Тема 12. Психология конфликта

Конфликт как форма проявления межличностных отношений. Функции конфликта. Типология конфликтов. Структура и динамика конфликта. Анализ конфликтной ситуации. Стратегии поведения в конфликте: сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, соперничество; концепция К.Томаса-Р.Киллмена.

Мотивационно-ценностные основания выбора стратеги разрешения конфликта. Социально-психологические условия сотрудничества (М.Винер, К.Рей). Трансактный анализ поведенческих паттернов в конфликте (Э.Берн). Влияние манипулятивных систем на поведение личности в конфликте (А.Маслоу; Э.Шостром). Гендерные, возрастные, характерологические различия конфликтных паттернов.

Особенности внутриличностных конфликтов; механизмы психологической защиты (З.Фрейд). Исследование внутриличностных конфликтов в постфрейдистских концепциях (А.Адлер; К.Юнг; Э.Фромм, К.Хорни). Ролевой конфликт. Влияние уровня притязаний на внутриличностный конфликт (К.Левин, Ф.Хоппе). Конфликт познавательных структур личности; теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингер). Внутриличностные конфликты как проявления возрастных кризисов; эпигенетическая теория психосоциального развития личности (Э.Эриксон).

Межличностный конфликт как форма проявления интерперсональных отношений. Взаимосвязь межличностных, внутриличностных и групповых конфликтов. Психологические позиции участников межличностного конфликта. Причины возникновения межличностных конфликтов. Ресурсные и ценностные конфликты. Основания классификации межличностных конфликтов: сфера проявления; истинность-ложность; функциональные последствия. Виды инцидента: открытый и скрытый, острый и хронический. Управление межличностными и групповыми конфликтами: предупреждение, регулирование, разрешение. Межгрупповая конкуренция.

Особенности межгруппового конфликта; эксперименты М.Шерифа. Внутригрупповой фаворитизм (Г.Тэджфел). Причины семейных конфликтов. Основные типы организационно-управленческих конфликтов: личность-личность; группа-группа; группа-личность. Структурные конфликты. Инновационные конфликты. Позиционные конфликты. Динамические конфликты. Конфликты справедливости. Соперничество за ресурсы в организациях.

Конфликты в больших социальных группах. Методы изучения конфликтов. Экспериментальные исследования межгрупповых конфликтов; эксперименты М.Шерифа, Ф.Зимбардо, Г.Тэджфела, В.С.Агеева. Социальные дилеммы и их решение (Д.Майерс). Социальные конфликты: экономические и трудовые. Особенности педагогического конфликта. Политические конфликты. Межкультурные конфликты. Межнациональные конфликты. Переговоры в конфликтных ситуациях; переговорные стили. Принципы управления конфликтом. Прямые и косвенные методы завершения конфликта. Оценка результатов и последствий конфликта.

Задания для самостоятельной работы:

1. Привести пример ролевого конфликта.

2. Перечислить концептуальные положения анализа внутриличностных конфликтов в различных подходах (А.Адлер, К.Левин, З.Фрейд, К.Хорни, и др.)

3. Обосновать особенности педагогического конфликта.

4. Предложить модификацию эксперимента М.Шерифа (с подростками в летнем лагере) для изучения конкуренции в группе взрослых людей.

Литература: 1, 7, 8-10,11, 13, 16, 22, 24-26, 29, 31-35, 37, 38, 40, 44, 46, 47, 50, 59, 60, 69, 80, 87, 89-91, 97, 98, 101, 104, 112, 114, 115, 118, 122, 127, 130, 134-140, 142, 143, 150.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемная лекция, ролевая игра, деловая игра, метод конкретных ситуаций, метод инцидента, дискуссия, имитационное моделирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: