Структурная характеристика общественно-транспортных центров (узлов)

Местонахождение общественно-транспортного центра Транспортная зона Общественная зона Характерные особенности планировочного решения Площадь застройки, га/площадь участка, га
         
         
г. Кембридж Станция (конечная) Магазины, кафе, офис- Транспортная 0,6/1,2
(США) метрополитена, автовок- ные помещения и общественная  
  зал междугородных сооб-   зоны в одном  
  щений, стоянки автомо-   объеме  
  бильного транспорта, га-      
  ражи-хранилища      
Площадь Железнодорожный вокзал, Магазины, кинотеатр, То же 2,0/2,2
Бонавантюр, станция метрополитена, центр торговли, залы для    
г. Монреаль подземные автомобильные переговоров, выставки,    
(Канада) стоянки, наземные авто- музыкальный центр,    
  мобильные стоянки конгресс-холл    
г. Бильбао Железнодорожный вок- Магазины, залы универ- Комбиниро- 0,9/1,3
(Испания) зал, автовокзал междуго- сального назначения, яр- ванное реше-  
  родных и пригородных марка, предприятия пи- ние транспорт-  
  сообщений, подземные тания, офисные помеще- ной и общес-  
  автостоянки ния, выставочные залы твенной зон  
Оксфорд Остановка метрополите- Магазины, офисы, жи- Транспортная 0,75/0,9
стрит, «Вест- на, остановки обществен- лые помещения, пред- и обществен-  
уан», ного транспорта приятия питания ная зоны в од-  
г. Лондон     ном объеме  
(Великобри        
тания)        
«Канада Морской вокзал, автомо- Гостиница, офисы, кон- То же 2,5/2,8
Плейс», Ван- бильные стоянки, оста- цертный зал, выставки,    
кувер новка метрополитена театр, предприятия пита-    
(Канада)   ния    
«Куинзгейт», Железнодорожный вок- Магазины, специализи- Обособленное 8,8/9,0
г. Питерборо зал, автовокзал междуго- рованные предприятия расположение  
(Великобри- родных сообщений, от- питания зоны железно-  
тания) крытая стоянка, подзем-   дорожного вок-  
  ная автостоянка   зала, автовокза-  
      ла и общест-  
      венной зоны  

3.5. В транспортных зонах должны соблюдаться следующие важные требования:

оптимальность планировочного решения при минимальных затратах времени пассажиров на пересадки;

соответствие параметров пересадочного узла расчетной мощности пассажиропотоков;

обеспечение условий непрерывного нестесненного движения пешеходов с необходимой зрительной ориентацией;

наличие информации о расположении основных объектов вблизи пересадочного узла;

зонирование главных пешеходных путей с выделением зон попутного обслуживания;

размещение автостоянок, элементов благоустройства и др.

3.6. Наиболее значительными по обслуживаемому потоку пассажиров и занимаемой территории являются транспортные зоны пересадочных узлов, формируемых на базе вокзальных комплексов. Их отличительной особенностью является наличие пересадочных зон, занимающих территории в радиусах 100 — 400 м площадью 1,5 — 16 га. При этом максимальные расстояния между остановочными пунктами городского уличного и внешнего транспорта на привокзальных площадях могут достигать 700 м, число маршрутов наземного транспорта — до 10—20, а остановочных пунктов — до 12.

Для улучшения условий пересадки необходимо предусматривать предельно компактные планировочные решения таких узлов, в которых пешеходный путь не превышает 100—150 м.

Оптимальные решения узлов возможны при параллельном размещении устройств посадки-высадки (например, железнодорожных платформ, станций метрополитена) с учетом активного использования подземного пространства, а также блокировки отдельных зданий, сооружений и устройств (рис. 4).

3.7. Ориентировочные размеры привокзальных площадей для вокзалов различных видов внешнего транспорта приведены в табл. 3.

Соответствующие данные удобны для предпроектного анализа использования территорий и сравнения альтернативных вариантов.

3.8. На привокзальных площадях выделяют участки, предназначенные для посадки и высадки пассажиров, стоянки, для кратковременного и долговременного хранения (отстоя) средств общественного, специального, грузового и индивидуального транспорта и изолированные от путей движения транзитного транспорта. Размеры и конфигурация соответствующих участков определяются по расчетному количеству, габаритам и условиям маневрирования соответствующих транспортных средств.

I. ГЕНПЛАН

II. АВТОСТОЯНКА

Рис. 4. Общественно-транспортный центр на базе морского вокзала (типологическая схема)

1 — морской вокзал; 2 — платформа; 3 — административно-гостиничные корпуса; 4 — вертикальные коммуникации (лифты, подъемники); 5 —перспективное строительство; 6 — открытые автостоянки; 7 — парковая зона; 8— стоянки общественного транспорта; 9— пирсы для малых судов; 10— ресторан; 11 — основной причал

Таблица 3 Размеры привокзальных площадей

Группы вокзалов по вместимости, пас. Минимальный размер привокзальной площади, га
Крупные (особо крупные) 1,25
Большие 0,75
Средние 0,5
Малые 0,25
П р и м е ч а н и е К крупным вокзалам относятся: железнодорожные и морские с расчетной вместимостью здании св. 1500 пас. речные»»»»» 700» автобусные»»»»» 500» К большим вокзалам относятся: железнодорожные и морские с расчетной вместимостью св. 700 пас. речные»»»» 400» автобусные»»»» 300» К средним вокзалам относятся: железнодорожные, морские, автобусные с расчетной вместимостью св. 200 пас. речные»»»» 100»

Остановочные пункты городского общественного транспорта оборудуются посадочными платформами и навесами и располагаются по возможности приближенно к входам и выходам вокзала.

Длина пешеходного пути пассажиров от остановочных пунктов городского общественного транспорта до входов в вокзал согласно нормативным требованиям не должна превышать 100 м, для крупных вокзалов — 150 м (рис. 5).

А СИТУАЦИОННЫЙ ПЛАН 1 — железнодорожная станция; 2 — вокзал; 3 — подземный переход Б НАЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД, ОБОРУДОВАННЫЙ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И МАЛОМОБИЛЬНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ 1 — кнопка управления светофором; 2 — звуковая сигнализация; 3 — тактильные (осязательные) полосы; 4 — ограждения перехода; 5 — зона безопасности

В. ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ

1 — железнодорожный вокзал; 2 — автовокзал; 3 — аэровокзал; 4 — разворотное кольцо троллейбуса; 5 — автостоянки; 6— пешеходные переходы; 7— пешеходные пути; 8 — гостиница; 9— зеленая зона

Условные обозначения

— остановка общественного транспорта

— наземный переход, оборудованный звуковым и световым сигналами с зоной безопасности

— стоянка автомобильного транспорта с местами спецавтотранспорта

— устройство выжимного лифта

Рис. 5. Схема организации движения транспорта и пешеходов на привокзальной площади

3.9. Организацию движения пешеходов на привокзальных площадях решают с использованием преимущественно следующих приемов:

устройство пешеходной зоны по периметру привокзальной площади;

устройство пешеходной зоны полуостровного типа в центральной части привокзальной площади, разделяемой таким образом на площадь прибытия и площадь отправления;

организация движения пешеходов и транспорта в двух или нескольких уровнях с использованием тоннелей, эстакад и других сооружений для развязки потоков пешеходов и транспорта.

3.10. На главных пешеходных путях вокзальных комплексов с пассажиропотоками 25 чел/ мин и более и протяженностью более 100 м в целях облегчения передвижения инвалидов и пассажиров с детьми целесообразно предусматривать движущиеся дорожки и тротуары. Такой заслуживающий внимания опыт обустройства пешеходных путей есть в ряде зарубежных вокзальных комплексов.

В зарубежной специальной литературе разработаны нормы и конструктивные решения, исключающие «строительные барьеры» и учитывающие условия передвижения ослабленных людей. При этом установлено, что предельная дальность передвижения престарелых людей с протезами, а также инвалидов в креслах-колясках ограничена и не должна превышать 200—300 м.

3.11. При проектировании общественнотранспортных центров (узлов) необходимо предусматривать размещение площадок для стоянок автомашин. Удельный размер открытой площадки составляет не менее 0,8 м2/чел. Сравнительные рекомендации по определению потребностей в автостоянках приведены в прил. 2.

3.12. Расстояния от наземных, наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, и станций технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий необходимо принимать в соответствии с табл. 4.

Таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: