Тема 9. Управление процессами
Лекция 3. Управление изменениями
Предпосылки изменений
Радикальная, революционная модель изменений.
Эволюционные изменения
Сопоставление основных методов управления изменениями
Отношение сотрудников к изменениям (инновациям)
6. Инновации как важнейшие изменения
В условиях рыночной экономики предприятия для выживания и сохранения конкурентоспособности на рынке в свою хозяйственную деятельность должны постоянно вносить изменения, направленные на обновление и совершенствование товаров, технологий и услуг, снижение издержек на их производство и реализацию. В последние годы в практике и научных исследованиях все больше внимания уделяется анализу методов и организационным возможностям управления изменениями.
В обиход входит понятие "менеджмент изменений». Разрабатываются концепции управления изменениями. Они охватывают все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия. "Менеджмент изменений" занимается специфическими вопросами управления предприятием, включая организационные, кадровые, коммуникационные и информационные аспекты.
|
|
Предпосылки изменений
Изменения внешней среды (экономические, технологические, политико-правовые, социально-культурные, физико-экологические вызывают необходимость в переменах в деятельности предприятий.
Как правило, толчком к изменениям являются кризисные ситуации. С экономической точки зрения кризисы следует различать по тому, в каких областях они представляют опасность для достижения фирменных целей.
Так, кризис ликвидности означает реальную потерю платежеспособности. Поэтому необходимы срочные меры, иначе предприятие будет вынуждено уйти с рынка (например, в результате его продажи с торгов или других ликвидационных процедур).
Кризис успеха характеризуется отклонением фактического состояния от запланированного (объемы продаж, денежных поступлений, прибыли, рентабельности, затрат и пр.).
Менее заметным является стратегический кризис. Хотя положение фирмы в данный момент (ситуация успеха) может казаться вполне удовлетворительным, наступление кризиса необходимо диагностировать, если происходят сбои в развитии предприятия, снижается потенциал успеха, ослабевают защитные возможности в конкурентной борьбе. Намечающийся разрыв между вероятными и желаемыми результатами может быть ликвидирован лишь путем изменения прежней или принятия новой ориентации (например, выход на новые рынки, продуктовые или технологические инновации). Как правило, такие изменения рассчитаны на многие годы.
|
|
Два крайних подхода к управлению изменениями
Изменения в стратегии, производственных процессах, структуре и культуре могут осуществляться постепенно, в виде мелких шагов или же радикально, в виде крупных скачков. В этой связи соответственно говорят об эволюционной и революционной моделях изменений.