Наряду с официально оформленными (зарегистрированными) общественными молодежными объединениями в современном обществе широко распространены неформальные молодежные объединения (НМО). Отличительной особенностью неформальных объединений являются отсутствие официальной, например, государственной регистрации; их самоорганизация (первоначально); стихийное (основанное на желании и взаимном договоре участников группы) возникновение общегрупповой символики, правил, норм, ценностей и целей жизнедеятельности группы.
НМО следует отличать от таких смежных образований, как неформальная группа и неформальная группировка. Объединение небольшого числа подростков на основе близости возраста и территориальной общности (например, дворовая компания или друзья-одноклассники) получило название неформальная группа.
Для неформальной группы характерны дружеские взаимоотношения между ее членами, высокая вариативность и личная свобода членов группы в процессе совместной деятельности, выбор которой осуществляется по общему согласию большинства ребят («А, давайте, пойдем в кино!» и т.п.), социально положительная направленность деятельности. Неформальная группировка — понятие, чаще используемое для обозначения неформальных групп асоциальной направленности. Характеризуется наличием более или менее четко выраженного мотива сбора (употребить спиртное, выяснить отношения с соседней группировкой, «стрясти» деньги с прохожих и т.п.).
|
|
Неформальное молодежное объединение — своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей, существующее на протяжении нескольких десятилетий, часто имеющее международный характер. Направленность НМО представлена широким спектром: от явно асоциальных группировок White power — белая власть (националистское движение) до вполне безобидных и законопослушных битников (вариант современного развития движения хиппи).
Различные НМО имеют свою идеологию, специфику типичных видов деятельности, символику одежды, сленг и т.п. Неформальные молодежные объединения как своеобразные элементы культурной среды общества (так называемая субкультура) — явление, возникшее в 50-60 гг. XX столетия. Наиболее известными движениями тех лет являлись движения хиппи, модов, мажоров, тэдди-бойз. Например, тэдди-бойз — субкультура рабочей молодежи, появившаяся в 50-е гг. на фоне относительного повышения уровня жизни, в условиях «изобилия» и экономического подъема.
Это первые послевоенные стиляги, выходцы из рабочего класса с незаконченным средним образованием, неспособные по этой причине получить хорошо оплачиваемые должности или рабочие специальности, требующие высокой квалификации. Они просто копировали стиль поведения и одежды молодежи высших слоев общества. Типичный тэд носил пиджак свободного покроя с бархатным воротничком, брюки-дудочки, ботинки на резиновой платформе и галстук-шнурок.
|
|
Чуть позже, в конце 60-70-х гг., возникают движения рокеров, панков и др. Данные молодежные течения являлись своеобразными контркультурными образованиями, противостоящими официальной государственной системе норм и ценностей. Наряду с асоциальными образованиями в этот же исторический период достаточно активно развивались и просоциальные молодежные объединения (Greenpease, различные религиозные течения и т.п.).
В течение последнего десятилетия XX в. возникла и постепенно развивается новая тенденция в сфере неформальных молодежных объединений. Она заключается в следующем. Если НМО «классического» периода (хиппи, панки и т.п.) представляли из себя группы, достаточно четко сформированные по идеологическому принципу, определявшему все параметры их жизнедеятельности: от специфики одежды до особенностей межличностного общения, сленга и т.п., то в последние десятилетия наблюдается постепенный переход «неформальной принадлежности» от базовой формы жизнедеятельности к форме досуга, хобби, способа установления коммуникации со сверстниками. Для большинства современных неформалов их принадлежность к той или иной группировке — вовсе не образ жизни, а всего лишь в той или иной степени глобальное увлечение, часто не влияющее на основную жизнь.
Это легко проследить, анализируя основные неформальные группы (группировки) молодежи, распространенные в настоящее время в обществе. «Рейверы», «Гранжи», «Металлисты» часто — уже не конкретные сообщества молодежи, а скорее прослойки в молодежной среде, вся неформальность которых часто ограничивается лишь яркой одеждой и атрибутикой (колечки, цепочки, значки и т.п.).
Для современного состояния неформальной молодежной сферы гораздо более характерно не многообразие ярко выраженных группировок, а противостояние общей массы неформалов («нефоров») — молодежи, имеющей определенное увлечение (музыка, техника и т.п.) и так называемых «гопников» — подростков, ничем особым в жизни не занимающихся, ничем не выделяющихся из общей массы. В то же время особую социальную опасность представляет явный рост националистических молодежно-подростковых организаций — либо неформальных, либо прячущихся за вывеску «патриотической» деятельности.
Принадлежность к той или иной неформальной группе — практически обязательный элемент процесса социализации в подростковом возрасте.
Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя разнообразные социальные роли. Общеизвестно, что дети и подростки, в силу различного рода причин, не имевшие возможности постоянного общения со сверстниками (инвалидность, психологические особенности личности, жизнь в месте, отдаленном от людей и т.п.), практически всегда в более позднем возрасте испытывают трудности в создании семьи, в отношениях с сослуживцами, внутриличностные проблемы и т.д.
Психологическим основанием возникновения подростково-молодежных групп (группировок) является одна из ведущих поведенческих реакций данного возрастного периода — реакция группирования со сверстниками.
|
|
Процесс вхождения (примыкания) подавляющего большинства подростков в ту или иную неформальную молодежную группу можно отразить как процесс последовательного удовлетворения базовых потребностей человека: потребностей в самоутверждении и общении (см. схему 1).
Следует особо отметить тот факт, что неформальная среда общения порой является для подростка (особенно для подростка «группы риска») единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимоотношения в семье или не посещая регулярно какое-либо внешкольное учреждение, подросток вынужден примыкать к той или иной группе (группировке), автоматически принимая систему ее норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной.
Для очень большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой, являются личностно значимыми, причем эта значимость намного превосходит в сознании подростка «семейные» и «школьные» нормы и ценности. Именно этим во многом объясняется низкая эффективность воспитательных мер воздействия на трудного подростка: в его сознании совершенное им объективно негативное действие таковым не является, так как является одобряемым с точки зре ния референтной группы (например, грубость по отношению к педагогу в школе или срыв урока может им оцениваться вовсе не как «плохое поведение», а «героический подвиг», поддерживаемый сверстниками).
Одной из особенностей современных молодежных группировок является их расположенность вне основных институтов социализации (школы, клубы и т.п.). Группы (группировки) собираются чаще всего либо по территориальному принципу (дворовая компания), либо по принципу близости интересов (фанаты футбольного клуба и т.п.). Исходя из этого, достаточно проблематичным оказывается привлечение подобного рода групп в «официальные» социально-педагогические учреждения.
Попытка разрешить эту проблему привела к возникновению в США еще в начале 30-х гг. XX столетия так называемой уличной социальной работы, которая в настоящее время является одной из самых широко распространенных в мире и перспективных форм взаимодействия с молодежными неформальными группировками. Street workers — уличные работники осуществляют социально-педагогическую деятельность непосредственно в местах времяпрепровождения молодежи, пытаясь наладить контакт с ребятами, оказать своевременную помощь и поддержку.
|
|
В нашей стране деятельность уличных социальных работников началась со второй половины 90-х гг. XX столетия. С недавнего времени начинает развиваться работа социальных педагогов в неформальных группах под так называемым прикрытием. Социальный педагог входит в молодежную «тусовку» на правах законного члена, участвует в ее жизни, параллельно пытаясь собрать необходимую для работы информацию, незаметно помочь кому-то из ребят, перенаправить (при возможности) деятельность данной группы в положительное русло.
СХЕМА 1
Одним из ведущих направлений работы с неформальными группами (группировками) учреждений до-суговой сферы в настоящее время являются, с одной стороны, развитие на своей базе разнообразных видов деятельности, привлекательных и популярных в молодежной среде (рок-клубы, фан-клубы и т.п.) и, с другой, организация и проведение в микросоциуме серии мероприятий и акций, ориентированных на привлечение молодежи (праздники, конкурсы, дискотеки и т.п.).
Широко распространенной формой работы с неформальной средой общения ребят в последнее время стали так называемые молодежные музыкальные клубы, предоставляющие им возможность регулярного общения и становящиеся достаточно быстро для большинства основным местом тусовки.
Большое значение в социально-педагогической деятельности, проводимой с молодежными группами, является процесс постоянного отслеживания так называемой групповой динамики, т.е. своевременное выявление факта возникновения группы, установление наиболее частых мест «тусовок» ребят, численного и демографического состава (небольшая группа — 3-5 человек либо группировка 10-12 и более), характера направленности группы (асоциальная/просоциальная).
Довольно часто принципиальным для определения стратегии дальнейшей работы с группой является определение типа ее неформального лидера (физический или интеллектуальный). Также важно установление совокупности основных нравственно-моральных, идеологических и иных ценностей, которыми руководствуется в своей жизни данная группировка.
Основными направлениями социально-педагогической деятельности в сфере неформальных молодежных группировок являются:
- профилактика расширения численности неформальных групп асоциальной, криминогенной направленности за счет исключения возможности создания молодежной группы под руководством взрослого, имеющего убеждения противоправного характера (например, вернувшегося из мест лишения свободы), а также за счет переориентации группировки на социально одобряемые виды деятельности (созда-ние временных рабочих мест, смена неформального лидера группы и т.п.);
- изыскание возможностей для обес-печения (материального и пр.)
существования неформальной группы положительной направленности (предложение различных вариантов занятости, общественно-полезной деятельности, занятий физкультурой и спортом, овладение боевыми искусствами и т.п.), например, создание на базе любительского музыкального коллектива группы, выступающей на официальной основе.
Вопросы и задания
1. К вам за консультацией обратились родители подростка. Выяснилось, что их сын уже около шести месяцев связан с сектой «сатанистов». Это их беспокоит. Предложите возможные пути решения данной проблемы.
2. К вам обратилась мама восьмилетнего мальчика. По ее словам, сына терроризирует группа старших подростков (дразнят, избивают без визуально наблюдаемых последствий, отбирают деньги и пр.). Ваши действия?
3. К вам обратился за помощью подросток. Принимая участие в азартных играх, он проиграл крупную сумму денег. Мать воспитывает сына одна (заплатить сумму долга из семейного бюджета фактически невозможно). Подросток поставлен «на счетчик», сумма долга увеличивается. Имеют место угрозы физической расправы и причинения материального ущерба. Что вы решите?