Тема 12. Эстетическая типология культур

“Эстетосфера” культуры в этно-национальных, исторических, социальных, личностных характеристиках эстетического образа мира. Особенности миропонимания, образ мысли и поступания, ценностные духовно-нравственные и религиозные константы — основные характеристики национального менталитета, определяющие своеобразие культурного опыта.

Основные типы эстетических картин мира в истории культуры. Первобытный синкретизм: мифопоэтические представления о пространстве и времени, обществе и человеке; антропоморфизм вещи; сакральный смысл знания и его кодирование в ритуале, обряде. Древний мир и античность: космологическая каллокогатия; «пластическая» картина мира и искусство (архитектура, скульптура). Средневековье: представления о конечности пространстве и цикличности времени; о тварности сущего; иерархическое строение мира ценностей; категории совершенства, символа, слова, света; храм как модель мироздания. Новое время: антропоцентризм ренессанса и идеи эстетического и художественного конструирования мира с позиций человеческой меры. Просвещение: деизм и естественнонаучная картина мира; закон «всеобщего стремления к совершенству»; рационализм и его отражение в искусстве классицизма. Эпоха позитивизма: «отмена» метафизических картин мира, аналитика реальности, социальные детерминанты культуры, искусства, личности. Культура постмодерна и вопрос о “cмерти эстетики” в конце ХХ века.

Тема 13. Эстетика как философия искусства

Эстетические формы самосознания художественной культуры: теория искусства, художественная критика, эстетические манифесты, эстетические теории и концепции.

Эстетическая проблематика искусства: вопрос о природе и происхождении искусства; о причинах жанрово-видового многообразия, относительного постоянства художественных форм и законах изменчивости; о природе художественного образа; о процессах развития искусства (направление, метод, стиль); о законах художественного созидания и восприятия; о процессах социокультурного функционирования художественных форм.

Понятие “художественная культура личности”: духовная потребность в искусстве как универсальном способе удовлетворения эстетической потребности в целостном, непротиворечивом, соразмерном человеку образе мира. Созерцание, сопереживание, понимание, сотворчество, знание языка искусства как условия художественного восприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: