Местонахождение общественно-транспортного центра | Транспортная зона | Общественная зона | Характерные особенности планировочного решения | Площадь застройки, га/площадь участка, га |
г. Кембридж | Станция (конечная) | Магазины, кафе, офис- | Транспортная | 0,6/1,2 |
(США) | метрополитена, автовок- | ные помещения | и общественная | |
зал междугородных сооб- | зоны в одном | |||
щений, стоянки автомо- | объеме | |||
бильного транспорта, га- | ||||
ражи-хранилища | ||||
Площадь | Железнодорожный вокзал, | Магазины, кинотеатр, | То же | 2,0/2,2 |
Бонавантюр, | станция метрополитена, | центр торговли, залы для | ||
г. Монреаль | подземные автомобильные | переговоров, выставки, | ||
(Канада) | стоянки, наземные авто- | музыкальный центр, | ||
мобильные стоянки | конгресс-холл | |||
г. Бильбао | Железнодорожный вок- | Магазины, залы универ- | Комбиниро- | 0,9/1,3 |
(Испания) | зал, автовокзал междуго- | сального назначения, яр- | ванное реше- | |
родных и пригородных | марка, предприятия пи- | ние транспорт- | ||
сообщений, подземные | тания, офисные помеще- | ной и общес- | ||
автостоянки | ния, выставочные залы | твенной зон | ||
Оксфорд | Остановка метрополите- | Магазины, офисы, жи- | Транспортная | 0,75/0,9 |
стрит, «Вест- | на, остановки обществен- | лые помещения, пред- | и обществен- | |
уан», | ного транспорта | приятия питания | ная зоны в од- | |
г. Лондон | ном объеме | |||
(Великобри | ||||
тания) | ||||
«Канада | Морской вокзал, автомо- | Гостиница, офисы, кон- | То же | 2,5/2,8 |
Плейс», Ван- | бильные стоянки, оста- | цертный зал, выставки, | ||
кувер | новка метрополитена | театр, предприятия пита- | ||
(Канада) | ния | |||
«Куинзгейт», | Железнодорожный вок- | Магазины, специализи- | Обособленное | 8,8/9,0 |
г. Питерборо | зал, автовокзал междуго- | рованные предприятия | расположение | |
(Великобри- | родных сообщений, от- | питания | зоны железно- | |
тания) | крытая стоянка, подзем- | дорожного вок- | ||
ная автостоянка | зала, автовокза- | |||
ла и общест- | ||||
венной зоны |
3.5. В транспортных зонах должны соблюдаться следующие важные требования:
оптимальность планировочного решения при минимальных затратах времени пассажиров на пересадки;
соответствие параметров пересадочного узла расчетной мощности пассажиропотоков;
обеспечение условий непрерывного нестесненного движения пешеходов с необходимой зрительной ориентацией;
наличие информации о расположении основных объектов вблизи пересадочного узла;
зонирование главных пешеходных путей с выделением зон попутного обслуживания;
размещение автостоянок, элементов благоустройства и др.
3.6. Наиболее значительными по обслуживаемому потоку пассажиров и занимаемой территории являются транспортные зоны пересадочных узлов, формируемых на базе вокзальных комплексов. Их отличительной особенностью является наличие пересадочных зон, занимающих территории в радиусах 100 — 400 м площадью 1,5 — 16 га. При этом максимальные расстояния между остановочными пунктами городского уличного и внешнего транспорта на привокзальных площадях могут достигать 700 м, число маршрутов наземного транспорта — до 10—20, а остановочных пунктов — до 12.
Для улучшения условий пересадки необходимо предусматривать предельно компактные планировочные решения таких узлов, в которых пешеходный путь не превышает 100—150 м.
Оптимальные решения узлов возможны при параллельном размещении устройств посадки-высадки (например, железнодорожных платформ, станций метрополитена) с учетом активного использования подземного пространства, а также блокировки отдельных зданий, сооружений и устройств (рис. 4).
3.7. Ориентировочные размеры привокзальных площадей для вокзалов различных видов внешнего транспорта приведены в табл. 3.
Соответствующие данные удобны для предпроектного анализа использования территорий и сравнения альтернативных вариантов.
3.8. На привокзальных площадях выделяют участки, предназначенные для посадки и высадки пассажиров, стоянки, для кратковременного и долговременного хранения (отстоя) средств общественного, специального, грузового и индивидуального транспорта и изолированные от путей движения транзитного транспорта. Размеры и конфигурация соответствующих участков определяются по расчетному количеству, габаритам и условиям маневрирования соответствующих транспортных средств.
I. ГЕНПЛАН
II. АВТОСТОЯНКА
Рис. 4. Общественно-транспортный центр на базе морского вокзала (типологическая схема)
1 — морской вокзал; 2 — платформа; 3 — административно-гостиничные корпуса; 4 — вертикальные коммуникации (лифты, подъемники); 5 —перспективное строительство; 6 — открытые автостоянки; 7 — парковая зона; 8— стоянки общественного транспорта; 9— пирсы для малых судов; 10— ресторан; 11 — основной причал
Таблица 3 Размеры привокзальных площадей
Группы вокзалов по вместимости, пас. | Минимальный размер привокзальной площади, га |
Крупные (особо крупные) | 1,25 |
Большие | 0,75 |
Средние | 0,5 |
Малые | 0,25 |
П р и м е ч а н и е К крупным вокзалам относятся: железнодорожные и морские с расчетной вместимостью здании св. 1500 пас. речные»»»»» 700» автобусные»»»»» 500» К большим вокзалам относятся: железнодорожные и морские с расчетной вместимостью св. 700 пас. речные»»»» 400» автобусные»»»» 300» К средним вокзалам относятся: железнодорожные, морские, автобусные с расчетной вместимостью св. 200 пас. речные»»»» 100» |
Остановочные пункты городского общественного транспорта оборудуются посадочными платформами и навесами и располагаются по возможности приближенно к входам и выходам вокзала.
Длина пешеходного пути пассажиров от остановочных пунктов городского общественного транспорта до входов в вокзал согласно нормативным требованиям не должна превышать 100 м, для крупных вокзалов — 150 м (рис. 5).
А СИТУАЦИОННЫЙ ПЛАН 1 — железнодорожная станция; 2 — вокзал; 3 — подземный переход | Б НАЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД, ОБОРУДОВАННЫЙ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И МАЛОМОБИЛЬНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ 1 — кнопка управления светофором; 2 — звуковая сигнализация; 3 — тактильные (осязательные) полосы; 4 — ограждения перехода; 5 — зона безопасности |
В. ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ
1 — железнодорожный вокзал; 2 — автовокзал; 3 — аэровокзал; 4 — разворотное кольцо троллейбуса; 5 — автостоянки; 6— пешеходные переходы; 7— пешеходные пути; 8 — гостиница; 9— зеленая зона
Условные обозначения
— остановка общественного транспорта
— наземный переход, оборудованный звуковым и световым сигналами с зоной безопасности
— стоянка автомобильного транспорта с местами спецавтотранспорта
— устройство выжимного лифта
Рис. 5. Схема организации движения транспорта и пешеходов на привокзальной площади
3.9. Организацию движения пешеходов на привокзальных площадях решают с использованием преимущественно следующих приемов:
устройство пешеходной зоны по периметру привокзальной площади;
устройство пешеходной зоны полуостровного типа в центральной части привокзальной площади, разделяемой таким образом на площадь прибытия и площадь отправления;
организация движения пешеходов и транспорта в двух или нескольких уровнях с использованием тоннелей, эстакад и других сооружений для развязки потоков пешеходов и транспорта.
3.10. На главных пешеходных путях вокзальных комплексов с пассажиропотоками 25 чел/ мин и более и протяженностью более 100 м в целях облегчения передвижения инвалидов и пассажиров с детьми целесообразно предусматривать движущиеся дорожки и тротуары. Такой заслуживающий внимания опыт обустройства пешеходных путей есть в ряде зарубежных вокзальных комплексов.
В зарубежной специальной литературе разработаны нормы и конструктивные решения, исключающие «строительные барьеры» и учитывающие условия передвижения ослабленных людей. При этом установлено, что предельная дальность передвижения престарелых людей с протезами, а также инвалидов в креслах-колясках ограничена и не должна превышать 200—300 м.
3.11. При проектировании общественнотранспортных центров (узлов) необходимо предусматривать размещение площадок для стоянок автомашин. Удельный размер открытой площадки составляет не менее 0,8 м2/чел. Сравнительные рекомендации по определению потребностей в автостоянках приведены в прил. 2.
3.12. Расстояния от наземных, наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, и станций технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий необходимо принимать в соответствии с табл. 4.
Таблица 4