Одна из трудностей в процессе планирования исследования заключается в выявлении объекта и предмета исследования. Объект – это явление онтологическое, предмет – гносеологическое. Это означает, что объект существует вне зависимости от того, изучает его кто-либо или нет, в отличие от предмета, сущность которого именно в том, что он становится фокусом внимания исследователя (в данном случае таким исследователем является автор курсовой работы). Объект исследования – явление более широкое, чем его предмет; предмет – это один из аспектов рассмотрения объекта. В самом широком смысле, объект психологии – психика, предмет же у каждой научной психологической области свой. Например, предмет общей психологии – общие закономерности, факты и механизмы функционирования психики. Предмет возрастной психологии – возрастная динамика психических процессов и психологических качеств личности развивающегося индивида, или, иными словами, - онтогенез психики. Так, у каждого исследования можно выделить объект и предмет исследования. Это, безусловно, научная абстракция, гипотетические конструкты, как сказал бы Х.Хекхаузен, однако в то же время это необходимость, фиксирующая направленность мысли автора, планирующего конкретное исследование.
Приведем пример объекта и предмета исследования в рамках темы: «Особенности формирования привычек в личностном опыте».
Пример формулировки объекта и предмета исследования
Объект исследования: Формирование личностного опыта в поведении и деятельности человека.
Предмет исследования: Формирование привычек как подструктуры опыта личности.
Цель – образ желаемого результата, по определению А.Н.Леонтьева. Цель исследования фиксирует ожидаемые результаты после его проведения. Цель отражает то, ради чего собственно и предпринимается данное исследование конкретной проблемы.
Пример формулировки цели исследования
Выявить факторы, обусловливающие формирование привычек в поведении и деятельности личности.
Гипотеза исследования – это предположение относительно результатов исследования до его проведения. Прежде чем такое предположение сформулировать, необходимо его обосновать. Поэтому автору курсовой работы необходимо, пользуясь правилами научной риторики и логики, сформулировать аргументы, доказывающие справедливость и целесообразность выдвижения гипотезы.