Для успешного функционирования социальной организации необходимо, с одной стороны, удовлетворить потребности и нужды потребителей и общества в целом и на этой основе обеспечить заданную прибыльность, а с другой — учесть потребности и интересы как управляющей, так и управляемой систем организации.
Система управления есть совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций, обеспечивающих процесс целенаправленного управления и заданное функционирование организации.
Система управления организацией базируется на трех основных составляющих:
1)информационная поддержка процессов разработки и реализации управленческих решений, адекватно обеспечивающих выполнение целей, задач и программ организации;
2)набор типовых бизнес-процедур для решения поставленных задач, реализуемых через оптимальное распределение функций между работниками;
3)система активизации и мотивации персонала.
Это требует создания системы управления организацией, которая должна быть согласована с системой производства организации (производство, обслуживающая деятельность, сбытовая деятельность).
|
|
Система управления организацией состоит из четырех подсистем: методологии, процесса, структуры и техники управления (табл.).
Система управления организацией | |||
Подсистемы | |||
Методология | Процесс | Структура | Техника |
управления | управления | управления | управления |
Элементы системы управления | |||
• цели, задачи; | • коммуникации; | • функциональ- | • компьютерная |
• законы | • схемы и вариан- | ные структуры; | и оргтехника; |
и принципы; | ты процесса | • схемы организа- | • офисная мебель; |
• функции; | управления; | ционных отноше- | • сети связи |
• средства | • разработка | нии; | (внутренние |
и методы; | и реализация | • организацион- | и внешние); |
• технология | управленческих | ные структуры; | • система доку- |
и тактика управ- | решений; оптими- | • профессиона- | ментооборота |
ления | зация информаци- | лизм персонала, | |
онного обеспече- | реализуемый через | ||
ния | систему обучения | ||
Управленческая деятельность | Управленческая | деятельность как | |
как процесс | явление — механизм управления |
Табл. Структура элементов системы управления организацией
Методология и процесс управления формируют управленческую деятельность как процесс, а структура и техника управления — как явление. Как процесс управленческая деятельность — это совокупность действий (выполнение функций, использование методов и т.д.), ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (подразделениями и работниками).
|
|
Как явление управленческая деятельность — это формализованное по определенным признакам объединение элементов (цели, программы, средства и т.д.) для реализации миссии организации на основании определенных правил и процедур.
Основными элементами системы управления организацией являются: цель, процесс управления, метод, коммуникация, задача, функция, закон, принцип, организационные отношения, структура, технология, управленческое решение.
Цель — желаемое, возможное, необходимое и приемлемое для организации
Процесс управления — последовательность этапов формирования и осуществления воздействия для реализации цели.
Метод — способ воздействия на человека и коллектив. Выбирается, исходя из приоритетов потребностей и интересов человека и коллектива.
Коммуникация - процесс воздействия, взаимодействия или противодействия в системе «человек - человек», «человек - компьютер» посредством передачи, приема и обработки информации.
Задача — конкретная проблема, вытекающая из цели, требующая разрешения.
Функция — порученная человеку работа, услуга или обязанность.
Закон — необходимое и устойчивое отношение между явлениями. Бывают законы природы, общественного развития, общественных институтов (государственные). Законы не имеют альтернативы.
Принцип - основное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. Принципы имеют альтернативы.
Организационные отношения — различные виды воздействия на человека со стороны другого человека, в том числе административные, экономические, функциональные.
Функциональные структуры — схемы взаимодействия функций, реализация которых обеспечивает успешную деятельность организаций.
Организационная структура — схема взаимодействия должностей, функций и иерархий.
Технология — совокупность способов и процессов для выполнения заданных функций.
Управленческое решение — результат мыслительной функции человека, приводящий к выводу или действиям, обеспечивающим процесс управления.
Цели организации разделяют на группы конкретных задач, которые объединяют по сферам деятельности: экономические, социальные, экологические, технические и т.д. Для реализации задач формируют набор функций или операций, которые необходимо выполнять. Например, для решения экономических задач необходимо выполнение следующих функций: маркетинг, бухгалтерский учет, труд и заработная плата и т.д.
Для решения различных задач могут потребоваться одинаковые функции. Поэтому весь набор функций анализируется, группируется, и затем составляется функциональная структура организации. В зависимости от условий функционирования организаций процесс выполнения может быть циклическим и разовым, непрерывным и дискретным, последовательным и параллельным. Выбранная схема процесса определяет приоритет тех или иных организационных отношений. Исходя из функциональной схемы, процесса и организационных отношений определяется состав персонала по численности и квалификации. На этой основе строится организационная структура управления организацией (линейная, линейно-функциональная, матричная, штабная и др.).
Зная перечень всех должностей, выполняемых функций и подчиненность, можно рассчитать техническое оснащение рабочего места персонала. После этого в соответствии с обязанностями и правами работники могут разрабатывать, согласовывать, принимать, утверждать и реализовывать управленческие решения. Кроме того, практически на все элементы распространяются законы и правила (принципы) профессиональной деятельности. С этого момента организация начинает функционировать.