После выбора цепи производится поверочный расчет, в котором выполняют подробные вычисления сопротивлений движению тягового элемента на всех участках трассы на основе предварительного расчета.
Сопротивление на прямолинейных горизонтальных участках:
для загруженной ветви
W г.в = (q г + q о) ℓ 1w, (4.13)
где ℓ 1 – длина горизонтальной проекции конвейера, м;
для незагруженной ветви
W г.н = q о ℓ гw. (4.14)
Сопротивление на прямолинейных наклонных участках:
для загруженной ветви
W н.в = (q г + q о) ℓ 2w± (q г + q о) Н, (4.15)
для незагруженной ветви
W н.н = q о ℓ 2w± q о Н. (4.16)
Сопротивление на поворотных звездочках
W зв = S зв(x - 1), (4.17)
где S зв – натяжение цепи в точке набегания цепи на звездочку, Н;
x – коэффициент сопротивления на звездочках; x = 1,03 – 1,04 – для звездочек на подшипниках качения; x = 1,05 – 1,07 – на подшипниках скольжения.
Сопротивление очистительных устройств
, (4.18)
где q оч – линейная нагрузка от очистительных устройств (q оч = 300–500 Н/м);
z оч – число очистительных устройств, шт.
Таблица 4.3
Основные параметры и размеры пластинчатых цепей
Номер цепи | Разрушающая нагрузка, кН не менее | Шаг цепи t ц, мм | b 1 | b 2 | b 3 | b 4 | d, мм | d 1, мм | d 2, мм | d 3, мм | d 4, мм | d 5, мм | h, мм не более | s, мм | |||
не более, мм | |||||||||||||||||
М20 | 40**–160 | 3,5 | – | 6,0 | 9,0 | 12,5 | 2,5 | ||||||||||
М28 | 50**–200 | 4,0 | – | 7,0 | 10,0 | 15,0 | 3,0 | ||||||||||
М40 | 63–250 | 4,5 | – | 8,5 | 12,5 | 18,0 | 3,5 | ||||||||||
М56 | 63**–250 | 5,0 | – | 10,0 | 15,0 | 21,0 | 4,0 | ||||||||||
М80 | 80–315 | 6,0 | – | 12,0 | 18,0 | 25,0 | 5,0 | ||||||||||
М112 | 80**–400 | 7,0 | – | 15,0 | 21,0 | 30,0 | 6,0 | ||||||||||
М160 | 100**–500 | 8,5 | – | 18,0 | 25,0 | 36,0 | 7,0 | ||||||||||
М224 | 125**–630 | 10,0 | – | 21,0 | 30,0 | 42,0 | 8,0 | ||||||||||
М315 | 160**–630 | 12,0 | – | 25,0 | 36,0 | 50,0 | 10,0 | ||||||||||
М450 | 200–800 | 14,0 | – | 30,0 | 42,0 | 60,0 | 12,0 | ||||||||||
М630 | 250–1000 | 16,0 | – | 36,0 | 50,0 | 70,0 | 14,0 | ||||||||||
М900 | 250**–1000 | 18,0 | – | 44,0 | 60,0 | 85,0 | 16,0 | ||||||||||
М1250 | 315**–1000 | 22,0 | – | 50,0 | 71,0 | 100,0 | 20,0 | ||||||||||
М1800 | 400–1000 | 24,0 | – | 60,0 | 85,0 | 118,0 | 22,0 | ||||||||||
МС28 | 63–160 | 4,5 | – | 8,3 | 13,0 | 17,5 | 22,5 | 3,0 | |||||||||
МС56 | 80–250 | 5,0 | – | 10,3 | 15,5 | 21,0 | 27,0 | 4,0 | |||||||||
МС112 | 100–315 | 7,0 | – | 14,3 | 22,0 | 29,0 | 38,0 | 6,0 | |||||||||
МС224 | 160–500 | 10,0 | – | 20,3 | 31,0 | 41,0 | 53,0 | 8,0 | |||||||||
* Шаг цепи выбирается из ряда: 40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800, 1000 мм.
** Применение шагов, отмеченных **, для катковых цепей не допускается.
Сопротивление от перегиба цепи на отклоняющем устройстве
, (4.19)
где µ – коэффициент трения в шарнирах цепи без смазки (µ= 0,45);
S /нб – натяжение цепи при набегании на отклоняющее устройство;
d – диаметр валика цепи, м;
D о – диаметр делительной окружности звездочки, м (табл. 4.4).
Сопротивление от перегиба цепи на приводной звездочке
, (4.20)
где S нб и S сб – натяжение цепи в точке набегания и сбегания с приводной звездочки соответственно.
Сопротивление подшипников приводных звездочек
, (4.21)
где wп = 0,10–0,15 коэффициент сопротивления подшипников качения с уплотняющими устройствами;
b– угол перегиба цепи.
Таблица 4.4
Диаметры делительных окружностей звездочек для пластинчатых цепей
Шаг звена цепи, мм | Число зубьев z | |||||
261,31 | 323,61 | 386,37 | 417,86 | 512,58 | 639,25 | |
326,64 | 404,50 | 482,96 | 522,34 | 640,73 | 799,08 | |
418,10 | 517,76 | 618,19 | 668,59 | 820,13 | 1022,82 | |
522,62 | 647,22 | 772,74 | 835,72 | 1278,52 | ||
653,28 | 809,00 | 965,93 | 1044,68 | 1281,45 | 1598,15 | |
823,13 | 1019,37 | 1217,07 | 1316,26 | 1614,63 | 2013,64 | |
1045,24 | 1294,44 | 1545,48 | 1671,44 | 2050,32 | – | |
1306,56 | 1618,00 | 1931,86 | 2089,36 | – | – |
Сопротивление подшипников отклоняющих звездочек
. (4.22)
Полное сопротивление движению
. (4.23)
4.1.3.1 Уточнение производительности конвейера
При поверочном расчете производительность конвейера Q (т/ч) определяется по формуле
, (4.24)
где F – площадь поперечного сечения, м2.
r – плотность груза, т/м3;
v – скорость конвейера, м/с.
4.1.3.2 Уточненный тяговый расчет
Уточненный тяговый расчет производится методом обхода по контуру, начиная с точки минимального натяжения цепи S min (точка 1) (рис. 4.5).
Рис. 4.5. Схема скребкового конвейера для расчета методом обхода по контуру
S 1 = S min = (3000 - 6000)Н,
S 2 = S 1 + q о L w - q о Н,
S 3 = S 2 ( x - 1 ),
S 4 = S 3 + (q г + q о) L w + (q г + q о) Н.
Величины погонных нагрузок определяют по (4.6 - 4.8)
4.1.3.3 Выбор элементов привода
Окружное усилие на приводных звездочках
W о = S нб - S сб + (S нб + S сб )( x - 1 ). (4.25)
Необходимая мощность двигателя
, (4.26)
где k з = 1,1 - 1,35 – коэффициент запаса;
h= 0,9 - КПД привода конвейера;
W о – окружное усилие на приводных звездочках, Н.
Выбираем двигатель с мощностью P (кВт) и частотой вращения n (мин-1) по табл. А.1 (прил. А.)
Частота вращения приводного вала, мин-1
, (4.27)
где v – скорость тягового органа, м/с.
Требуемое передаточное число привода
. (4.28)
По передаточному числу выбирают редуктор по табл. Б.1 (прил. Б), с учетом условия передачи мощности P ред > P.
Выбираем муфту по наибольшему крутящему моменту (табл. В.1, прил. В)
4.1.3.4 Выбор тормоза
Тормозной момент
, (4.29)
где k т – коэффициент запаса торможения; k т = 1,5–1,75;
М т.с – статический тормозной момент, Н.
Статический тормозной момент
. (4.30)
Выбираем тормоз по табл. Г.1 (прил. Г)
4.1.3.5 Выбор натяжного устройства
Устанавливаем винтовое или пружинно-винтовое натяжное устройство.
Ход натяжного устройства
, (4.31)
где t ц – шаг цепи, мм.