Инновационная деятельность включает в себя организациюинновационного процесса, начиная с выработки идеи и доведения ее до производства инновационного продукта, процесса услуги. В этой части инновационная деятельность направляется на использование и коммерциализациюрезультатов научных исследований иразработок, на расширение иобновление номенклатуры, улучшение качества выпускаемой продукции и услуг, совершенствование технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективнойреализацией на внутреннем и зарубежном рынках.
Наряду с инновационным процессом, инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, производственных, организационных, управленческих, экономических, социально-психологических, финансовых, коммерческих и других мероприятий, которые приводят кинновациям и обеспечивают эффективность их применения.
Следовательно, инновационная деятельность понятие более широкое, чем инновационный процесс.
Инновационную деятельность следует рассматривать как эволюцию научно-технического прогресса, проникающего во все сферы социально-экономической жизни общества и являющегося в «гуманитарном исполнении» конструктивной опорой его устойчивого развития.
|
|
Управление инновационной деятельностью
Содержание управления инновациями
2). Методы инновационного менеджмента
Содержание управления инновациями
Различают стратегическое и оперативное управление инновациями
В отличие от оперативного менеджмента, который служит для достижения конкретных тактических целей организации, стратегическое управление инновациями призвано обеспечивать долгосрочные стратегические позиции организаций.
В широком смысле стратегическое управление на предприятии имеет дело с процессом предвидения глобальных изменений в экономической ситуации, поиском и реализацией крупномасштабных решений, обеспечивающих его выживание и устойчивое развитие за счет выявленных будущих факторов успеха.
Стратегическое управление инновациями ориентируется на достижение будущих результатов непосредственно через инновационный процесс, включающий:
- стадию исследований;
- ввод инноваций в производственное использование;
- ввод нового продукта в рыночную среду.
Стратегическое управление инновациями призвано обеспечивать формирование и реализацию генеральной линии стратегического развития организаций, включающую:
-разработку философии, предпринимательской политики, определение позиции предприятия в конкретной нише рынкa; формулирование общих стратегических намерений;
|
|
-выработку набора стратегий, их реализацию во времени, фиксирование изменений, переформулирование стратегий, стратегический контроль и контроллинг, управление стратегическими решениями в целом;
-разработку и реализацию оперативных (тактических) мер, связанных с практическим осуществлением мероприятий по внедрению стратегий в действие.
-разработку и реализацию частных (функциональных) стратегических задач, связанных с инновациями в отдельных сферах деятельности на ИП (маркетинг, сбыт, производство, кадры, финансы, информационная база и др.).
Стратегическое управление инновациями включает в себя ситуационный анализ и прогноз влияния всего диапазона производственных и предпринимательских факторов успеха, в том числе:
- внешних: продукты, рынки, поставщики, патенты и лицензии;
- внутренних: новые технологии, финансирование, мощности, сотрудники, технический уровень;
- потенциал сферы НИОКР;
- организационные формы управления;
-этику и культуру предпринимательства (философия и предпринимательская политика).
Общие задачи стратегического управления инновациями должны ответить на следующие вопросы:
1. Какими продуктами и на каких рынках должно развивать свою активность ИП в перспективе, учитывая ограничения со стороны внешней среды?
2. Посредством каких нововведений, какими методами (программы, проекты) будут достигнуты стратегические цели?
3. В каких масштабах и из каких источников будут выделены ресурсы под стратегические цели?
4. В рамках каких организационных форм (традиционная линейно-штабная структура, матричная или проектная структура, СХЕ или центры руководства каждой стратегической целью) осуществляется инновационный процесс на ИП?
5. Посредством каких методов и стиля управления, с каким составом сотрудников и с помощью какого инструментария предстоит обеспечить инновационный процесс?
Выработка инновационных стратегий на предприятии входит в прерогативу высших эшелонов управления и осуществляется исходя из оценки внешних и внутренних факторов, потенциальных возможностей ИП, обеспеченности его соответствующими ресурсами.
Стратегическое управление находится в диалектической взаимосвязи с оперативным управлением ИП, с управлением инновационным процессом.
Оперативное управление организацией инновационного процесса включает:
- формирование идеи;
- определение и детализация целей;
- определение способов достижения целей;
- планирование заданий, сроков;
- разработку новшеств;
- обеспечение ресурсами;
- внедрение нововведений и переход к инновациям;
-организацию производства;
- организацию, разделение и мотивацию труда;
- координацию взаимоотношений;
-организацию обеспечения ресурсами;
- обеспечение единства цели.
Решение всех вышеперечисленных задач требует постоянного управленческого воздействия, применения соответствующей системы инновационного управления.
2). Методы инновационного менеджмента
В инновационном менеджменте, как составной части общего менеджмента, наряду со специфическими инновационными управленческими подходами и приемами, используются и общепринятые методы управления.
Методы управления подразделяют на три группы:
- административные,
- экономические,
- социально-психологические.
В отдельную группу следует выделить метод самоуправления.