Тема 1. Предмет и задачи социальной психологии

Социальная психика как объект исследования социальной психологии. Природа и структура социальной психики. Побуждения массового поведения: социальные потребности, идеалы, интересы, мнения, установки, убеждения. Социально-психологические состояния: эмоциональные отношения, настроения, мнения, предрассудки, иллюзии.

Социально-психологические явления: модели поведения, традиции, обычаи, слухи, паника. Социально-психологические процессы: внушение, убеждение, подражание и др. Психические особенности социальных групп: национальные, профессиональные, религиозные и др.

Социально-психические механизмы контроля поведения индивида: экспектации, санкции, ролевые предписания и др. Влияние социальной психики на поведение личности. Функции социальной психики: интеграция и трансляция социального опыта; социальная адаптация; социальная корреляция; социальная активация; социальный контроль; проективная разгрузка.

Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е, 50-е и 60-е годы (В.А.Артемов, Г.И.Челпанов, К.Н.Корнилов, П.П.Блонский, В.М.Бехтерев, М.А.Рейснер, А.С.Залужный, Л.С.Выготский и др.). Вариативность подходов к определению предмета социальной психологии в современной науке (Г.М.Андреева, В.Н.Мясищев, Б.Д.Парыгин, Э.Аронсон, Д.Майерс, Л.Росс, Р.Нисбетт и др.).

Соотношение социальной психологии с социологией и психологией: интрадисциплинарный и интердисциплинарный подходы к решению проблемы. Основные проблемы социальной психологии: изучение психологических характеристик социальных групп; развитие личности в процессе социализации; закономерности общения людей в совместной деятельности; исследование межличностных отношений в различных общностях.

Основные принципы социальной психологии: принцип ситуационизма (К.Левин); принцип субъективной интерпретации (Ж.Пиаже, Ф.К.Бартлетт, С.Эш); принцип динамических напряженных систем (К.Левин, В.Келер, Л.Фестингер, Э.Аронсон).

Задачи современной социальной психологии: сравнительный анализ и содержательное обобщение современных отечественных и зарубежных социально-психологических концепций и теорий; разработка новых концепций и теорий с целью объяснения накопленного фактического массива данных на основе обобщения открытых закономерностей; теоретическая интерпретация фактов, установленных в исследованиях отечественных и зарубежных социальных психологов; разработка проблемы прикладных социально-психологических исследований; исследование современных социально-психологических проблем, детерминируемых экономическими и политическим преобразованиями, развитием культуры и общества в целом.

Задания для самостоятельной работы:

1. Сравнить определение предмета и задач социальной психологии в отечественной и зарубежной науке.

Литература: 4, 8-10, 21, 40, 45, 59,72, 80, 104, 107, 112-115, 120, 141, 143, 144.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: лекция академического типа, проблемная лекция.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: