Пояснительная записка. Нижегородская правовая академия

Нижегородская правовая академия

С. В. Чадаева

Профессиональная этика юриста

Учебно-методический комплекс

Нижний Новгород

ББК 87.7

Ч 13

Рецензент:

Е. В. Грязнова – доктор философских наук, профессор кафедры философии и политологии ННГАСУ

  Ч 13 Чадаева С. В. Профессиональная этика юриста: учебно-методический комплекс. – Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия, 2008. – 56 с.

Настоящий учебно-методический комплекс (УМК) подготовлен
в соответствии с Государственным образовательным стандартом
высшего профессионального образования по специальности 030501.65 – «Юриспруденция», квалификация – «юрист» и предназначен для студентов очной и заочной форм обучения.

Учебно-методический комплекс включает в себя: пояснительную записку, тематические планы, программу курса, вопросы к семинарским занятиям и для самостоятельной работы студентов, список рекомендуемой литературы по курсу «Профессиональная этика юриста», примерный перечень вопросов к зачету, темы реферативных сообщений, тесты на проверку уровня знаний, терминологический словарь.

Печатается по решению методического совета Нижегородской правовой академии. Протокол № 4 от 27 марта 2008 г.

ББК 87.7

© Чадаева С. В., 2008

© Нижегородская правовая академия, 2008

Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………………………………. 4

Тематические планы ………………………………………………………………………….. 6

Учебная программа курса «Профессиональная этика юриста»

для студентов очной формы обучения ……………………………………………………. 8

Рекомендуемая литература по курсу …………………………………………………….. 28

Примерный перечень вопросов к зачету ………………………………………………… 30

Темы реферативных сообщений ………………………………………………………….. 32

Тесты на проверку уровня знаний ………………………………………………………… 35

Терминологический словарь ……………………………………………………………….. 41


Пояснительная записка

Изучение учебной дисциплины «Профессиональная этика юриста» является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки юриста, так как общей задачей курса является учение о применении общих норм морали, нравственности, поведения в специфических условиях деятельности работников сферы юридического труда. Целью изучения данной дисциплины является выработка у студентов дневного отделения системы знаний и четкого представления о том, что является предметом и задачами профессиональной этики юриста, выделяющих ее
в самостоятельную дисциплину среди юридических и философских наук; каковы традиционные представления об общечеловеческих началах этики и каковы этические критерии, в соответствии с которыми оценивается профессиональная деятельность лиц – участников судопроизводства; в чем нравственная специфика работников юридического труда. Эта общая цель конкретизируется путем решения
в процессе обучения частных задач.

В результате успешного освоения данной учебной дисциплины студент должен знать:

– основные положения о понятии, сущности и функциях морали;

– основные нравственные принципы профессиональной деятельности юриста;

– основные категории, применяемые при изучении данной дисциплины;

– нравственные аспекты деятельности представителей отдельных юридических профессий;

– нравственную специфику осуществляемой им профессиональной деятельности.

При этом задачи изучения дисциплины «Профессиональная этика юриста» – научить студента:

– анализировать и оценивать с точки зрения нравственности ситуации, возникающие в сфере действия правовой регуляции;

– анализировать и оценивать нравственные аспекты деятельности участников судопроизводства;

– использовать способы моральной регуляции в своей профессиональной деятельности в целях повышения ее эффективности и, в конечном итоге, осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии
с предъявляемыми профессиональной этикой требованиями.

Эта дисциплина направлена на то, чтобы студенту в процессе обучения
в вузе дать необходимые понятия и сформировать: представления о началах нравственности в уголовном и гражданском процессах; степени зависимости нравственного поведения от морального сознания; соотношении целей и средств при расследовании преступления и судебном разбирательстве; моральной ответственности юриста за принятое им решение; нравственно-правовой культуре и нравственных качествах юриста.

Для успешного освоения курса «Профессиональная этика юриста» необходимы знания из предшествующих ему правовых дисциплин: теория государства и права, конституционное право РФ, история отечественного государства и права, правоохранительные органы РФ, уголовный и гражданский процесс, криминалистика и юридическая психология и другие.

Изучение курса «Профессиональная этика юриста» предполагает следующие формы учебной работы студентов: конспектирование лекций, подготовка
к семинарским занятиям и работа на них, самостоятельная работа над вопросами, которые не были рассмотрены на лекционных и семинарских занятиях, но включены в учебную программу.

При конспектировании лекции студенту следует обратить внимание на новые термины и понятия, а также на актуальные этические проблемы. Если
в процессе изложения лекционного курса студент не записал их, то необходимо восстановить их по учебникам или словарям и доработать самостоятельно. Для этих целей необходимо пользоваться учебниками и учебными пособиями, указанными
в учебно-методическом комплексе.

Подготовка к семинарским занятиям ведется по вопросам, составленным таким образом, что вырабатывается умение самостоятельно и логично мыслить, аргументированно вести дискуссию, самостоятельно работать с литературой. План проведения семинарского занятия по каждой теме содержит не только перечень вопросов для обсуждения, но и темы рефератов[1], сообщений, список рекомендуемой литературы. Именно на семинарских занятиях можно высказать свою личную точку зрения, которая может отличаться от мнения лектора или преподавателя, ведущего семинары. Если ее аргументированно и грамотно изложить, то это будет дополнительным свидетельством зрелой нравственной позиции студента, готовящегося стать профессиональным юристом. Целесообразным элементом изучения литературы является составление логических схем этических проблем, которые служат наглядным дополнением к письменной и устной формам изложения учебного материала на семинарских занятиях.

Вопросы, подготовленные для самостоятельного изучения, желательно прорабатывать с помощью учебников, учебных пособий, монографий и статей. В рамках самостоятельной работы студенты могут подготовить доклад или реферат по предлагаемой к занятиям тематике.

Как результат успешного освоения юридической этики в рамках учебного курса, в сознании студента должна прочно утвердиться необходимость постоянной внутренней нравственной работы не только в ходе аудиторных занятий, но потребность нравственного совершенствования юридически образованной личности и персональной ответственности специалиста за все без исключения результаты своей деятельности на всем протяжении профессионального пути.

Для студентов заочной формы обучения в учебно-методическом комплексе содержатся тесты. Каждый студент обязан получить допуск к сдаче зачета по дисциплине путем тестирования. При подготовке к тестированию необходимо ознакомиться с рекомендуемой в перечне литературой.

Разработанный учебно-методический комплекс имеет своей целью помочь студенту изучить содержание курса и подготовиться к сдаче зачета в ходе сессии.
В связи с этим в комплексе выделяются ключевые проблемы, которые должен проанализировать обучаемый при изучении содержания каждой темы. В помощь студенту для более глубокого познания конкретных тем в конце каждой из них указывается список предлагаемой в планах занятий литературы, а также дается терминологический словарь наиболее употребляемых этических терминов и понятий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

№ п/п Наименование темы Всего часов Лекции Семин. Практич. занятия Сам. работа
Раздел I. Основы этики
1. Предмет и основные понятия этики. История этических учений     - -  
2. Возникновение и развитие морали, ее структура и функции. Мораль и право     - -  
3. Основные категории этики     - -  
4. Понятие и виды профессиональной этики. Профессиональная этика юриста     - -  
5. Рубежный контроль по темам 1-4   -   - -
Раздел II. Юридическая этика
6. Нравственные основы зако-нодательства о правосудии и правоохранительной дея-тельности     -    
7. Этика следственной работы. Нравственные начала опе-ративной работы       -  
8. Судебная этика. Этика судебных прений       -  
9. Этика в деятельности адво-ката       -  
10. Этикет в профессиональной деятельности юриста     - -  
11. Моральный облик юриста     -    
  ВСЕГО:          
ЗАЧЕТ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

№ п/п Наименование темы Всего часов Лекции Семинары Сам. работа
Установочная сессия
1. Предмет и основные понятия этики. История этических учений   - -  
2. Возникновение и развитие морали, ее структура и функции. Мораль и право     -  
3. Основные категории этики   - -  
4. Понятие и виды профессио-нальной этики. Профессиональная этика юриста   - -  
5. Нравственные основы законода-тельства о правосудии и правоохранительной деятельности        
  Итого:        
Итоговая сессия
6. Этика следственной работы. Нравственные начала оперативной работы   - -  
7. Судебная этика. Этика судебных прений   - -  
8. Этика в деятельности адвоката   - -  
9. Этикет в профессиональной деятельности юриста     -  
10. Моральный облик юриста   - -  
  Итого:     -  
  ВСЕГО:        
ЗАЧЕТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: