Основных психолого-педагогических понятий

Воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека, с целью формирования определенных установок, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия, для его развития, подготовки к жизни и труду.

Высокомерие - педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником

Государственный образовательный стандарт – основной документ, в котором определен конечные результаты образования по учебному предмету и отражен оптимальный минимум содержания образования.

Гуманизация образования – философская и социально-политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности; распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и гармоничного развития личности, ее деятельного участия в жизни общества.

Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. Одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения

Декларация – отдельный политико-юридический акт, имеющий целью придать чему-либо торжественный характер, подчеркнуть особо важное значение для судеб соответствующего государства.

Детство – период жизни человека, характеризующийся интенсивным биологическим, социальным и психологическим развитием индивида; в этот период закладываются предпосылки готовности к участию в общественно-трудовой жизни взрослых.

Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Структура человеческой деятельности включает: потребности, мотив, цель, задачи, действия, операции.

Дискуссия – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск истины.

Закон – это юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти, либо непосредственным волеизъявлением населения, и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения.

Имидж - целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально- психологическое воздействие на кого- либо.

Имидж педагога – эмоционально-окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.

Индивидуальный стиль деятельности - обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности.

Карьера – активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни; характеризующееся динамикой статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности.

Качество образования – определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.

Компетентность педагогическая – владение педагогом необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих его педагогическую деятельность, педагогическое общение и личность как носителя определенных ценностей, идеалов, педагогического сознания.Достигается человеком в процессе профессиональной деятельности, по мере накопления жизненного и профессионального опыта, в зависимости от его усилий, добросовестного исполнения обязанностей, четкого осознания своих компетенций и целей их реализации.

Компетенция – совокупность социальных функции, которыми обладает человек при реализации социально значимых прав и обязанностей члена общества, социальной группы, коллектива. В педагогическом плане компетенция рассматривается как совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе.

Конвенция – многосторонний международный договор по специальным вопросам экономического, юридического и гуманитарного характера.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики.

Лабораторная работа - один из видов самостоятельной практической и исследовательской работы учащихся в средней образовательной, специальной высшей школе с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования.

Лекция - систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера.

Личная профессиональная перспектива - осмысленное желание специалиста в усовершенствовании своих знаний, умений и навыков.

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества и определяющих его систему социальных отношений.

Неуравновешенность - неумение контролировать свои временные психические состояния, настроения

Нравственность – совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.

Образование – специально организованная в обществе система условий учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека; процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.

Образовательное пространство - область действительности, охваченная влиянием системы образования.

Образовательные учреждения – государственные, муниципальные, негосударственные учреждения, реализующие образовательные программы различного уровня и направленности

Обучение - целенаправленный процесс передачи научных и обыденных знаний подрастающему поколению и функционирование на их основе творческого мышления, теоретического и ценностного отношения к миру, научного мировоззрения и развития общих и специальных способностей.

Общая культура педагога – результат личностного развития, демонстрирующий степень освоения культурного опыта человечества отдельной личностью, уровень развития ее духовных сил и способностей, уровень интенсивности из проявления в практической деятельности, характер ценностных ориентаций.

Педагог – общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности; лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области.

Педагог - психолог - специалист, осуществляющий психологическое обеспечение образовательного процесса, главная цель которого – психологическое благополучие участников образовательного процесса: детей, их родителей, и педагогов.

Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности

Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая культура базируется на общей культуре с учетом специфики педагогической деятельности и является частью общечеловеческой культуры, интегрирующей историко-педагогический опыт и регулирующей сферу педагогического взаимодействия.

Педагогический оптимизм - вера в ребенка, в его способности

Педагогический такт - чувство меры в осуществлении средств педагогического воздействия на учащихся. Проявляется в умении педагога держать себя подобающим образом, просто и убедительно разговаривать с воспитанниками, уважать их достоинства, выдвигать разумные и педагогически обоснованные требования.

Педагогическое мастерство - синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

Права ребенка – это права человека применительно к детям, то есть понятия, характеризующие правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной и культурной сферах.

Практическая работа – один из видов учебной деятельности, по целям и задачам аналогичная лабораторным занятиям.

Пристрастность педагога - публичное выражение симпатии и антипатии к детям.

Профессиограмма - документ, в котором описываются особенности специальностей, профессий. Это идеальная модель, эталон специалиста. Профессиографический метод изучения личности позволяет проектировать личностный и профессиональный рост педагога в результате сравнения имеющихся у него знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы быть у него в соответствии с идеальной моделью.

Профессиональная компетентность - личные возможности должностного лица, его квалификация позволяющая принимать участие в решении определенного круга профессиональных проблем. С профессиональных педагогических позиций компетентность рассматривается как совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций.

Профессиональная компетентность педагога-психолога – единство теоретической и практической готовности к осуществлению психолого-педагогической деятельности.

Профессиональная культура - системное образование, компонентами которого является интеллектуальное развитие, профессиональная этика, мировоззрение.

Профессиональная этика - это следование общим принципам морали и выработка на их основе правил поведения и общения на работе.

Профессиональное самопознание – целенаправленный процесс познания себя как субъекта профессиональной деятельности: особенностей эмоционально-волевой и познавательной сферы, характера, развития профессиональных способностей, профессиональной культуры и т.п.

Профессиональное саморазвитие – становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к творческой самореализации в профессии.

Профессиональное самосознание - осознание, оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности.

Профессиональное становление – общая последовательность этапов развития человека в профессиональной деятельности. Выделяют две составляющие: становление личностное и становление статусное. Как правило, достижение определенного уровня в личностном плане, влечет продвижение по карьерной лестнице.

Профессионально-значимые качества личности (ПЗЛК) – это характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон личности, существенно влияющие на результат профессиональной деятельности и определяющие индивидуальный стиль педагога.

Профессиональный рост - продвижение по службе в той или иной сфере деятельности.

Профессия - вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки.

Психологическое обеспечение образовательного процесса – создание условий, благоприятных как для обучения и развития учащихся, так и для профессионального роста педагогов.

Психология – наука о закономерностях, развитии и формах психической деятельности

Психолого-педагогическая деятельность – вид педагогической деятельности, направленный на личностное, интеллектуальное, эмоциональное, социальное развитие субъектов образовательного процесса, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования.

Развитие - 1) Необратимое, направленное, закономерное изменение материальных объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта; 2) Процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных или природных факторов. Развитие предполагает количественные и качественные изменения в человеке.

Реферат – краткое изложение содержания источника с лаконичной оценкой; раскрытие состояния какой-либо проблемы на основе обзорного сопоставления и анализа нескольких источников

Рецензия – аргументированный отзыв на научную работу или художественное произведение. В процессе рецензирования работы определяется актуальность излагаемой проблемы, структура и логика ее изложения и аргументации, оценивается степень новизны, практическая научная или художественная значимость

Самообразование – целенаправленная деятельность педагога-психолога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования образовательного процесса. Является ведущим компонентом профессионального саморазвития, ценно не как узкое накопление знаний, а как путь развития интеллекта и личности в целом.

Самосознание – одна из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков

Самостоятельная работа - индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя.

Семинар - один из видов практических учебных занятий в старших классах общеобразовательной школы, а так же в средних и высших профессиональных учебных заведениях.

Система образования – совокупность преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием

Социальная активность – готовность и способность содействовать решению общественных проблем в сфере профессиональной деятельности;

Специальность - вид трудовой деятельности, осуществляемый на основе соответствующей профилированной теоретической и практической подготовки.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности

Способности педагогические – обобщенная совокупность таких индивидуально-психологических особенностей и профессионально значимых качеств педагога, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности. Выделяют гностические, дидактические, коммуникативные, конструктивные, организаторские, перцептивные, прогностические, суггестивные, экспрессивные педагогические способности

Субъект образовательного процесса – это индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности. Субъектами образовательного процесса являются педагоги, учащиеся, родители.

Такт - нравственное поведение, включающее предвиденье всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия, требование высокой гуманности, чуткости и заботы о человеке, наилучшее средство установления доброжелательных отношений в любых ситуациях.

Тактичность - свойство личности, являющееся воспитанной способностью, переросшей в привычку соблюдать меру в общении, не допуская действий и слов, которые могут быть неприятными собеседнику или окружающим.

Толерантность – терпеливость, выносливость, психическая устойчивость при наличии фрустраторов и стрессоров, сформировавшиеся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию.

Учебная программа – нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

Учебный план – нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет.

Экзамен - одна из традиционных форм проверки знаний учащихся

Эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека и ответное выражение своего понимания этих чувств

Этика - это понимание идеалов, моральных принципов и норм поведения, назначение человека и смысла его жизни

Этика профессиональная – реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью. Целью педагогической этики является формирование нравственной культуры личности педагога, как целостной системы, охватывающей культуры этического мышления, культуру поведения. Важным регулятором решения многих противоречий в образовательном процессе является педагогический такт.

Этический кодекс - документ, регламентирующий с моральной стороны действие практического психолога в системе образования в различных ситуациях

Я-концепция – система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе

Приложение №1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: