Участие Беларуси в евроазиатском транзите

Беларусь приобрела абсолютно исключительное значение в архитектуре евроазиатских отношений. В системе политических координат по оси Восток... Запад ни Россия, ни Евросоюз не могут считать свою геополитику полноценной без того или иного участия Беларуси.

И это двоякое положение Беларуси весьма выгодно. Не с точки зрения игры на противоречиях России и Запада. Выгодно с позиций связывания этих двух систем. В политическом смысле Беларусь – мост между Европой и Азией. Точка, исключительно важная для обеих сторон света. Поэтому в обозримом будущем необходимо исключить вероятность доминирования в Беларуси одной из мировых сил.

Геостратегическое положение Беларуси не может быть невыгодным для транзита. Это гигантский потенциал для страны, и более того, практически не используемый сегодня. В теории Беларусь имеет все шансы стать огромным логистическим центром. Местом, где можно провести любую операцию с грузом от хранения до фасовки, и даже реализации. Плюс к этому, уже давно витает в воздухе идея развить белорусские аэропорты. С тем, чтобы переключить на себя евроазиатские пассажиропотоки.

Прага, Варшава, Вильнюс, Киев и Москва – признанные в мире транзитные аэропорты. Ежедневно они организуют сотни стыковочных рейсов. Единственный аэропорт в Восточной Европе, где этого не делается – Минск. А между тем, это даже не миллионы долларов чистой прибыли.

Договор о создании Таможенного союза, подписанный в Минске в рамках Межгосударственного совета ЕврАзЭС между Беларусью, Россией и Казахстаном оказывает существенное влияние на оценку привлекательности торговыми компаниями наземных транспортных маршрутов и, возможно, позволит скорректировать баланс торгового трафика в пользу наземной перевозки товаров. Таможенный союз остается открытым для вступления в него других стран, в первую очередь членов ЕврАзЭС. Между тем, стоит признать, что в среднеазиатском регионе между некоторыми республиками бывшего СССР существует конкурентная борьба за перераспределение потоков торговых грузоперевозок.

Союзное государство занимают выгодное географическое положение для осуществления международного евроазиатского транзита товаров. Для России создание многомодальных транспортных коридоров позволяет построить надежный каркас, упрочивающий целостность территории и обеспечивающий интеграцию Сибири и Дальнего Востока в общероссийское экономическое пространство. Для Беларуси с ее компактной экономикой и статусом наиболее удобного транспортного моста между Европейским союзом и Россией, увеличение транзитных потоков стимулирует развитие инфраструктуры коммуникаций и создание новых рабочих мест. Вынос таможенного контроля на границу с Китаем позволит Казахстану оживить торговые связи с крупными промышленными центрами северо-западного Китая – Урумчи и Ланьчжоу, которые находятся на железной дороге, связывающей Алматы и Пекин.

В свое время была разработана концепция гармоничного развития транспортной системы Беларуси и России. Проект включал долгосрочные программы для всех составляющих транспортной отрасли, позволяющие реализовать инновационный вариант развития экономики.

В начале 2008 года, на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС была утверждена Концепция формирования Единого транспортного пространства ЕврАзЭС. Ее целью признавалось развитие международных автомобильных перевозок в направлении из Азии в Европу и реализация высокого транзитного потенциала государств-членов сообщества.

Кроме того, страны ЕврАзЭС активно участвуют в работе по развитию евроазиатских наземных и наземно-морских транспортных связей.

С учетом программных целей Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН) и Экономической и Социальной Комиссии ООН для Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО ООН), Международный союз автомобильного транспорта (IRU) разработал пилотный проект по организации международных автомобильных перевозок грузов между Азией и Европой – Новая евроазиатская наземная транспортная инициатива (NELTI). Проект должен был стать полигоном для отработки рекомендаций ООН по развитию транспортных связей стран, не имеющих выхода к морю и стран транзита, а также доказать коммерческую эффективность грузовых наземных перевозок в качестве альтернативы морским маршрутам из Азии в Европу.

Сегодня существует возможность сравнить преимущества и недостатки наземного и морского способа перевозки грузов для того, чтобы оценить перспективы участия в международном транзите Союзного государства в свете создания единой таможенной территории до границы с Китаем. Необходимо определить задачи, требующие безотлагательного решения, для успешной модернизации транспортной системы всего ЕврАзЭС и создания единого экономического пространства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: