double arrow

Курсантов (слушателей)


Основные и дополнительные факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки

Понятие, цели и задачи профессионально-прикладной физической подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений ФСИН России

В специальной литературе имеются различные формулировки, определяющие понятие «Профессионально-прикладная физическая подготовка» (далее – ППФП). По мнению Б.И. Загорского, ППФП является воспитание физических способностей, отвечающих специфическим требованиям определенной профессии, и вооружение профессионально важными двигательными умениями и навыками. В.М. Ильинич использовал более упрощенную формулировку, не искажающую самого понятия.

ППФП - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. В нашем случае подготовка курсантов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России к будущей деятельности в учреждениях, исполняющих наказание (следственные изоляторы, тюрьмы, исправительные учреждения и т.д.).




Труд сотрудника исправительного учреждения связан со значительным умственным, психическим и физическим напряжением. Так, по данным исследований психологов, около 70 % сотрудников пребывают в стрессовом состоянии, вызванном различными факторами. К этим факторам относятся:

1. Осознаваемая угроза;

2. Ненормированное время деятельности (дежурства, особый режим работы в праздничные и выходные дни, а также при чрезвычайных ситуациях);

3. Отсутствие контроля над ситуацией;

4. Давление со стороны осужденных и их родственников;

5. Необустроенность быта;

6. Климатические условия;

7. Оперативная обстановка в исправительном учреждении.

Исправительные учреждения выполняют как минимум 4 задачи:

- исполнение наказания;

- исправление осужденных;

- обеспечение трудом осужденных;

- обеспечение безопасности осужденных, сотрудников.

Задачи и требования к профессиональной подготовленности сотрудников отражаются в целях и задачах ППФП.

Цель профессионально-прикладной физической подготовки психофизическая готовность курсантов (слушателей) образовательных учреждений ФСИН России к успешной профессиональной деятельности.

Исходя из поставленной цели, определяются конкретные задачи ППФП курсантов (слушателей):

1. Формирование необходимых прикладных знаний;

2. Освоение прикладных умений и навыков;

3. Воспитание прикладных психофизических качеств;

4. Воспитание прикладных специальных качеств.

Остановимся несколько подробнее на смысловом содержании перечисленных нами конкретных задач.

1. Прикладные специальные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью сотрудников УИС, их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях, семинарах по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких групповых бесед и установок, на практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы. Следует отметить, что знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу со знаниями о достижении и поддержании высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда.



Возьмите пример со спортсменами-альпинистами. В ходе своей спортивной практики они узнают многие сведения о влиянии горной гипоксии (недостаток кислорода) на организм человека, о путях преодоления ее и т.п. Эти же знания необходимы геодезистам, геологам, военным, сотрудникам УИС, МВД, работающим (выполняющим) свои служебные обязанности в горах. Можно привести еще массу подобных примеров о прикладных знаниях, которые приобретаются в спортивной практике и могут быть использованы специалистами различного профиля в своей работе.



На занятиях по ППФП курсантам (слушателям) образовательных учреждений ФСИН России даются знания по теории и методике физического воспитания (методика обучения, методика самостоятельных занятий и совершенствования достигнутых навыков; организация физической подготовки в подразделениях, организация учебных занятий, профилактика травматизма, действие в экстремальных ситуациях и т.д.).

2. Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность курсантов (слушателей), а также сотрудников УИС в быту и при выполнении служебных обязанностей, способствуют быстрому и экономичному продвижению при решении оперативно-служебных задач (преследование сбежавшего из мест лишения свободы осужденного, задержание преступника с применением боевых приемов борьбы). Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, подготовленный к таким ситуациям. К умениям и навыкам, необходимым курсантам (слушателям), относятся:

- нанесение различных ударов ногами, руками;

- защита уклоном, нырком, предплечьем и т.д.;

- освобождение от захватов и обхватов броском, боевыми приемами борьбы, ударами;

- проведение поверхностного осмотра под действием болевого приема, огнестрельного оружия, связывание, надевание наручников;

- проведение задержания спереди, сзади нырком, рывком, замком, рычагом внутрь, наружу через предплечье, через плечи и т.д.;

- умение выполнить страховку при падении и т.д.;

- умение выполнять упражнения, необходимые для поддержания работоспособности, разминки и т.д.

В данной лекции не стоит задача перечислить все навыки и умения,
которые будут необходимы курсанту (слушателю) в будущем, но дать отправные моменты необходимо.

Прикладные психофизические качества - это обширный перечень необходимых для сотрудника уголовно-исполнительной системы физических и психических качеств. Их можно формировать на занятиях по ППФП, а также на занятиях различными прикладными видами спорта.

Прикладные физические качества - быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.

Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться на учебно-тренировочных занятиях и самостоятельно. Нельзя сделать человека смелым, мужественным коллективистом с помощью одних разговоров. Его обязательно надо ставить в условия, когда требуется проявить эти качества. Именно на учебных занятиях, тренировках при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой могут быть созданы условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.

Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентировано воздействовать на курсанта (слушателя), способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности.

Например, все представляют, что сотруднику исправительного учреждения иногда придется выполнять свои задачи в экстремальных ситуациях, вести задержание осужденного, совершившего побег, но без знаний и навыка ведения задержания, не только страшно, но и нет функциональных возможностей выполнить эти действия. Например, бревно на земле и поднятое на высоту. Боязнь упасть, излишняя мышечная напряженность не позволяют сразу проявить выработанный навык. Нужна специальная тренировка с постепенным усложнением задачи - постепенным повышением высоты бревна.

Этот пример показывает возможность и необходимость в ряде случаев воспитания прикладных психологических качеств посредством именно специально подобранных физических упражнений при подготовке человека к избранной им профессиональной деятельности. Развитие и совершенствование психофизических качеств курсантов и слушателей образовательных учреждений УИС Минюста России достигается использованием специально подобранных упражнений :

- для общей выносливости - выполнение упражнений преимущественно в умеренном и среднем темпах с длительной работой больших мышечных групп, с активной деятельностью всех систем организма, продолжительный бег, кросс, марш-броски, передвижения на лыжах, плавание, преодоление полосы препятствий, гребля, спортивные игры;

- силы и силовой выносливости - выполнение упражнений, требующих значительного напряжения мышц, поднимание и перенос тяжестей, силовые упражнения на гимнастических снарядах, выполняемые на количество раз, различные виды единоборств;

- скоростной выносливости - выполнение продолжительных скоростных упражнений, бег с ускорением, преодоление препятствий, плавание и передвижения на лыжах на короткие дистанции с небольшими перерывами;

- быстроты в действиях и быстроты двигательных реакций - выполнение упражнений, требующих быстрой реакции на команды и сигналы, максимальной частоты отдельных движений, скоростных и скоростно-силовых действий, бег на дистанцию до 100 м, прыжки, преодоление отдельных препятствий, выполнение боевых приемов и спортивные игры;

- ловкости, пространственной ориентировки и двигательной координации - выполнение упражнений, связанных со сложной координацией движений, быстрым переключением от одних, точно согласованных действий, к другим, и решением внезапных двигательных задач, упражнения на гимнастических и специальных снарядах, прыжки, акробатические упражнения, прыжки в воду, спуски и повороты на лыжах, спортивные игры, приемы единоборств;

- психической устойчивости - выполнение упражнений в острых эмоциональных ситуациях, в условиях нервно-психического напряжения, при наличии опасности, преодоление водных преград, прыжки в воду, выполнение различных упражнений, имеющих элементы риска, на металлической конструкции, боевых приемов борьбы, преодоление полосы препятствий в усложненных условиях;

- смелости и решительности – выполнение упражнений, содержащих элементы новизны, риска и опасности при изменении и усложнении условий их выполнения, передвижение на значительной высоте по узкой опоре, прыжки в воду, прыжки с высоты в глубину, через разнообразные препятствия, соскоки с гимнастических снарядов, опорные прыжки, акробатические упражнения, спуски с крутых склонов и прыжки на лыжах, упражнения на специальных снарядах, приемы единоборств;

- инициативы и находчивости - выполнение упражнений, требующих принятия самостоятельных решений: спортивные игры, различные виды единоборств, выполнение приемов и действий по внезапно подаваемым командам и сигналам;

- настойчивости и упорства - выполнение упражнений, связанных с большими и продолжительными нагрузками и нервно-психическими напряжениями, особенно в условиях состязаний: бег на средние и длинные дистанции, поднимание тяжестей и силовые упражнения на максимальное количество раз;

- выдержки и самообладания - выполнение упражнений, связанных с необходимостью действовать точно и сноровисто в условиях физических нагрузок и нервно-психических напряжений: преодоление сложных препятствий, плавание в обмундировании с оружием, ныряние, действия на воде и под водой, метание гранат по целям;

- эмоциональной устойчивости - выполнение достаточно трудных упражнений, содержащих элементы риска, воспитание привычки самоконтроля за своим состоянием, формирование навыка преодоления скованности, произвольного расслабления мышц и произвольной регуляции дыхания в условиях эмоционального напряжения;

- устойчивости внимания и способности его переключения - выполнение специальных упражнений и дополнительных заданий, требующих отработки сигналов и команд в быстро меняющейся обстановке: спортивные и подвижные игры, различные виды единоборств.

В процессе ППФП курсантов одновременно решаются задачи воспитания организованности, дисциплины, коллективизма и взаимопомощи, формирования строевой выправки и подтянутости. Многие спортивные и особенно игровые моменты могут моделировать возможные жизненные ситуации. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувства коллективизма, выдержка, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.

Прикладные специальные качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания на море, в воздухе, недостаточно парциального давления кислорода в горах и др. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в регулярных плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникают двигательная гипоксия и т.д.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к инфекциям, проникающей радиации и т.д.


2. Место профессионально–прикладной физической подготовки курсантов (слушателей) в системе физического воспитания

При решении конкретных задач ППФП будущих специалистов УИС следует всегда помнить, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой, которая является основой практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» в образовательном учреждении УИС Минюста России. Однако исследования показывают, что только общая физическая подготовка будущих специалистов не может полностью решить задачи специальной подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России.

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность курсантов (слушателей), соотношение общей физической и профессионально-прикладной подготовки четко просматривается на рис.1.

 
Граница общей физической подготовки

Прикладные умения и навыки авыки.
Прикладные специальные качества
Прикладные физические качества
Прикладные знания


Рис.1 Схема вероятных вариантов соотношения ОФП и ППФП в процессе физического воспитания курсантов (слушателей)

   
  Прикладные знания
  Прикладные умения и навыки н авыки.
Прикладные физические качества
Прикладные специальные качества


Рис.2

 
ОФП
Прикладные знания
Прикладные умения и навыки н авыки.
Прикладные физические качества
Прикладные специальные качества


Рис. 3

В данном случае общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня психофизической готовности к деятельности в уголовно-исполнительной системе. Здесь обязательно требуется специальная и объемная профессионально-прикладная физическая подготовка по всем параметрам. На основании этого на дисциплину «Физическая культура» отводятся дополнительные часы сверх отведенных.

Однако, чтобы подробней разобраться в рис.1, разберем следующий пример. Рисунок 2 показывает соотношение общей физической подготовки и ППФП для представителей гражданских гуманитарных профессий. Именно здесь четко видно, что хорошей общей физической подготовки почти достаточно, чтобы иметь психофизическую готовность к будущей профессии. Хотя в последних условиях физиологов труда отмечается, что возможные головокружения, раннее проявление остеохондроза шейного отдела позвоночника у многих представителей умственного труда возникают от нетренированности вестибулярного аппарата, от длительного неподвижного наклона головы вперед. Все это требует знаний и навыков самостоятельного применения специально набранных физических упражнений для профилактики или лечения этих неблагоприятных явлений.

В ходе образовательного процесса уровень подготовленности курсантов, слушателей по ППФП контролируется специальными нормативами, что особо оговорено в программе учебной дисциплины «Физическая культура».

Уровень подготовленности по ППФП оценивается отдельно и входит в комплексную оценку по учебной дисциплине «Физическая культура» наряду с оценками за теоретические знания и общую физическую подготовленность.


Служебная деятельность сотрудника уголовно-исполнительной системы, его активность определяет такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнанно, что все эти составляющие, так же как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Формирование личности сотрудника происходит на протяжении всей жизни, но именно в образовательном учреждении ФСИН России закладываются основы тех профессионально-личностных качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него сферу деятельности. Обучение является важнейшим периодом сотрудника УИС, когда формирование ведется в определенных педагогических условиях. Создание педагогических условий, корректирующие профессиональными требованиями к данной деятельности, с учетом запросов практики несомненно приведут к наиболее качественной подготовке курсантов (слушателей), что в конечном счете приведет к готовности выполнять свои служебные обязанности на высоком уровне в различных экстремальных ситуациях. Подготовка к служебной деятельности, а также подготовка спортсменов к соревнованиям по прикладным видам спорта, сходны по принципиальным требованиям и условиям их совершенствования.

В процессе обучения, опираясь на затребование практики, в определенных педагогических условиях можно моделировать отдельные элементы служебной деятельности. Конкретное же содержание профессионально-прикладной физической подготовки курсантов (слушателей) определяют следующие факторы:

1. Основные:

а) формы (виды) деятельности сотрудников исправительных учреждений;

б) условия и характер деятельности;

в) режим труда и отдыха;

г) особенности динамики работоспособности сотрудников УИС в процессе служебной деятельности и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

2. Дополнительные:

а) индивидуальные особенности курсантов (слушателей);

б) географо-климатические условия региона, где предстоит выполнять свои служебные обязанности выпускнику образовательного учреждения.

Формы (виды труда). Основные формы труда - физический и умственный. Это разделение носит условный характер. Такое разделение необходимо для изучения динамики работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также для подбора средств физической культуры в целях подготовки курсантов к предстоящей работе по профессии.

Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность) влияют на подбор средств физической подготовки, для достижения высокой работоспособности и служебной активности сотрудника, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов уголовно-исполнительной системы.

Рабочее время сотрудников уголовно-исполнительной системы не нормировано. Постоянные нарушения со стороны осужденных, сложная оперативная обстановка требуют дополнительных затрат времени. В выходные и праздничные дни постоянные усиления. Побег осужденных из исправительного учреждения связан не только с затратами времени, но и с комфортностью сотрудников, участвующих в его поимке.

Характер труда также определяет содержание ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической подготовки, важно знать с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения. Следует учитывать, что характер труда одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме службы и отдыха. На данное время сотрудники уголовно-исполнительной системы разбиты на три категории, к которым предъявляются различные требования к их психофизической подготовленности: 1 категория сотрудников - сотрудники управлений; 2 категория - сотрудники исправительных учреждений; 3 категория - сотрудники специальных отрядов быстрого реагирования УИС. Если говорить о категории курсантов (слушателей), то выпускники могут попасть по распределению и в 3 категорию, так в рязанском СОБР УИС - 23 выпускника Академии права и управления ФСИН России.

Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической подготовки, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную работоспособность и здоровье сотрудников.

При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать: организационную структуру и особенности служебного процесса, а также производить совместный анализ служебного и внеслужебного времени, поскольку между основной служебной деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.

Динамика работоспособности сотрудников в процессе служебной деятельности - интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП курсантов (слушателей). Чтобы смоделировать путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Для этого нужно построить кривую работоспособности на основе фиксированных изменений технико-экономических и психологических показателей: через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию и т.п., а также психофизические показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухо-моторные и психические реакции. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической подготовки и спорта.

К дополнительным факторам относятся:

1. Особенности (индивидуальные) курсантов (слушателей), как будущих специалистов УИС.

2. Географо-климатические условия региона, где предстоит служить выпускнику образовательного учреждения ФСИН России.

Различия в физической и специальной подготовленности курсантов (слушателей) влияют на успешность обучения каждого из них. Усвоение учебного материала зависит от индивидуальных устойчивых свойств курсантов (слушателей), которые в процессе воспитания меняются. Поэтому совершенствовать их необходимо путем целенаправленной тренировки особенностей, следовательно, усилия курсантов (слушателей) и время для освоения отдельных разделов ППФП у каждого свои. Необходимо использовать дополнительное время для курсантов, слабо подготовленных во внеаудиторное время. Проводить консультации, индивидуальные занятия со слабоуспевающими в часы самостоятельной подготовки.

Если же говорить про географо-климатические условия, то хотелось бы подчеркнуть, что в образовательные учреждения ФСИН России поступают абитуриенты, предварительно пройдя тщательную медицинскую комиссию. Будущие сотрудники должны выполнять свои служебные обязанности в разных частях нашей страны, а физическая подготовка в этом должна им помочь (укрепить здоровье). В процессе службы сотрудники подвергаются различным заболеваниям и некоторые меняют место службы из-за непригодности нести службу в данном регионе (различные аллергические заболевания, из-за жары, большой влажности).

В образовательных учреждениях ФСИН России проводятся занятия по физической подготовке в объеме ОФП 408 часов, включая такие темы, как легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, игры, плавание, и по СФП - 292 часа, включая темы «Приемы борьбы стоя», «Удары и защиты», «Болевые приемы борьбы стоя, лежа», «Освобождение от захватов и обхватов», «Тактика применения боевых приемов борьбы в различных ситуациях» и т.д. Всего по СФП 14 тем.

В процессе обучения курсанты (слушатели) проходят тестирование по ОФП и СФП. Сдаются контрольные нормативы по легкой атлетике - 100 м, челночный бег 10x10 м, 3000 м, марш бросок - 6 км и 10 км, дев. 1 км, по гимнастике у мужчин подтягивание на перекладине и КСУ, у девушек подъем туловища и КСУ, лыжные гонки - 5000 м, плавание - 100 м. По СФП 4 упражнения и сдают зачеты по каждой пройденной теме.

В программу по физической подготовке включены теоретический и практический раздел. Занятия по теоретическому разделу программы проводятся в форме лекции и семинарских занятий.

Учебный процесс направлен на всестороннее физическое развитие курсантов (слушателей), достижение ими высокого уровня психологической устойчивости и профессионально-прикладных умений и навыков.








Сейчас читают про: