Инновационная деятельность

Инновационная деятельность включает в себя организациюинновационного процесса, начиная с выработки идеи и доведения ее до производства инновационного продукта, процесса услуги. В этой части инновационная деятельность направляется на использование и коммерциализациюрезультатов научных исследований иразработок, на расширение иобновление номен­клатуры, улучшение качества выпускаемой продукции и услуг, совершенствование технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективнойреализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

Наряду с инновационным процессом, инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, производственных, организационных, управленческих, экономических, социально-психологических, финансовых, коммерческих и других мероприятий, которые при­водят кинновациям и обеспечивают эффективность их применения.

Следовательно, инновационная деятельность понятие более широкое, чем инновационный процесс.

Инновационную деятельность следует рассматривать как эволюцию научно-технического прогресса, проникающего во все сферы социально-экономической жизни общества и являющегося в «гуманитарном исполнении» конструктивной опорой его устойчивого развития.

Управление инновационной деятельностью

Содержание управления инновациями

2). Методы инновационного менеджмента

Содержание управления инновациями

Различают стратегическое и оперативное управление инновациями

В отличие от оперативного менеджмента, который служит для достижения конкретных тактических целей организации, стратегическое управление инновациями призвано обеспечивать долгосрочные стратегические позиции организаций.

В широком смысле стратегическое управление на предприятии имеет дело с процессом предвидения глобальных изменений в экономической ситуации, поиском и реализацией крупномасштабных решений, обеспечивающих его выживание и устойчивое развитие за счет выявленных будущих факторов успеха.

Стратегическое управление инновациями ориентируется на достижение будущих результатов непосредственно через инновационный процесс, включающий:

- стадию исследований;

- ввод инноваций в производственное использование;

- ввод нового продукта в рыночную среду.

Стратегическое управление инновациями призвано обеспечивать формирование и реализацию генеральной линии стратегического развития организаций, включающую:

-разработку философии, предпринимательской политики, определение позиции предприятия в конкретной нише рынкa; формулирование общих стратегических намерений;

-выработку набора стратегий, их реализацию во времени, фиксирование изменений, переформулирование стратегий, стратегический контроль и контроллинг, управление стратегическими решениями в целом;

-разработку и реализацию оперативных (тактических) мер, связанных с практическим осуществлением мероприятий по внедрению стратегий в действие.

-разработку и реализацию частных (функциональных) стратегических задач, связанных с инновациями в отдельных сферах деятельности на ИП (маркетинг, сбыт, производство, кадры, финансы, информационная база и др.).

Стратегическое управление инновациями включает в себя ситуационный анализ и прогноз влияния всего диапазона производственных и предпринимательских факторов успеха, в том числе:

- внешних: продукты, рынки, поставщики, патенты и лицензии;

- внутренних: новые технологии, финансирование, мощности, сотрудники, технический уровень;

- потенциал сферы НИОКР;

- организационные формы управления;

-этику и культуру предпринимательства (философия и предпринимательская политика).

Общие задачи стратегического управления инновациями должны ответить на следующие вопросы:

1. Какими продуктами и на каких рынках должно развивать свою активность ИП в перспективе, учитывая ограничения со стороны внешней среды?

2. Посредством каких нововведений, какими методами (программы, проекты) будут достигнуты стратегические цели?

3. В каких масштабах и из каких источников будут выделены ресурсы под стратегические цели?

4. В рамках каких организационных форм (традиционная линейно-штабная структура, матричная или проектная структура, СХЕ или центры руководства каждой стратегической целью) осуществляется инновационный процесс на ИП?

5. Посредством каких методов и стиля управления, с каким составом сотрудников и с помощью какого инструментария предстоит обеспечить инновационный процесс?

Выработка инновационных стратегий на предприятии входит в прерогативу высших эшелонов управления и осуществляется исходя из оценки внешних и внутренних факторов, потенциальных возможностей ИП, обеспеченности его соответствующими ресурсами.

Стратегическое управление находится в диалектической взаимосвязи с оперативным управлением ИП, с управлением инновационным процессом.

Оперативное управление организацией инновационного процесса включает:

- формирование идеи;

- определение и детализация целей;

- определение способов достижения целей;

- планирование заданий, сроков;

- разработку новшеств;

- обеспечение ресурсами;

- внедрение нововведений и переход к инновациям;

-организацию производства;

- организацию, разделение и мотивацию труда;

- координацию взаимоотношений;

-организацию обеспечения ресурсами;

- обеспечение единства цели.

Решение всех вышеперечисленных задач требует постоянного управленческого воздействия, применения соответствующей системы инновационного управления.

2). Методы инновационного менеджмента

В инновационном менеджменте, как составной части общего менеджмента, наряду со специфическими инновационными управленческими подходами и приемами, используются и общепринятые методы управления.

Методы управления подразделяют на три группы:

- административные,

- экономические,

- социально-психологические.

В отдельную группу следует выделить метод самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: