Раздел III. Искусство как эстетический феномен

Тема 3.1. Искусство как социальное явление. Социальные функции искусства. Народность, классовость искусства. Национальное и общечеловеческое в искусстве Основные этапы художественного творчества. Концептуальные модели искусства. Искусство как вид эстетической деятельности. Проблемы художественного восприятия.

Понятия "произведение искусства" и "художественное произведение". Материально-знаковая сторона как средство эстетической коммуникации. Понятие эстетического объекта, художественного произведения и артефакта.

Многоканальность "доставки" произведения искусства зрителю. Воспроизведение уникального и тиражированного оригинала. Плюрализм эстетических норм. Проблемы психологии художественного восприятия. Диалогизм восприятия художественного текста (М. Бахтин).

Массовая культура, как культура массового общества (Х.Ортега-и-Гасет). Стандартизированный характер массовой культуры. Распространение, деление культуры, как главная черта массовой культуры. Коммерческий характер массовой культуры. Пассивная роль массовой культуры в культурно-историческом процессе. Массовая культура как тиражирование достижений элитарной культуры. Роль массовой культуры: деструкция личности и сублимация психики человека.

Сущность эстетического воспитания. Восприятие произведений "своей" и "иной" культуры, современных и отдаленных во времени. Роль непосредственного восприятия и личных впечатлений для формирования профессионализма в эстетике.

Тема 3.2. Пространство и время художественного образа.

Условность искусства. Принцип обобщения в эстетике. Степени художественного обобщения (разновидности художественного реалистического образа). Художественный образ как эстетическая категория. Специфика художественного образа в различных видах искусства. Проблема классификации искусств в истории эстетики, как попытка определения специфики искусств через выделение онтологических параметров. Особенности пространственно-временного континуума художественного образа в киноискусстве как пространственно-временном виде творчества.

Художественный образ как процесс художественного творчества. Основные этапы художественного творчества. Формирование замысла как исходный пункт процесса художественного творчества. Вдохновение как наивысшая творческая активность. Разные подходы в истории эстетики к понятию вдохновения (Платон, И.Кант, К.Юнг и др.). Роль художественной интуиции в процессе вдохновения (интуитивизм, марксизм). Основные этапы вдохновения. Объективация произведения искусства как завершающий этап творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: