Тема 11. Понимание людьми друг друга

Диалог и сотрудничество в межличностном взаимодействии. Эмоциональные аспекты межличностных отношений. Стыд, вина и смущение в межличностных отношениях. Влияние привязанности на переживание страха и тревоги; приобретенные страхи. Отвращение и презрение по отношению к людям.

Социально-психологические причины эмоций. Удовлетворенность личности социальными отношениями. Потребности личности в принадлежности, уважении, признании, поддержке, любви. Социально-психологические факторы возникновения привязанности, любви и дружбы в межличностных отношениях. Антиципация межличностного взаимодействия. Привлекательность и успех в социальных отношениях. Социально-психологические аспекты физиогномики. Мимические признаки обмана. Приемы обнаружения лжи.

Социальные стереотипы привлекательности. Возникновение симпатии в межличностных отношениях (Э.Аронсон, Д.Майерс). Влияние сходства и различий между людьми на взаимопонимание. Факторы снижения межличностной неприязни. Альтруизм как условие взаимопонимания. Взаимосвязь социального одобрения и самоуважения личности. Гендерные различия переживания межличностных отношений.

Социально-психологические факторы поддержания тесных взаимоотношений. Типы привязанности в межличностных отношениях: беспечная, тревожная, отстраненная. Условия полноценного психосоциального развития личности; ритуалы и ритуализации (Э.Эриксон). Переживание личностью счастья. Принцип равного участия как условие взаимопонимания (Э.Хатфилд, У.Уолстер, Э.Бершайд). Самораскрытие в межличностных отношениях. Разрыв социальных связей; завершение межличностных отношений. Взаимосвязь этнических особенностей и личностных черт (Л.Росс, Р.Нисбетт). Взаимодействие человека и ситуации.

Предсказуемость социального поведения (Л.Росс, Р.Нисбетт). Преемственность поведения в течение жизни; связность повседневного социального опыта. Индивидуальные различия в целях и предпочтениях взаимодействующих субъектов. Субъективные представления о ситуациях. Эмпирические исследования кросс-ситуативной согласованности поведения личности (Т.Ньюкомб; Р.Сирз). Восприятие личностью собственной эффективности в социальных взаимодействиях.

Задания для самостоятельной работы:

1. Привести примеры социально-психологических факторов актуализации негативных эмоций в межличностных отношениях.

2. Проанализировать факторы развития привязанности в межличностных отношениях на конкретном примере.

Литература: 1, 7, 8-10, 13, 16, 21, 25, 29-31, 33-38, 32, 40, 46, 47, 55, 57, 63, 64, 68, 69, 72-74, 76, 77, 80, 82, 84, 85, 90, 97, 98, 101, 102, 104, 108, 109, 111, 113, 118, 119, 121-124, 128, 134, 136, 138-140,142, 143, 145, 147, 149, 151.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемная лекция, лекция вдвоем, ролевая игра, имитационное моделирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: