устра­нению из последнего, а также привлечение к админи­стративному штрафу и т.д.

Крайнюю степень опасности представляет делинквен-тное поведение (от лат. delicti — преступное) — поведе­ние, несущее опасность для жизни, здоровья и благо­состояния людей. Критерии степени делинквентности поведения четко зафиксированы каждым обществом в своде уголовно наказуемых деяний с определением тя­жести проступка и указанием меры наказания.

С позиции личности актуальным является разграни­чение отклоняющегося поведения по критерию «нор­ма — патология». С этой точки зрения выделяют психо­логически нормальное и ненормальное (патологичес­кое) поведение. Психологически нормальное отклоня­ющееся поведение — поведение, осуществляемое пси­хически здоровым индивидом, осознающим цели, со­держание и последствия своей деятельности. Патологи­ческое отклоняющееся поведение — поведение, обус­ловленное наличием у человека явной или скрытой пси­хопатологии, не позволяющей ему объективно оценивать цели и содержание своей деятельности, и, следовательно, верно предвидеть его результаты.

В социально-педагогической науке принято следую­щее понятие о формах отклонения в поведении в зави­симости от его тяжести: шалость, проступок, право­нарушение, преступление и рецидив (повторное пре­ступление).

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРИ­ЧИН ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ

Все многообразие причин отклоня­ющегося поведения может быть све­дено к двум большим группам: за­данные и возникшие.

К первой группе могут быть от­несены поведенческие отклонения, обусловленные причинами биологической группы: ге­нетические дефекты развития, родовые травмы, осо­бенности поведения, связанные со спецификой фор­мирования и развития различных систем и функций организма (тип высшей нервной деятельности, уровень интеллектуального развития, особенности мыслитель­ных операций — скорость формирования ассоциатив­ных связей и т.п.). Данная группа причин может сама по себе обуславливать формирование отклонений в по­ведении (гиперактивные дети, аутичные дети, дети с задержкой психического развития и т.д.), но чаще все­го подобного рода дефекты в развитии составляют груп­пу факторов риска, с которыми человек может абсо­лютно нормально прожить всю жизнь, не имея каких бы то ни было проблем с поведением, но которые мо­гут актуализироваться в определенных объективно либо субъективно сложных для него жизненных условиях и ситуациях. Такие условия и ситуации принято называть условиями и ситуациями риска. Именно они составля­ют вторую группу причин отклоняющегося поведения.

Условия риска — совокупность факторов различной природы (социальных — воспитание в детдоме, психо­логических — систематические избиения ребенка ро­дителями, биологических — систематическое недоеда­ние, голод), длительное негативное воздействие кото­рых на человека приводит к перенапряжению адапта­ционных механизмов личности, результатом чего мо­гут быть поведенческие нарушения. Для каждого инсти­тута социализации свойственны свои специфические условия риска, провоцирующие отклонения в поведе­нии ребенка.

В семье это, во-первых, асоциальный характер се­мьи в целом либо ее отдельных членов (родители ведут антиобщественный образ жизни, «бичуют», система­тически употребляют спиртное и т.п.), во-вторых, структура семьи (отсутствие в семье отца, что не по­зволяет ребенку полноценно удовлетворить потребность в эмоциональном контакте с личностно значимым че­ловеком) и, в-третьих, функциональная несостоятель­ность семьи, проявляющаяся в неверных типах семей­ного воспитания (воспитание по типу гиперпротекции или сверхконтроля приводит к возникновению в пове­дении ребенка реакции эмансипации — активного не­подчинения старшим, к побегам из дома и т.п.).

В школе это, во-первых, функциональная несостоя­тельность педагога, проявляющаяся в подмене лично-стно-ориентированного подхода к ребенку деятельнос­тью по контролю за формальным соблюдением учащи­мися правил внутришкольного поведения и по авто­ритарному обеспечению личного педагогического псев­доавторитета, во-вторых, субъективная сложность изу­чаемого материала для ребенка, вследствие чего он ут­рачивает интерес к учебе как способу самоутвержде­ния и саморазвития и, в-третьих, социально- психо­логические сложности межличностного взаимодействия ребенка с коллективом класса и его отдельными пред­ставителями (конфликты, бойкоты, высмеивания и т.п.), в результате чего ребенок исключается из кол­лектива и не может полноценно обучаться.

В условиях внешкольных учреждений и институтов при­чиной нарушения поведения могут стать конфликты ребенка с преподавателем либо неудовлетворение вне­школьным учреждением потребностей ребенка (пришел учиться играть на гитаре, а его определили в класс игры на баяне и т.п.). Результатом подобного рода событий может стать отказ ребенка или подростка от внешколь­ных учреждений как сферы социализации в целом («...я туда больше не пойду, там делать нечего...»). И, нако­нец, в сфере неформального общения (внешкольная груп­па сверстников) причиной возникновения отклонений в поведении может стать асоциальная направленность деятельности этой группы, асоциальный характер внут-ригрупповых норм взаимоотношений и требований, принятие которых является обязательным для подрост­ка, желающего примкнуть к группе («хочешь быть од­ним из нас, должен курить и употреблять спиртное, как все» и т.п.).

Ситуация риска — конкретное стечение обстоятельств в определенный момент пространства и времени, при­водящее к срыву адаптационных механизмов личности.

Ситуация риска может быть преимущественно объек­тивно либо субъективно значимой для человека. Так, например, последствием шокового состояния ребенка в результате автомобильной аварии, унесшей жизни родителей, может стать изменение в его поведении, что характерно для подавляющего большинства людей в подобной ситуации. В то же время некоторые ситуации могут стать ситуациями риска для конкретного ребен­ка, не будучи таковыми для остальных его сверстни­ков: неудачная шутка по поводу дефекта внешности, субъективно значимого для подростка, может привес­ти его к акту аутоагрессии, вплоть до самоубийства.

Отклоняющееся поведение, таким образом, — это результат актуализации факторов риска под влиянием длительного воздействия негативных условий, следстви­ем чего является возникновение конкретной ситуации, в которой и наблюдается нарушение поведения.

И.А. Невский ввел в науку понятие «механизм про­текания отклонений в поведении». Данный механизм включает в себя четыре последовательных этапа, харак­теризующих, с одной стороны, социально-психологи­ческое состояние ребенка, а с другой, степень откло­нения в поведении. Сохранив наименование этапов и их последовательность, мы дополнили их содержатель­ную сторону.

Первый этапдезориентация ребенка в новых, не привычных для него социальных условиях, где нарабо­танные за предшествующий период жизни привычные способы поведения (коммуникационные, ролевые и т.п.) теряют свою эффективность, а новые в его пове­денческом арсенале еще не выработаны.

Второй этап — дестабилизация ребенка, характери­зующаяся малоэффективными попытками восстановле­ния личностно и эмоционально значимых контактов с окружающей средой. Неэффективность попыток, с од­ной стороны, приводит к социально-психологическо­му истощению и возникновению неуверенности в соб­ственных силах, а с другой, к росту раздражения и не­приятия окружающей среды, формирующего базу для обращения ребенка к социально негативным формам поведения.

Третий этап — дезадаптация ребенка, характеризу­ющаяся наличием психологически нетерпимой для ре­бенка ситуации и отсутствием знания, каким образом выйти из данной ситуации социально положительным способом. На данном этапе поведение ребенка теряет свою последовательность и логичность, слабо предска­зуемо и объяснимо, часто носит импульсивный, аф­фективный характер.

Дальнейшее развитие отклонений в поведении мо­жет идти по двум различным путям: деструктивное по­ведение и асоциальное.

Четвертый этап (первый вариант) — деструктив­ное поведение, характеризующееся воспроизведением ре­бенком негативных поведенческих реакций и образцов поведения с одновременным осознанием неправильно­сти, «запрещенности» своего поведения, что сопровож­дается самообвинением, снижением самооценки, состоянием постоянного психологического перенапряжения. Следствием подобного развития могут быть снижение осознанности своего поведения (в результате запуска психологического защитного механизма — вытеснения), развитие различного рода психологических и биологи­ческих нарушений (неврозы, психозы, энурез, бессон­ница и т.д.), требующих медицинского вмешательства.

Четвертый этап (второй вариант) — асоциальное поведение, характеризующееся воспроизведением ре­бенком негативных поведенческих реакций и образцов поведения на основе их осознанного принятия. В дан­ном случае негативное, отклоняющееся поведение ре­бенка не приходит в противоречие с его нравственно-моральной сферой, а воспроизводится осознанно с це­лью достижения конкретной личной выгоды, служит способом формирования самооценки, утверждения со­циальной роли и т.д. на базе видоизмененной системы ценностей и идеалов (прав тот, кто сильнее; хорошо то поведение, которое приносит личную выгоду, зна­чимы те идеалы и ценности, которые удобны и т.д.).

Для несовершеннолетних, имеющих устойчивое от­клоняющееся поведение, характерны:

1. Деформация социальных связей. Для подростка в норме последовательность референтно значимых соци­альных связей имеет вид: семья, школа, неформаль­ная группа. Для трудного подростка на первом месте стоят нормы и ценности неформальной группы, нор­мы и ценности школы и семьи либо не значимы вов­се, либо активно вытесняются сознанием.

2. Нарушение процессов самоанализа и самооцен­ки. Самооценка неадекватна (завышена или занижена), так как чаще всего формируется на базе критериев оценки поведения значимой неформальной среды об­щения (обижать слабых можно, — это значит, что я сильный).

3. Резкое сопротивление любому воспитательному воздействию, педагогическому требованию, так как это требование проистекает с позиций нравственно-мораль­ных ценностей, активно не принимаемых подростком.

ПОНЯТИЕ «ПРОФИЛАКТИКА», ВИДЫ И УРОВНИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

С целью предупреждения отклоне­ний в поведении осуществляется комплекс мер социально-психоло­гического, медицинского и педа­гогического характера, направлен­ных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на лич­ность, получивший название профилактика.

Под профилактикой, таким образом, подразумева­ется научно обоснованные и своевременно предприни­маемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, под­держание и защиту нормального уровня жизни и здо­ровья людей.

Основой профилактических мер является деятель­ность, направленная на: создание оптимальных психо­лого-педагогических и социально-психологических ус­ловий для нормального осуществления процесса соци­ализации личности; осуществление психолого-педаго­гической и социальной помощи семье и подросткам; обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ре­бенка из семьи, лишение родительских прав и т.п.).

Выделяется несколько уровней профилактической, деятельности:

1. Решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по бо­лее полному удовлетворению материальных и духов­ных потребностей людей.

2. Меры по педагогической ориентации инфраструк­туры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека.

3. Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреж­дение противоправных действий и отклонений в по­ведении отдельных лиц.

Различают следующие виды профилактической дея­тельности: первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика — комплекс мер, направ­ленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведе­ния. В качестве примера может быть приведена деятель­ность учреждений сферы здравоохранения (больницы, роддома, женские консультации и т.п.) по своевремен­ной (в том числе и дородовой) диагностике патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учрежде­ний системы школьного и внешкольного образования и т.п. Следует отметить, что именно первичная профи­лактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприя­тий в области предотвращения отклонений в поведе­нии детей и подростков.

Вторичная профилактика — комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, име­ющими девиантное и асоциальное поведение (пропус­кающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики явля­ются недопущение совершения подростком более тя­желого проступка, правонарушения, преступления; ока­зание своевременной социально-психологической под­держки подростку, находящемуся в сложной жизнен­ной ситуации. В качестве примера может быть приведена существующая ныне в системе уголовного наказания не­совершеннолетних мера — отсрочка исполнения при­говора, т.е. использование воспитательно-профилакти­ческого эффекта угрозы применения наказания в соот­ветствии с УК РФ в случае, если поведение подростка в определенный период (чаще всего 1—3 года) не бу­дет отвечать принятым в обществе нормам.

Третичная профилактика — комплекс мер социаль­но-психологического и юридического характера, име­ющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лише­ния свободы. Наиболее слабо развитый в настоящее вре­мя вид профилактической деятельности. Примером мероприятий данного уровня может служить система пат­ронажного сопровождения несовершеннолетних, вы­шедших из мест лишения свободы, оказание им помо­щи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, психологического консультирования и т.д.

Кроме того, принято различать профилактику общую и специальную.

Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных про­блем в обозримом будущем ребенка (развитие позна­вательной активности малыша как определенная гаран­тия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы непосред­ственно перед ее возникновением (массовая подготов­ка детей к поступлению в школу на базе старших групп детских садов как профилактика отклонений в поведе­нии, связанных с кризисом 7 лет — начала обучения).

Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: про­филактика девиантного поведения, профилактика под­росткового суицида и т.п.

ОСНОВНЫЕ СОЦИ­АЛЬНЫЕ ИНСТИТУ­ТЫ, ООТЦЕСТВЛЯЮ-ЩИЕ ПРОЦЕСС ПРО­ФИЛАКТИКИ ОТ­КЛОНЕНИЙ В ПО­ВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В нашей стране сложился комп­лекс социальных институтов, осу­ществляющих либо призванных осуществлять профилактику от­клонений в поведении детей и подростков. Для каждого из уров­ней отклоняющегося поведения имеются специфические институ­ты, осуществляющие профилактику дальнейшего раз­вития отклонений в поведении.

На уровне девиантного поведения профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психо­логов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микросоциума в форме клубов, спортив­ных секций и т.п. Сутью профилактической деятельно­сти на данном этапе является создание для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положитель­ными способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситу­ацией риска.

На уровне асоциального поведения профилактичес­кую функцию выполняют КДН — комиссии по делам несовершеннолетних (отделы при администрациях ор­ганов исполнительной власти соответствующего уров­ня) и ПДН — пункты по делам несовершеннолетних, бывшие инспекции УВД, социальные педагоги и пси­хологи школы (при условии, что ребенок продолжает ее посещение), родители (при условии сохранности контакта между ними и ребенком), а также система приютов для несовершеннолетних (в системе образо­вания и соцзащиты) в случае ухода ребенка из дома. Содержанием деятельности КДН является наложение административных взысканий и материальных штрафов на родителей, не занимающихся воспитанием собствен­ных детей, а также оказание морально-нравственного давления на подростка, совершившего правонаруше­ние, но не подлежащего уголовной ответственности в силу недостижения возраста уголовной ответственнос­ти (14 лет) либо в силу случайности совершенного про­ступка. Смыслом профилактической деятельности в дан­ном случае является замена возможного уголовного на­казания несовершеннолетнему на административное, что в ряде случаев служит мощным тормозом негатив­ного поведения подростка, заставляя задуматься о своем будущем. В последнее время начался процесс трансфор­мации функций КДН, которая постепенно начинает выполнять роль не только контролирующей организа­ции, но и роль подростковой адвокатуры, защищаю­щей права несовершеннолетних граждан. Так, напри­мер, в идеале ребенок не может быть отчислен из шко­лы или изъят из семьи без согласования с работника­ми КДН. Основной функцией отделов ПДН УВД явля­ется контроль за сохранением социально-положитель­ного поведения подростка, нарушившего закон. Рабо­тая по зонной системе, инспектора ПДН осуществля­ют мероприятия по предупреждению правонарушений несовершеннолетними, вернувшимися из воспитатель­но-трудовых колоний, осужденных условно, осужден­ных с отсрочкой исполнения приговора, освобожден­ных от уголовной ответственности в связи с примене­нием мер воспитательного характера или вследствие амнистии, а также систематически употребляющими спиртные напитки и наркотики, постоянно не посе­щающими школу, ведущими антиобщественный образ жизни. Основными формами работы ПДН УВД являют­ся индивидуальная беседа с подростком в ходе плано­вых вызовов его на опорный пункт и беседа с родите­лями и учителями в ходе плановых рейдов по школам и домам несовершеннолетних.

На уровне делинквентного поведения профилактичес­кую функцию выполняет система исполнения наказа­ний (спецшколы, спецучилища, воспитательно-трудо­вые колонии и т.п.), в функции которой законодательно вменено осуществление процесса перевоспитания под­ростков, нарушивших закон, т.е. профилактики повтор­ного совершения правонарушений.

По отбытии наказания основным институтом про­филактической деятельности становится система соци­ально-психологической реабилитации людей, вышедших из мест лишения свободы. Данная система лишь фор­мируется в нашей стране. Сутью ее является социаль­но-психологическое сопровождение человека с момента выхода из заключения до того периода, когда он будет устойчиво включен в систему социальных взаимоотно­шений (решит вопрос с жильем, учебой либо трудо­устройством, наладит контакты с семьей и ближайшим окружением, получит полагающиеся по закону соци­альные гарантии и т.п.), т.е. будет минимально соци­ально и психологически адаптирован в новых для него условиях.

В отечественной социально-педагогической науке существует понятие педагогически ориентированной инфраструктуры микросоциума (введено В.Г. Бочаро­вой) — совокупности функций и ресурсов всех соци­альных институтов, организаций и ведомств конкрет­ной территориальной единицы (двора, микрорайона, города и т.п.), направленных на обеспечение успешной социализации подрастающего поколения. Форми­рование подобной инфраструктуры — одно из самых перспективных направлений в области профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних.

Вопросы и задания

1. Чем объясняется значительный рост случаев отклоняю­щегося поведения детей и подростков в последние годы?

2. Предложите меры, способствующие повышению ответ­ственности семьи за девиантное поведение детей.

3. В подвале вашего дома поселилась группа беспризорных подростков. Предложите варианты работы с ними, учи­тывая, что правонарушений они не совершают (занима­ются попрошайничеством и подработкой на рынке) и что вы уже несколько раз направляли их в приемник-рас­пределитель, из которого через 30 дней они возвраща­лись в «родной» подвал.

4. Одна из ваших подопечных семей — многодетная. Мать воспитывает детей одна. Материальный уровень семьи зна­чительно ниже среднего (алименты не получает, посо­бия минимальны). Условия проживания детей не соот­ветствуют ни санэпидемиологическим, ни другим нор­мам, но отношения в семье замечательные и поводов для обоснованного изъятия детей из семьи нет (мать и слы­шать об этом не желает). Ваши действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: