Виды и формы финансового контроля

В зависимости от органов, осущ-их фк: (виды)

1. государственный – осущ-ся органами гос власти и учреждениями: Президентом, прав-ом, нац собранием, парламентом. Проводитсяся в отношение любого объекта контроля в независимости от его ведомств-ой подчиненности и форм собственности

Гл. цель ФК – обеспечить мобилизацию фин рес-ов и содействовать их рациональному и эффективному исп-ию, как произ-ой, так и непроиз-ой сферы. Гос. ФК занимает главенствующую роль среди др. видов фин контроля

Принципы организации:

1)независимость – органы гос. контроля. д. обладать организационной и материальнойой независимостью от ЮЛ или ФЛ, чью деятельность они проверяют

2)гластность – доступ-ть каждого гражданина к инф-ции о результатах деятельности. обеспечивается 2 путями:

•предост-е год. тек-ей отчетности контрольным органам, органам гос власти

•путем публикации результатов проверки в открытой печати (СМИ)

3)законность – должна строго соотв-ть законом и др. норамт.-правов. актам и не допускать какого-либо произвола

4)объективность – выводы контролеров д. исключать к.л. предвзятость, предрасположенность, к.л. корыстные мотивы или политический заказ.

5)ответственность

•тех кто проверяет

•тех кого проверяют

•вышестоящих органов власти, если они не отреагировали на недостатки выявленные на предприятии.

2.ведомственный ФК – проводит обычно контрольно-ревизионное управление отраслевых министерств, ведомств, исполнит. комитетов.

Объект ФК – фин.-хоз. деятельность подведомственных предприятий. Ведомств. ФК в наст. время еще недостаточно эффективен, т.к. есть утаивание информации и др.

3.внутрихоз-ый ФК – производитсяся экономистами и фин службами предприятий, организаций.

Объект – фин.-хоз. деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.

4.обществ-ый ФК – осуществляют отдельные ФЛ или группы лиц, специалисты, ревизионные комиссии.

Объект – фин.-хоз. Деятельность этих организаций.

5.независимый (аудиторский) Объект – фин.-хоз. деятельность проверяемых предприятий и организаций, учреждений. Этот ФК осущ-ся в соотв. с договорами, кот. заключаются с организациями и за опред плату.

По сферам деятельности различают:

•Бюджетный •Налоговый •Таможенный •Инвестиционный •Контроль за ден. Массой •Валютный •Кредитный и др. виды

Формы фин. Контроля:

В зависимости от времени делится на:

Предварительный ФК производится до совершения фин.операций (до совершения операции по поступлению доходов/расходов) Эта форма контроля осуществляется обычно вышестоящими организациями (минист-ва, ведомства). Используется при рассмотрении планов на следующий фин год.

Текущий ФК осуществляется во время операции, связанных с поступлением ден ср-в. Эта форма опирается на данные оперативного и бухучета или данные инвентаризации. Осуществляют этот контроль чаще всего работники бухгалтерии. Этот фк предупреждает возможность злоупотребления при получении и расходовании ден ср-в

Последующий ФК осущ-ся после совершения операции по налогообложениию. Цель послед-его ФК – выявление и в дальнейшем недопущение нарушения фин дисциплины и др.недостатков деят-ти хозяйствующих субъектов. По средствам последующего ФК чаще всего выявляются факты грубого нарушения фин дисциплины и др. недостатков деятельности хозяйствующих субъектов.


29. Методы Фин.контроля:

1. Наблюдение - постоянный контроль со стороны кредитных учреждений за состоянием выданных кредитов и финн. состоянием клиентов. В случае неэффективного использования кредитов банк может ужесточить условия кредитования: потребовать досрочного возврата или прекратить кредитование.

2.Проверки. проверки производятся по отдельным вопросам финн-хоз. деятельности на основе отчетных балансов и отчетных документов, выявляются соответствующие нарушения и мероприятия по их устранению.

3. Обследование в отл. от проверок охват-т более широкий круг.соотв-х фин-хоз.пок-лей обследуемого объекта. При обслед-ии исп-ся различн. приемы (опрос,анкетирование).Итоги обслед-ия исп-ся для оценки фин. положения предприятий.

4.Надзор провод-ся контрольными органами за эк. суб-ми, получившими лицензию на тот или иной вид фин.деят-ти. НБРБ осущ-ет надзор за деят-тью ком. банков

5.Эк.анализ – проводится на основе детального изучения переодич. и годовой

фин.отч-ти. путем эк. анализа устанавливается выполнение план. заданий, соблюдение нормативов отчислений в центр. и децентр. фонды ден. ср-в.

6.Ревизия - наиб. распростр. важнейший м-д фин.контроля, кот предусматривает глубокое и полное изучение фин-хоз деят-ти пред-ий и в процессе ревизий устанавливается законность и достоверность совершаемых фин.операций, правильность ведения б/у.

Классификация ревизий:

--по полноте охвата деятельности отдельных предприятий: *полная(все вопросы финн-хоз деят-ти);*частичная(отдельных сторон деятельности); *тематическая(по отдельным вопросам финн-хоз деят-ти);*комплексная.

--по времени проведения: *плановые; *внеплановые.

--по характеру проверяемых документов, на основе кот. проводится ревизия: *документальная; *фактическая.

--по полноте охвата документов:*сплошные;*выборочные;*комбинированные.

--по приемам проведения:*инвентаризация мат.ценностей;*проверка ден.ср-в в кассе;*проверка отчетных показателей.

Ревизия проводится на основании соответствующиго предписания руководителя контролирующего органа. Если выявлены нарушения законодательных норм, составляется АКТ, если нет - СПРАВКА. При выявлении фактов грубого нарушения, хищения, необоснованного списания ден.ср-в, ставятся в известность правоохранительные органы и верховный проверяющий орган. Может быть конфискация имущества, тюремное заключение.


30. Недостатки в финансовом планировании на современном этапе и пути его совершенствования.

В годы СССР и далее до обретения самостоятельности РБ в фин.планир-и имелись НЕДОСТАТКИ:

1.отсутствие оптимальных пропорций планирования фин.рес-в, направляемых на развитие предприятий гр.А(промышл.) и предприятий гр.Б(продовольст.).

2.в фин.планировании существовал остаточный метод финансирования в отношении объектов соц.сферы. (в первую очередь финансы направлялись в промышленность)

3.допускались диспропорции между доходами и расходами, т.е. бюджетный дефицит.

4.навязывание фин.планов.

5.большинство фин.планов были без должного эк. обоснования.

6.фин.ресурсы выделялись в остаточном порядке

7.фин.планы утверждались вышестоящими учреждениями и не выполнялись.

8.сегодня стало сложно планировать в условиях мир.фин.кризиса.

Пути улучшения фин.планирования:

-предоставление предприятиям более широких полномочий в области фин.планир-я

-сокращение административных методов управления экономикой со стороны гос-ва, устранения господства чиновников, более широкая свобода предпр-й

-дальнейшая нормализация хоз. и фин. связей со странами СНГ, Азии, Африки, Венесуэлой.

-использ-е опыта планирования др. стран: Япония, США, Южная Корея, Франция, Великобритания

-устранение ряда негативных явлений в деят-ти предпр-й: высокая с/с, низкая рентабельность, наличие убыточности предприятий

-устранения зав-ти РБ в области энергоресурсов от монопольного поставщика - РФ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: