Ситуационные факторы и элементы проектирования организации

Проектирование организации связано с принятием ее руководством решений, относящихся ко многим областям жизнедеятельности организации:

•разделение труда и специализация;

•департаментизация и кооперация;

•связи между частями и координация;

•масштаб управляемости и контроля;

•иерархия организации и ее звенность;

•распределение прав и ответственности;

•централизация и децентрализация;

•дифференциация и интеграция.

При ситуативном подходе подчеркивается, что выбор различных управленч. методик должен быть обусловлен конкретной ситуа-цией. Поскольку и в самой организации, и в окр. среде существует множество факторов, единого "наилучшего" способа управления организацией не существует. Самым эффек-тивным будет метод, наиболее подходящий для конкретной ситуации. Такой подход предостерегает от использования стандарт-ных решений и механич. заимствования чу-жого опыта, согласно ему, оптимальный вы-бор — это тот, что максимально соответству-ет сложившейся ситуации. Данный подход предопределяет нелинейное, ситуативное мышление менеджера при восприятии орга-низационных проблем и их решении. Мето-дологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс:1. Руководитель должен быть знаком со средст-вами профессионального управления, кото-рые доказали свою эффективность. 2. Каждая из управленч. концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравни-тельные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. 3. Руко-водитель должен уметь правильно интерпре-тировать ситуацию.4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эф-фект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями. Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной сте-пени зависит от третьего шага, определяюще-го переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, нельзя будет полностью оценить сравнительные характе-ристики или приспособить метод к ситуации. Для практич. целей можно рассматривать, од-нако, только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые ско-рее всего могут повлиять на ее успех.


56.Новые подходы в проектировании организаций. Эдхократическая организация. Успеха добьются те, кто динамично перестраивают управленческий стиль и организационный дизайн соответственно требованиям нестандартных и сложных работ. Такие организации получили название эдхократических. Эдхократия – это сочетание управленческого стиля и организационного дизайна. Эдхократической организации присуща высокая степень свободы в действиях работников в сочетании с качественным выполнением работы и умением решать возникающие проблемы. Ключевые характеристики дизайна такой организации следующие: работа в областях с высокой и сложной технологией, требующая творческого подхода, инноваций и эффективного совместного труда; работники способны выступать в роли высококвалифицированных экспертов в своем деле, выполнять сложные производственные операции и эффективно взаимодействовать друг с другом; структура, имеющая органическую основу, не закреплена.Многомерная организация. Рассматриваются-ресурсы,результаты,сегмент деятельности (территория, рынок или потребитель). Основой многомерной организации является автономная рабочая группа, одновременно выполняющая три задачи: 1) обеспечение производственной деятельности ресурсами; 2) производство продукта или услуги для конкретного потребителя, рынка или территории; 3) обслуживание конкретного потребителя, проникновение на конкретный рынок, проведение операции в пределах определенной территории. Предпринимательская организация. Необходимость создания системы поиска и реализации всех имеющихся возможностей на устойчивой и постоянной основе явилась причиной появления предпринимательских организаций, структура которых представляет собой пирамиду, причем руководство организации находится в ее основании.Это подразделение поддержки предпринимательских ячеек. Ключевым элементом является блок «ресурсы организации» (люди, деньги, время, технология, информация, идеи и т.д.). Его задача – обеспечить ресурсами усилия работников, делающих бизнес. Блок «рынки» включает аналитические подразделения, ищущие рынки (возможности) для бизнеса и затем передающие их пред-принимательским ячейкам для освоения и использования. Блок «консультанты» состоит из бизнес-тренеров, помогающих своим опытом и интуицией предпринимательским ячейкам делать бизнес. На вершине перевернутой пирамиды находятся предпринимательские ячейки.Организация, ориентированная па рынок-Усиливается группирование работ по рынкам. Больше усилий прилагается для приспособления продукта к потребителю, и в этой связи часто изменяется про-дукт. Ускоряются потоки информации.Структура организации носит сетевой характер. Система управления становится главным ресурсом. Все в организации направлено на сближение тех, кто принимает решение, с теми, кто это решение покупает – потребителями.Важное значение приобретают групповая работа, ролевое поведение и основанное на доверии взаимодействие. Партисипативная организация-участие работников в управлении, исходит из того, что предоставление членам организации права участвовать в принятии решений по работе способствует мотивации их деятельности. Привлечение работников к управлению на всех уровнях предполагает участие в принятии решений, установлении целей и решении проблем.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: