Тема 1.2. Этика Средневековья, Возрождения и Реформации

Христианское учение о нравственности – истоки, основания и ценностная направленность. Социально-нравственные принципы и установки христианства и их историческая эволюция. Внутренняя структура христианского морального сознания, проблема происхождения и существования зла в мире и путь к спасению. Единство Бога и человека – центральная проблема этики средневековья. Теономное обоснование морали в трудах Августина Аврелия. Учение Августина о предопределении. Христианская любовь (агапе) как основа человеческих отношений. Учение о Граде Божьем и Граде Земном.

Фома Аквинский: аристотелевская основа систематизации; синтетически-компромиссный характер этики; учение о высшем благе и учение о добродетелях, состав и иерархия добродетелей; законы и поступки, божественное участие в нравственной жизни человека. Теологический волюнтаризм Дунса Скота; мистический пантеизм Мейстера Экхарта.

Византийская этическая традиция: специфика и основные принципы. Практические приемы усовершенствования человека в мистико-этической традиции. Исихазм как стратегия нравственного очищения.

Арабская этико-философская мысль Средневековья: отличительные особенности (Авиценна, Аверроэс).

Общая характеристика историко-этического процесса эпохи Возрождения. Идеология гуманизма и его нравственно-этическое содержание. Активный характер человеческих добродетелей в понимании гуманистов, защита ими достоинства и свободы человека. Эпикурейская и платоновская линия в этике Возрождения. Учение о срединной природе человека Пико дела Мирандолы. Скептицизм Монтеня – начало переориентации этики на обоснование моральной автономии личности. «Христианский гуманизм» Э.Роттердамского. Идеалы справедливости и равенства в учениях Т.Мора и Дж.Кампанеллы. Этическая концепция Н.Макиавелли: идея внеморальности политики; влияние традиции макиавеллизма на последующую политическую практику.

Принцип «личной веры» и «божественной благодати», учение о богоизбранности и предопределенности человеческой жизни в этической мысли периода Реформации. Этические концепции М.Лютера и Ж.Кальвина. Критерий предопределенности к «вечной жизни» и реабилитация активно-деятельного начала в мирской жизни человека.

Гуманизм белорусского Возрождения (Ф.Скорина, Н.Гусовский) и Реформации (С.Будный). Принципы гражданской этики в произведениях А.Волана. Мораль и закон в Статуте 1588 г. Льва Сапеги. Этическая проблематика в Виленской школе: практическая философия Луки Залусского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: