Словарь основных терминов

Мораль – понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются такие обычаи, законы, поступки, характеры, которые выражают высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное создание (существо).

Нравственность - термин, употребляющийся как правило синонимично термину "мораль", реже -"этика". Так же как "этика" в греческом, "мораль" в латинском, "Sittlichkeit" в немецком, русское слово "Н." этимологически восходит к слову "нрав" (характер) и лексически закреплено в "Словаре Академии Российской" (1793). Концептуальное различие между понятиями "мораль" и "Н." проводил Гегель в "Философии права" (1821), где Н. представлена как завершающий этап развития объективного духа от абстрактного права и морали. Абстрактное право - это сфера частной собственности, формальной свободы единичной для себя сущей воли и абстрактного добра; мораль - это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля полагает себя также и как объективная воля, свободная не только в себе, но и для себя, как рефлексия самосознания к добру, как совесть; Н. - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это - "в себе и для себя сущие законы и учреждения" ("Философия права", § 144). Непосредственными проявлениями Н. являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство.

Обязанность – в широком значении – синоним долга. В философии это понятие и складывается исторически в значении должного вообще. «Надлежащее» (katēkon – подобать) стоиков означало подобающее, т.е. соответствующее требованиям природы. Латинским эквивалентом этого термина явилось слово «officium», в этом значении, по-видимому, впервые использованное Цицероном, который в силу своей практической ориентированности в моральной философии трактовал officium в смысле не отвлеченного изначального долга, а обязанности человека как гражданина – члена римской общины. Это то должное, что обусловлено его узами с другими людьми, общностью из жизни. Соответственно Цицерон указывает на две основные обязанности: справедливость и благотворительность-щедрость (beneficientia). Со времени Цицерона, по замечанию Канта, учение о нравственности (этика) называется учением об О.

Оценка моральная - один из видов оценки; акт выявления и обоснования моральной (см. Мораль) ценности тех или иных феноменов (поступков, намерений и пр.), из которых складывается сознательная человеческая деятельность; суждение (высказывание), выражающее специфически моральное "одобрение" или "неодобрение" этих феноменов. В системе общественных нравственных отношений О. м. выполняют, главным образом, роль санкций моральных, социальная значимость и эффективность которых определяется реальным весом морали среди других факторов, детерминирующих человеческое поведение. Структура О. м. (как и других видов оценки) изучается в логике оценок, являющейся одним из разделов модальной логики. Логико-лингвистический анализ оценочных моральных терминов и высказываний как особых форм языка морали осуществляет метаэтика.

Польза – ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их отношении к интересам субъекта (индивидуального или коллективного), т.е. его склонности к различным объектам, освоение к-рых позволяет ему сохранять и повышать свой статус. В более строгом смысле П. – характеристика средств, достаточных для достижения заданной цели; такое понимание П. развивалось Аристотелем, стоиками, Т.Гоббсом, Ф.Хатчесоном, Дж.Бентамом, Г.Гегелем. Как жизненный принцип полезность выражается в максиме: «Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу». Поскольку интересы выражаются в целях, к-рые человек преследует в своей деятельности, то полезным считается то, что содействует достижению целей. П., таким образом, характеризует средства, годные для достижения заданной цели. Наряду с П., целерациональное мышление использует и другие ценностные понятия, а именно: «успех», обозначающее достижение результатов, близких к запрограммированным в качестве цели, и «эффективность», обозначающее достижение результатов с наименьшими затратами. В отличие от П., под «выгодой», или «корыстью» в узком значении этих слов (на что обратил внимание Дж.С.Милль) следует понимать такой интерес, осуществление к-рого возможно ценою интересов других людей и сообществ. Как и др. ценности практического сознания (успех, эффективность, целесообразность, преимущество и т.п.), П. представляет собой относительную ценность в отличие от высших ценностей (добра, прекрасного, истины, совершенства). П. как правило ассоциируется с богатством, властью, наслаждением, здоровьем, навыками и умениями, трудом.

Свобода - одна из основополагающих для европейской культуры идея, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной, и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.

Этика – практическая философская; наука о морали (нравственности). Как термин и особая

систематизированная дисциплина Э. восходит к Аристотелю; впервые он встречается в названии всех трех его сочинений (" Никомахова этика ", "Эвдемова этика", "Большая этика"), посвященных проблемам нравственности, и несет в них основную содержательную нагрузку. В последующем Э. – также остается одним из типичных названий философских произведений (например, " Этика, или Познай самого себя " Абеляра, "Этика" Спинозы, "Этика" Н.Гартмана) и становится общепринятым обозначением учебной дисциплины. Аристотель говорил об Э. в трех смыслах: как об этической теории, этических книгах, этической практике (см. Вторая Аналитика. Кн. 1, гл. 33-98 в; Политика. Кн. 2, гл. 5-1261 а; Большая этика. Кн. 1, гл. 1, 1181 в; Риторика. 1356 а). Понятие "этический", от к-рого происходит Э., образовано Аристотелем на основе слова " этос ", обозначавшего некогда привычное место обитания, а потом уже просто привычки, нрав, характер, темперамент, обычай. Оно выделяло тот особый срез человеческой реальности (определенный класс индивидуальных качеств, соотнесенных с определенными привычными формами общественного поведения), к-рый составляет предметную область Э. По аналогии с термином "этический" и для его точного перевода Цицероном с прямой ссылкой на Аристотеля было образовано слово "моральный" (moralis); он говорит о моральной философии (О судьбе, 1,1.). В последующем от прилагательного "моральный" возникает существительное "мораль" (moralitas), к-рое и является латинским эквивалентом термина "этика". В некоторых европейских языках появляются дополнительные собственные термины, являющиеся аналогами древнегреческого слова "Э." и латинского слова "мораль" – например, "нравственность" в русском, "Sittlichkeit" в немецком. Три термина, по происхождению и этимологическому содержанию обозначающие одно и то же, приобретают в истории культуры смысловые различия. В частности, сложившаяся учебно-академическая традиция понимает под Э. по преимуществу область знания, а под моралью (или нравственностью) ее предмет. В общественном опыте и живом языке такое разграничение до настоящего времени не закрепилось. Так, напр., в русском языке нет устойчивых словосочетаний, где слова "этика", "мораль", "нравственность" не были бы взаимозаменяемыми, хотя и есть смысловые контексты, когда чувство языка требует отдавать предпочтение какому-то одному из них (например, "мораль сей басни такова", "нравственные принципы ", "этика учителя").


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: