Прокуратура России, выступая в качестве государственного органа в механизме осуществления единой государственной власти, относится к числу федеральных органов, правовое оформление организации, деятельности которой осуществляется на принципах государственной службы. По Закону о прокуратуре (ст. 40) служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы, а прокурорские работники, т.е. прокуроры, следователи, другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинское звание) по своему статусу относятся к государственным служащим и исполняют обязанности по государственной должности этой службы.
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Соответственно служба в органах прокуратуры как специальный вид государственной службы — это деятельность прокурорских работников по реализации полномочий от имени Российской Федерации по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории и по выполнению иных функций, установленных федеральными законами. Как и иная государственная служба, служба в органах прокуратуры строится на принципах и условиях, установленных законодательством о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре.
К принципам службы в органах прокуратуры следует отнести:
требование законности, выражающееся в соблюдении Конституции РФ, трудового и другого законодательства, регулирующего деятельность и прохождение службы прокурорскими работниками;
равный доступ граждан к службе и единство требований к прохождению службы в органах прокуратуры с учетом профессиональной, моральной и возрастной пригодности, безупречности репутации;
сочетание гласности и конфиденциальности при подборе, расстановке и использовании кадров органов прокуратуры и при осуществлении ими государственной службы;
профессионализм и компетентность прокурорских работников, предполагающие высокую степень выполнения обязанностей по должности и достаточный объем знаний, умений и навыков для успешной реализации функциональных обязанностей;
внепартийность службы;
Стабильность и ротацию кадров прокуратуры в сочетании с правом на продвижение по службе по результатам труда с учетом способностей и квалификации. К основам службы в органах прокуратуры, характеризующим ее сущность, относятся такие элементы, как правовое положение прокурорских работников, поступление на службу, условия службы, а также прекращение службы. Правовой статус прокурорских работников представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, установленных законодательством и гарантированных государством.
Закон о прокуратуре по объему прав и обязанностей разграничивает четыре группы прокурорских работников:
-прокуроры и следователи — лица, занимающие прокурорские и следственные должности (в их число входят заместители прокуроров, помощники по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров и другие);
- военные прокуроры и следователи;
- научные и педагогические работники научных и образовательных учреждений прокуратуры; руководители и другие работники этих учреждений, непосредственно занятые научной и преподавательской деятельностью;
- все другие прокурорские работники, имеющие классные чины (воинские звания).
Каждому прокурорскому работнику как государственному служащему предоставляются права:
- на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности;
- продвижение по службе, переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
- объединение в профессиональные союзы;
- обжалование вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы;
- ознакомление со всеми материалами, находящимися в его личном деле, приобщение к личному делу своих объяснений в письменной форме;
- получение бесплатного форменного обмундирования и другие права.
К числу основных обязанностей прокурорских работников относятся:
- соблюдение Конституции РФ и других законов;
- добросовестное исполнение должностных обязанностей;
- соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
- сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны;
- исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных. На прокурорских работников полностью распространяются ограничения, установленные ст. 11 Федерального закона от 31 июля 1997г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». К их числу относятся запреты:
- на занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью;
- избрание депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;
- занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
- получение от физических и юридических лиц вознаграждения, связанного с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
- участие в забастовках;
- выезд в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением специальных случаев и иные запреты.
Прокурорам и следователям дополнительно предоставляются полномочия, связанные с выполнением их служебных обязанностей. Так, прокуроры и следователи имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в установленном порядке. Прокуроры при осуществлении возложенных на них функций по надзору за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и других функций вправе: беспрепятственно входить на территории и в помещении органов, иметь доступ к их документам и материалам, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений не-судебных органов, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Законом о прокуратуре и другими законами.