После изучения внешней для организации среды переходят к анализу внутренних переменных. Это дает управленческому персоналу важную информацию о сильных сторонах организации, квалификации ее работников и видах деятельности. Если какие-либо ресурсы или навыки являются исключительными или уникальными, то они называются ключевыми компетенциями организации.
Ключевые компетенции — это главные, создающие стоимость навыки, характеристики и ресурсы организации, определяющие ее конкурентоспособность.
Любые виды деятельности, которые организация выполняет хорошо, или любые ресурсы, которыми она обладает, называются ее сильными сторонами. Слабые стороны — виды деятельности, в которых она не преуспевает, либо ресурсы, в которых она нуждается, но не имеет в наличии.
Необходимо отметить, что ни одна организация полностью не лишена слабых сторон, так же как нет организации, у которой не было бы сильных сторон. Даже самая неудачная фирма имеет что-то положительное.
Успешно функционирующая организация имеет много сильных сторон и мало слабых. Если она хочет добиться успеха в долгосрочном периоде, она должна сосредоточить свои усилия на укреплении и контроле сильных сторон. Аналогично банкротство компании вызывается преобладанием слабых сторон и недостатком сильных. Если организация хочет добиться успеха, она должна развиваться на основе поиска и укрепления своих сильных сторон и, по возможности, блокирования или устранения слабых.
Успешно функционирующая организация часто находится в затруднении при определении своих слабых сторон. Наиболее типичными являются следующие:
• недостаток пространства или мощностей;
• старение ресурсов (зданий, оборудования и персонала);
• недостаток навыков и умений персонала;
• потеря продукцией своей привлекательности для клиентов;
• финансовые трудности;
• неудачное местоположение компании.
Когда определены наиболее значимые факторы внутренней среды, необходимо получить о них всю возможную информацию. Это может быть анализ прошлых данных, отслеживание текущей информации, а также прогнозирование. Источники получения информации могут быть самыми разнообразными: от личного опыта, информации от нижестоящих менеджеров, работников фирмы и внешних участников до конференций, бухгалтерских и статистических отчетов. Последние предпочтительнее, поскольку цифровые показатели помогают точнее определить относительные преимущества и недостатки организации. Чтобы цифры действительно помогали делу, их нужно должным образом использовать, в частности, уметь сравнивать, поскольку невозможно судить о любом элементе информации, если его нельзя с чем-либо сравнить. Существует как минимум четыре образца для сравнения:
1)прошлое;
2)другие подразделения внутри той же организации;
3)другие организации;
4)внутренние цели и стандарты.