Практические работы и семинарские занятия

ТЕМЫ СТУДЕНЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ (КОНФЕРЕНЦИЙ):

  1. Взаимодействие эстетических свойств в жизни и искусстве.
  2. Платон о сущности искусства
  3. Литературно-эстетические концепции конца XIX – начала XX века..
  4. Феномен "революции масс" (по произведениям Х. Ортеги-и-Гассета).
  5. Восточная эстетика о прекрасном, искусстве и художественном творчестве (Индия, Китай, Япония).

Вопросы

1. Индуизм и буддизм о духовном характере прекрасного.

2. Эстетика даосизма (Лао-Цзы). Прекрасное как идеальное воплощение через путь (дао) совершенного бытия мужского (ян) и женского (инь) начал.

3. Учение Конфуция о красоте и гармонии. Искусство как средство морального воздействия и совершенствования человека.

4. Основные категории японской эстетики: саби, ваби, сибуй, юген.

5. Особенности исламской эстетики.

Литература

1. Древнекитайская философия. Тексты. В 2 тт. М., 1972-1973. (Т.1. С. 115, 222, 228. Т.2. по предметному указателю «совершенномудрие»).

2. Ригведа. Избранные гимны. М., 1972.

3. История эстетики. ПМЭМ в 5 т. М., 1962, т.1. (подборка текстов по эстетике Китая, Индии, России. С.344-384, 387-422, 424-462).

4. История эстетической мысли в 6 т. Т.1, М., 1985.

5. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М., 1999.

6. Григорьева Т.П. Дао и логос. М., 1993.

7. Завадская Е. В. Эстетические проблемы древнекитайской живописи. М., 1975.

8. Семенко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987.

9. Шукуров Ш. М. Искусство и тайна. М.. 1999.

10. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии //Яковлев Е.Г. Эстетика. М., 1999, С. 291-452.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ:

№1. Немецкая классическая эстетика

ПЛАН:

1. А.Баумгартен: введение термина «эстетика» и конструирование самостоятельной области философского знания. Структура эстетики.

2. И.Кант: эстетика в системе «Критик». Аналитика прекрасного. Аналитика возвышенного. Искусство и учение о гении. Идеальные произведения искусства.

3. Г.В.Ф.Гегель: предмет эстетики и его обоснование. Исторические формы искусства. Логический подход к искусству (диалектика формы и содержания). Идеальное произведение искусства.

4. Ф.Шеллинг: система трансцендентального идеализма и философия искусства. Природа искусства. Искусство и совершенство Абсолюта. Искусство как произвол гения. Творящий художник как сверхчеловек.

5. Немецкая философская эстетическая традиция и немецкий романтизм: проблема взаимосвязи

Литература

1. Баумгартен А. Философские размышления. Эстетика (фрагменты) // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. М., 1962-1968. Т.2. М., 1964.

  1. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. М., 1962-1968. Т.3 (подборка текстов Канта, Шеллинга, Гегеля).
  2. Кант И. Наблюдение за чувством возвышенного и прекрасного // Соч. в 6 тт. Т.3. М., 1975.
  3. Кант И. Критика способности суждения // Там же. Т.5. М., 1976.
  4. Гегель Г.В. Ф. Эстетика в 4 т. М., 1973.
  5. Шеллинг Ф.Й. Философия искусства. М., 1966.
  6. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.
  7. Афасижев М.Н. Эстетика Канта. М., 1975.
  8. Гулыга А. В. Кант. М., 1994. (гл.5: «Истина, добро, красота»).

10. Гулыга А. В. Шеллинг. М., 1982.

11. Кривцун О. А. Гегелевская концепция связи красоты и искусства // Искусство и действительность. М., 1979.

12. Нарский И.С. Эстетическая концепция А.Баумгартена // Философские науки. №5. 1984.

13. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. М., 1979.

14. Эстетика Канта и современность. М., 1991.

15. Материал по категории "прекрасное": История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. Т.1. с.89-92 (Сократ), 94-100 (Платон), 224-226 (Плотин), 519-521 (Альберти); т.2. с.303-313 (Дидро); т.3. Кант.

16. Материал по категории "возвышенное": История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. Т.1. С.214-216 (Псевдо-Лонгин), т.2. С. 103 (Берк); т.3. с. 70-71 (Кант).

17. Материал по категории трагического. Аристотель. Поэтика. 1957. С.58-61, 78 - 81, 82-86; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. Т.3. с.164-167 (Шеллинг).

18. Материал по категории комического: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. Т.3. С.167 (Шеллинг); с.194 (Гегель); с.252 (Шлегель); с.296-310 (Жан-Поль).

№2. Русская эстетика конца XIX – начала XX века. Эстетика всеединства. В. Соловьев. П. Флоренский.

ПЛАН:

  1. Общие принципы «эстетики всеединства» Вл. Соловьева (идея всеединства, принцип софийности, Вечная Женственность, свободная теургия, творческая сила любви (эроса), триединство Истины-Добра-Красоты).
  2. Эстетическое учение П.Флоренского.
  3. Красота, ее сущность и роль в одухотворении природы, человека и космоса. Некрасивое и безобразное.
  4. Концепция художественного творчества и форм его реализации.

Литература

  1. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М.,1991. («Смысл любви», С. 142-147, 153-160; «Красота в природе», С. 30-73; «Общий смысл искусства», §§ 2-3, С. 78-89; «Первый шаг к положительной эстетике», С. 90-98; «Лермонтов», С. 379-398; «Три речи в память Достоевского», первая речь, С. 229-240).
  2. Соловьев В.С. Собр.соч. в 2-х т. М., 1990. («Три разговора...», Эпилог («Краткая повесть об антихристе», С. 736-762).
  3. Флоренский П. Избранные труды по искусству. М., 1996.
  4. Флоренский П. История и философия искусства. М., 2000.
  5. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х тт. Т. 2. М.-СПб., 1999. («Вл. Соловьев», С.272-293; «Религиозная эстетика в XX веке», 294-307).
  6. Бычков В. В. Эстетический лик бытия (умозрения П.Флоренского). М., 1990.
  7. Федотов Г.П. Об антихристовом добре (по поводу «Трех разговоров» и «Краткой повести об антихристе») //Наука и религия, 1992, №3, С. 38-42.
  8. Лосев А.Ф. Творческий путь Вл. Соловьева //Соловьев В.С.Собр.соч. в 2-х т. М., 1990. С. 19-32. (об эстетике и философии культуры Соловьева).
  9. История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки: В 6 т.Т. 4. М., 1987. С. 267-275.
  10. Лекции по истории эстетики / Под ред. М.С. Кагана. Кн. 3. Л., 1976. С. 172-175.

№ 3. Эстетика постмодернизма

ПЛАН:

1.Размежевание понятий «модернизм» - «авангард» - «постмодернизм»

· классическое – модернистское искусство

· модернизм – авангард

· модернизм – постмодернизм

· авангард - постмодернизм

2. Постмодернизм в искусстве. Основные эстетические признаки:

· изживание «художественности» в произведении искусства

· ориентация на утилитарный и банальный «объект» в изобразительных искусствах и обыденные, «неочищенный чувства в выразительных искусвствах

· разрушение автора художественного произведения

· принцип концептуализма

· метод цитатности

3. Основные виды постмодернистского искусства.

· инсталляция, хэппенинг, перформанс и т.д.

· поп-арт

· постмодернизм в архитектуре, кинематографе.

4. Важнейшие понятия эстетики постмодернизма.

5. Важнейшие представители эстетики постмодернизма.

Литература.

1. Барт Р. Смерть автора.//Избранные работы. Семиотика, поэтика. М., 1994. (См.С.385-391).

2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости. М., 1996.

3. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

4. Бычков В.В. Эстетика: Учебник М., 2002 (раздел 2 «Нонклассика. Эстетическое сознание в XX веке).

5. Эко У. Заметки на полях «Имени Розы». //У.Эко. Имя розы. М., 1993.

6. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985.

7. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

8. Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.

9. Козловски П. Культура постмодернизма. М., 1997.

10. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодерна. М., 2000.

11. Мигунов А. Анти-эстетика. //ВФ, 1994, №7-8.

12. Мигунов А. Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине XX века. М., 1991.

13. Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001.

14. Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г. Яковлева. М., 2002.

№ 4. Эстетическое сознание и эстетическая деятельность.

ПЛАН:

  1. Человеческая деятельность и человеческие потребности. Эстетическая деятельность и эстетические потребности.
  2. Эстетическая и художественная деятельность. Эстетическая деятельность и игра. Эстетическая и производительная деятельности. Искусство как рафинированная форма эстетической деятельности.
  3. Проблема структуры эстетического сознания и способы ее разрешения.
  4. Иерархия понятий, относящихся к характеристике эстетического сознания (обоснование):
    • эстетическая потребность;
    • эстетический вкус;
    • эстетическое суждение;
    • эстетическая оценка;
    • эстетический идеал.

Литература

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С.60-166.
  2. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. М., 1965. С.23-76.

3. Кассирер Э. Сила метафоры. Теория метафор. М., 1990. С.33-42.

4. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и общая лингвистика. М., 1920. С.56-58.

5. Мукаржовский Я. Преднамеренное и непреднамеренное в искусстве // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. С.164-193.

6. Новиков Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. М., 1976.

7. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992. С.138-156, 179-186.

8. Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество. М., 1991. С.183-192 (труд художника).

9. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. М., 1986.

10. Эстетика. Словарь. М., 1989.

№5. Художественный образ.

ПЛАН:

1. Понятие образа в искусстве. Образ на стадиях замысла, воплощения и созерцания готового произведения искусства: соотношение рационального и иррационального, вербализуемого и невербализуемого, сознательного, подсознательного и бессознательного.

2. Творческое воображение и фантазия: различные подходы (от античности до современности) и значение в художественной деятельности. Пути рождения образа: типизация, индивидуализация, символизация.

3.. Особенности художественного образа в пространственных видах искусства.
5. Особенности художественного образа во временных видах искусства.
6.Типология искусства. Течения, направления, стили.

4. Содержательность формы и художественность содержания. История понятий «форма» и «содержание». Проблема канона.

Дополнительные вопросы:
2. Различные историко-эстетические подходы к анализу вдохновения (Платон, Кант).
3. Роль художественной интуиции в процессе вдохновения (интуитивизм, марксизм).
4. Основные этапы вдохновения.
5. Что такое объективация произведения искусства?

Определение выразительных возможностей конкретного вида творчества - первый подход к классификации искусств.
7. Определение специфики искусства через выделение онтологических параметров.
8. Что такое художественное пространство?
9. Что такое художественное время?
4. Что такое масштаб образа?
5. Каковы степени художественного обобщения?
6. "Самовыражение" и "катарсис" в искусстве.
7. Переживание как необходимый способ восприятия художественного образа.
Литература

1. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С.6-72.

2. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 1999 (Глава I, п. 2, 3).

3. Волкова Е.В. Произведение искусства – предмет эстетического анализа. М., 1976. С.93-162, 239-283.

4. Гегель Г. Эстетика в 4 тт. М., 1968. Т.1. С.244-253, 294-299.

5. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Соч., М.,1958. Т.4. с.374-399.

6. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. М., 1970. С.133-195.

7. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985. С.296-297.

8. Ильенков Э. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. М., 1964. С.46-93.

9. Кант И. Сочинения в 6 тт. М., 1966. Т.5. С.330-338.

10. Леви-Строс К. Структура и форма // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М., 1985. С.9-34

11. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. С.142-148.

12. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. С.135-181.

13. Лосев А.Ф. Художественный канон как проблема стиля // Вопросы эстетики. М., 1964. С.351-399.

14. Маркс К., Энгельс Ф. об искусстве. В 2-х т. Т.2. с.128-133, 115-122,173-183.

15. Мигунов А.С. Художественный образ. М., 1980.

16. Чичина Е.А. Эстетика /В кн. Кондрашов В.А.,Чичина Е.А. Этика.Эстетика.М.,1998./ Ст. Худож.образ как процесс. (Этапы худ творчества) – С. 479- 495; Пространство и время худ образа- 502-507.

17. Эстетика. Словарь. М., 1989. (Статьи: Оппозиция эстетическая, Ритм, Мера, Пространство и время в искусстве, Метафора, Символ, Архетип, Интуиция, Идеализация, Индивидуализация.).

18. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. С.95-128.

19. Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество. М., 1991. С.69-77.

№6. Проблемы художественного восприятия.

ПЛАН:

1. Эмоциональная реакция, оценка и понимание художественного произведения. Природа художественного понимания.

2. Проблемы и концепции психологии художественного восприятия. Отличия эстетического переживания от переживания реальности.

3. Диалогизм восприятия художественного текста: М. Бахтин.

4. Роль средств массовой коммуникации, нарастание проблемы тиражированности. Создание имиджа произведения до восприятия. Навязывание стереотипов восприятия. Оригинал, версия, копия.

5. Постмодернистское сознание: разрушение стереотипов восприятия и стереотипы «открытости» как новая запрограммированность восприятия.

Литература

  1. Арнхейм Р. искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
  2. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. С.55-70.
  3. Барт Р. Удовольствие от текста. М., 1989. // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. С.462-519.
  4. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
  5. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

6. Бердяев Н.А. Смысл творчества. // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С.437-459.

7. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 1999 (Глава II).

8. Волкова Е.В. Произведения искусства в мире художественной культуры. М., 1989. С.143-196.

9. Выготский А.С. Психология искусства. М., 1987.

10. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962. С.114-154, 425-434.

11. Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

12. Каган М.С. Морфология искусств. Л., 1974.

13. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М., 1991. С.131-228 (о некоторых общих принципах художественного воздействия в их применении к музыке).

14. Мамардашвили М. Литературная критика как акт чтения. // Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.,1990.

15. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.. 1965.

16. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. С.119-124, 286-295.

17. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978. С.79-215.

18. Эстетика. Словарь. М., 1989. (Статьи: Восприятие эстетическое, Чувствования теории, Рецептивная эстетика, Эмпатия, Установка).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: