Состав и структура системы управления социальной организацией

Для успешного функционирования социальной организации необходимо, с одной стороны, удовлетворить потребности и нужды потребителей и общества в целом и на этой основе обеспечить заданную прибыльность, а с другой — учесть потребности и интересы как управляющей, так и управляемой систем организации.

Система управления есть совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций, обеспечивающих процесс целенаправленного управления и заданное функционирование организации.

Система управления организацией базируется на трех основных составляющих:

1)информационная поддержка процессов разработки и реализации управленческих решений, адекватно обеспечивающих выполнение целей, задач и программ организации;

2)набор типовых бизнес-процедур для решения поставленных задач, реализуемых через оптимальное распределение функций между работниками;

3)система активизации и мотивации персонала.

Это требует создания системы управления организацией, которая должна быть согласована с системой производства организации (производство, обслуживающая деятельность, сбытовая деятельность).

Система управления организацией состоит из четырех подсистем: методологии, процесса, структуры и техники управления (табл.).

Система управления организацией
Подсистемы
Методология Процесс Структура Техника
управления управления управления управления
Элементы системы управления
• цели, задачи; • коммуникации; • функциональ- • компьютерная
• законы • схемы и вариан- ные структуры; и оргтехника;
и принципы; ты процесса • схемы организа- • офисная мебель;
• функции; управления; ционных отноше- • сети связи
• средства • разработка нии; (внутренние
и методы; и реализация • организацион- и внешние);
• технология управленческих ные структуры; • система доку-
и тактика управ- решений; оптими- • профессиона- ментооборота
ления зация информаци- лизм персонала,  
  онного обеспече- реализуемый через  
  ния систему обучения  
Управленческая деятельность Управленческая деятельность как
как процесс явление — механизм управления

Табл. Структура элементов системы управления организацией

Методология и процесс управления формируют управленческую деятельность как процесс, а структура и техника управления — как явле­ние. Как процесс управленческая деятельность — это совокупность дей­ствий (выполнение функций, использование методов и т.д.), ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями цело­го (подразделениями и работниками).

Как явление управленческая деятельность — это формализованное по определенным признакам объединение элементов (цели, програм­мы, средства и т.д.) для реализации миссии организации на основании определенных правил и процедур.

Основными элементами системы управления организацией явля­ются: цель, процесс управления, метод, коммуникация, задача, функ­ция, закон, принцип, организационные отношения, структура, техно­логия, управленческое решение.

Цель — желаемое, возможное, необходимое и приемлемое для ор­ганизации

Процесс управления — последовательность этапов формирования и осуществления воздействия для реализации цели.

Метод — способ воздействия на человека и коллектив. Выбирается, исходя из приоритетов потребностей и интересов человека и коллектива.

Коммуникация - процесс воздействия, взаимодействия или проти­водействия в системе «человек - человек», «человек - компьютер» по­средством передачи, приема и обработки информации.

Задача — конкретная проблема, вытекающая из цели, требующая разрешения.

Функция — порученная человеку работа, услуга или обязанность.

Закон — необходимое и устойчивое отношение между явлениями. Бывают законы природы, общественного развития, общественных ин­ститутов (государственные). Законы не имеют альтернативы.

Принцип - основное положение какой-либо теории, учения, ми­ровоззрения. Принципы имеют альтернативы.

Организационные отношения — различные виды воздействия на че­ловека со стороны другого человека, в том числе административные, экономические, функциональные.

Функциональные структуры — схемы взаимодействия функций, реа­лизация которых обеспечивает успешную деятельность организаций.

Организационная структура — схема взаимодействия должностей, функций и иерархий.

Технология — совокупность способов и процессов для выполнения заданных функций.

Управленческое решение — результат мыслительной функции чело­века, приводящий к выводу или действиям, обеспечивающим процесс управления.

Цели организации разделяют на группы конкретных задач, которые объединяют по сферам деятельности: экономические, социальные, эко­логические, технические и т.д. Для реализации задач формируют набор функций или операций, которые необходимо выполнять. Например, для решения экономических задач необходимо выполнение следующих функций: маркетинг, бухгалтерский учет, труд и заработная плата и т.д.

Для решения различных задач могут потребоваться одинаковые функции. Поэтому весь набор функций анализируется, группируется, и затем составляется функциональная структура организации. В зависимо­сти от условий функционирования организаций процесс выполнения может быть циклическим и разовым, непрерывным и дискретным, по­следовательным и параллельным. Выбранная схема процесса определяет приоритет тех или иных организационных отношений. Исходя из функ­циональной схемы, процесса и организационных отношений определяется состав персонала по численности и квалификации. На этой основе строится организационная структура управления организацией (линей­ная, линейно-функциональная, матричная, штабная и др.).

Зная перечень всех должностей, выполняемых функций и подчи­ненность, можно рассчитать техническое оснащение рабочего места персонала. После этого в соответствии с обязанностями и правами ра­ботники могут разрабатывать, согласовывать, принимать, утверждать и реализовывать управленческие решения. Кроме того, практически на все элементы распространяются законы и правила (принципы) про­фессиональной деятельности. С этого момента организация начинает функционировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: