Образование как философская категория, именующая всеобщие процессы формирования материи, обретения образа (В. Даль. Словарь русского языка: образование гор, наций и государств, учреждений и вещей). Эстетическая теория образа о принципах полноты, целостности, соответствия содержания и формы. Образование как процесс становления личности, функция культуры, социальный институт. Принцип соответствия типа образования и культуры; национальный менталитет и образованность.
Культурно-историческая типология образовательных систем как инструмента передачи культурного опыта, способа формирования культурной личности, человека культуры. Понятие «парадигма образования» и вопрос о культурно-исторических детерминантах ее движения.
Теория образования как «прикладная философия» (С. Гессен) и комплексное знание о процессах становления человека в природо-социокультурной среде. Личность как основание интеграции комлексного антрополого-культурологического знания. Целостная, непротиворечивая, соразмерная человеку картина мира как базовая эстетическая духовно-познавательная потребность, цель и основание образования. Идея соответствия этапов фило — и онтогенеза, ее принципиальная значимость в построении целостного образовательного пространства. Возрастная типология «образов мира», способностей восприятия и понимания (Л. Выготский). Интеграция дисциплин естественнонаучного, социогуманитарного и нравственно-эстетического циклов с целью достижения целостного образа мира на каждом возрастном этапе. Концепция и модель культуротворческой школы. Роль эстетической культуры учителя в образовании.
|
|
IV. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПОНЯТИЙНЫЙ МИНИМУМ
- Эстетика, эстетическое отношение, эстетические потребности, чувства, суждения, вкус, эстезис, эстетический образ;
- Эстетические категории: совершенство, мера, красота, гармония, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое; художественный образ, символ, миф;
- Процесс художественного восприятия и созидания, художественная одаренность, талант, гениальность, видовая и жанровая классификация искусств;
- Эстетическая и художественная картина мира.
V. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
(для студентов очной и заочной формы обучения)