Тренировка техники игры

Тренировка техники предполагает как изучение новых ударов и движений, так и отработку полученных раньше знаний. Во время тренировки игрок получает информацию, отрабатывает полученные навыки и применяет их на практике. Цель тренера - сформировать стабильный поток движений, независимый от изменчивых внешних условий.

Во время отработки техники теннисист получает информацию, наблюдая за ударом, который он затем должен выполнить. Информация обрабатывается центральной нервной системой; затем в мозгу создается образ движения и соответствующим группам мышц передаются импульсы, которые в совокупности трансформируются в определенное движение. После этого в мозг от рецепторов поступает информация о проделанном движении, и оно сравнивается с имеющимся образом. После сравнения проводится корректировка движения. Процедура повторяется, пока движение удара по мячу не станет автоматическим.

В процессе тренировки двигательных навыков различают, по Майнелю (Meinel), три этапа:

- усвоение базовой формы движения (грубая координация движения)

- оттачивание движения (тонкая координация)

- стабилизация движения и приспособление к меняющимся условиям, в которых это движение проделывается

На первом этапе усваивается основное движение без деталей, но на этой стадии координация между частями движения еще недостаточная, расход энергии слишком большой, быстро появляется усталость, а стабильность выполняемого движения ослабевает.

Отточенные движения являются результатом, во-первых, сознательных тренировок, на которых спортсмен полностью сосредоточен, а во-вторых, многократных исправлений, что в конце концов, при обычных условиях, облегчает хорошо технически выполненное движение. В конце этого этапа тренировочного процесса игрок в состоянии совершить точный и уверенный удар по мячу, но при смене условий становится очевидной нестабильность выполняемого движения.

На третьем этапе движения стабилизируются, так что когда условия меняются, например, в ситуации стресса во время соревнований, движения будут автоматическими, как во время тренировки. Это позволяет теннисисту во время игры направить свое внимание не на выполнение ударов, а на другие факторы, например, тактику игры.

Во время тренировки используются визуальные, вербальные и практические методы работы.

Визуальный метод может быть прямым или косвенным. Важнейшим прямым методом является демонстрация. Тренер показывает спортсмену как при определенном движении работать ногами, что является обязательным элементом при тренировке, особенно во время первого этапа. Во время тренировки основных приемов конкретного удара полезно, чтобы тренер взял руку спортсмена в свою и показал ему движения рукой. Одним из косвенных методов является тренировка с помощью кинограмм, циклограмм, схем и различных приспособлений. Одно из таких приспособлений, например, представляет собой световую конструкцию с несколькими лампами разных цветов - спортсмен должен выполнить определенное задание, когда загорается лампа определенного цвета.

Вербальный метод тоже используется во время тренировок по настольному теннису и часто совмещается с визуальным методом; это дополнение к практическим методам. Помимо объяснений тренера, используются различные аутогенные формы этого метода, как, например, команды самому себе, требования и т.д.

Практический метод, то есть физические упражнения, соревнования и собственно игра, являются основой каждой тренировки.

Тренировки могут проводиться по-разному, но основой любой из них является повторение определенного задания. Необходимо обращать внимание на соотношение между движением в целом, его частями и расслаблением, возникающим после нагрузки. В настольном теннисе движения, как правило, целостны. Однако, определенные специфические детали этих движений всегда могут быть скорректированы. Как исключение, движение может быть разделено на составные части, а один из сегментов этого движения корректируется и практикуется в отдельности, а затем опять включается в целое движение. В зависимости от задач тренировки, нагрузка может быть одинаковой (всегда на одном и том же уровне) или же разной, когда меняются темп, направление и сила удара и т.д. Практиковаться можно непрерывно или же с интервалами.

Заранее невозможно предсказать уровень нагрузки во время игры или тренировки с помощью соревновательного метода. В соревновательном методе условия похожи на условия самого соревнования, в то время как в методе тренировки с помощью игры основным остается практика. Например, проводится двухсторонняя игра, но при этом даются определенные задания, которые нужно выполнять со счетом или без.

Практическая техника игры предполагает изучение и простых и сложных элементов - и здесь важнейшим фактором для приобретения хороших навыков является мотивация. Спортсмен со слабой мотивацией обучаем гораздо хуже, чем спортсмен с хорошей мотивацией. Похвала или, наоборот, неодобрение тренера могут в большой степени мотивировать игрока или наоборот. Тренеру нужно заботиться о том, чтобы тренировка каждого спортсмена включала в себя достаточное количество стимулов и в физиологическом, и в психологическом смысле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: