Социальная работа как область научного познания проходит ряд стадий своего развития. Оформившись как концепция милосердия в традиционной религиозной доктрине она конституирует бедность и нищенство, обосновывая их как тезис общественной необходимости. Однако социально-историческая практика развития общества, наглядно показывала, что существование бедных и нищих, связано с реальными экономическими законами общества. Так происходит ревизия устоявшихся традиционалистских подходов и догм. Теологическая познавательная традиция обозначив «поддержку» и «человека- нуждающегося», проблематику, фактически наметила проблемное поле дальнейшей научной рефлексии.
Допарадигмальная социальная работа как область научного познания активно начинает развиваться в XIX веке. Проблемы «пауперизма» осмысляются в различных областях знания. Особенно интенсивно она рассматривается в ранних социально-политических, реформистских и правовых доктринах Э. Мюнстерберга, Г. Спенсера, Г. Шммолера, А. Вагнера, в правовой доктрине А.Принса, а также в марксистских подходах социальной справедливости.
|
|
Однако уровень логических построений и абстракций требовал своего научного обоснования не только на уровне дедуктивных и индуктивных рассуждений. В практике общественной поддержки начинают применять первые методы социологического исследования, чтобы получить адекватную картину пауперизма. Уровень эмпирических данных, потребовал определенной систематизации и описания в логике исследовательского инструментария. Так социология становится основой будущих теоретических построений социальной работы.
В начале и середине ХХ веке, когда практика общественной поддержки в основном связывается с проблемами социальной патологии, доминируют модели превентивного и оперативного характера. Можно наблюдать как практическая социальная работа сближается с эмпирической психологией (бихевиоризм и психоанализ), с эмпирической социологией (исследования в малых группах, социометрия), прикладной педагогикой, психиатрией. Но уровень эмпирических данных получаемых в результате проникновения техник и методов гуманитарных дисциплин, требовал теоретико-гипотетического осмысления социальной работы, к этому подталкивала профессиональная деятельность в социальных институтах.
Взаимоотношения между академическими дисциплинами и социальной работой вносят в последнюю знания из различных областей. Научные теории и концепции в рамках гуманитарных дисциплин привносят в социальную работу модели объяснения и описания определенных уровней существования реальности и ее феноменов. Социальная работа использует теории гуманитарных наук как валидные объяснения или группу утверждений, для объяснения феноменов мира человека и общества, при построении концепций социальных изменений. На схеме отражены основные межпредметные связи с академическими дисциплинами, играющими важную роль при формировании знания социальной работы.
|
|
Каждая из представленных дисциплин дает возможность осмысления определенного уровня социальных проблем и проблем клиента:
Психология - изучает психические процессы и процессы поведения.
Социология – изучает организации, институты и развитие человеческого общества.
Политические науки – изучают процессы, закономерности, структуру государственного управления и институты власти.
Экономические науки – изучают общественное производство, потребление, распределение.
Культурная антропология - изучают культуру, этнографию, язык, занимается социальными исследованиями.
Психиатрия – изучает диагностику, лечение, психических расстройств.
Таким образом, социология, психология, право, социальная политика, социальная философия, социальная антропология и социальная педагогика в ходе становления теории и практики социальной работы входили составной частью ее теоретических концептов и практических моделей, тем самым определив ее как интегративную область познания.