Этика
Программа курса
Минск, 2013
ВВЕДЕНИЕ
Этика является особой философской дисциплиной, ключевыми понятиями которой являются мораль и нравственность. В отличие от многих других наук, этика не только дает определенные знания, но и способствует формированию моральной компетентности личности, уровня нравственной культуры, принципам добродетельного поведения. Приобщение к этическому знанию необходимо для переведения полученного знания в личный опыт и практику, в связи с чем этика является важным элементом в структуре высшего образования.
Цель. Общая цель курса – дать целостное представление об этике как самостоятельной области знания, многообразии этических программ, этических норм и принципов, которые могут выступить основой формирования собственной этической позиции студента.
Достижение заявленной цели предполагает решение следующих задач:
1) определение предмета этики и основные исторические вехи ее развития;
2) описание роли морали в культуре, ее менявшееся от эпохи к эпохе нормативное содержание;
3) анализ понятия морали, особое внимание уделив структуре и функциям морали в современном обществе;
4) выделение важнейшие понятия этики и морального сознания;
5) рассмотрение наиболее злободневные проблемы прикладной этики – прежде всего те из них, которые остаются открытыми для споров на нормативном уровне (эвтаназия, смертная казнь, проблема справедливого насилия и др.).
По окончании курса студент должен приобрести следующие знания, навыки, умения:
- свободно оперировать понятийно-категориальным аппаратом этики;
- владеть навыками этической полемики, культуры диалога; знать и руководствоваться основными принципами этикетной культуры;
- уметь анализировать собственный нравственный выбор и выстраивать стратегию нравственного развития;
- знать особенности профессиональной этики выбранной сферы деятельности;
- разбираться и уметь анализировать основные нравственные коллизии современности.
Наиболее эффективным является изучение этики на основе знаний по философии, психологии, теории и истории культуры, светскому этикету.
Курс рассчитан на 1 семестр.
Тематический план
(для студентов дневной формы обучения)
| №№ п\п | Наименование темы | Количество часов | |
| лекц. | сем. | ||
| Введение | Введение. Предмет этики, структура этического знания | ||
| Раздел 1 | История этических учений | ||
| 1.1 1.2 1.3 1.4 | Этика Древнего Мира (Древняя Индия, Древний Китай, античность) Этика Средневековья, Возрождения и Реформации Этическая мысль XVII-XIX вв. Развитие этических идей в ХХ веке | ||
| Раздел 2 | Теоретические проблемы этики | ||
| 2.1 2.2 2.3 | Историческое развитие морали Структурно-функциональный анализ морали Высшие моральные ценности | ||
| Раздел 3 | Прикладные проблемы этики. | ||
| 3.1 3.2 3.4 3.4 | Понятие прикладной этики, ее проблемное поле Экологическая этика. Биоэтика и биомедицинская этика: общее и особенное Профессиональная и деловая этика Культура общения и этикет | ||
| Всего: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЭТИКЕ
(для студентов заочной формы обучения)
| № п\п | Наименование темы | Количество | |
| лекции | семинары | ||
| Ведение | Этика, ее предмет и роль в обществе | ||
| Раздел 1 | История этических учений | ||
| 1.1 1.2 1.3 | Этика Древнего Мира и средних веков Этическая мысль XV-XIX вв. Развитие этических идей в ХХ веке | ||
| Раздел 2 | Теоретические проблемы этики | ||
| 2.1 2.2 2.3 | Историческое развитие морали Структурно-функциональный анализ морали Высшие моральные ценности | ||
| Раздел 3 | Прикладные проблемы этики | ||
| 3.1 3.2 3.3 3.4 | Понятие прикладной этики, ее проблемное поле Экологическая этика. Биоэтика и биомедицинская этика: общее и особенное Профессиональная и деловая этика Культура общения и этикет | ||
| Всего: |






