Методика формирования международных транспортных коридоров

Не следует представлять себе транспортный коридор как четырехполосную автомагистраль с качественным дорожным покрытием, проложенную через тайгу. На самом деле это система транспортных терминалов и логистических центров, сервисных станций техобслуживания, каналов телекоммуникаций и развитого придорожного сервиса.

Согласно определению КВТ ЕЭК ООН: «Транспортный коридор – это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а так же совокупность технологических, организационно-правовых условий осуществления этих перевозок».

Переход к системам транспортных коридоров осуществлялся постепенно.

1978 Образование Комитета по рассмотрению вопросов развития транспортной сети в интересах Европейского Союза (ЕU).

1982 Создание бюджета EU для финансирования проектов транспортной инфраструктуры.

1991, Прага 1-я Панъевропейская конференция министров транспорта по вопросам сотрудничества и интеграции европейских транспортных сетей.

1991, Маастрих Выработка «правил игры».

1992, Эдинбург «Эдинбургская инициатива2 для расширения участия Европейского Инвестиционного банка в финансировании транспортных коридоров.

1992 Издание «белой книги» по транспортной политике на Трансъевропейских сетях с конкретными коридорами.

1994, о. Крит (Греция) 2-я Панъевропейская конференция министров транспорта по девяти коридорам Трансъевропейских сетей и основные пути взаимодействия стран.

1997, Хельсинки 3-я Панъевропейская конференция министров транспорта по развитию транспортных коридоров.

1998, Санкт-Петербург 1-я Международная Евро-Азиатская конференция по транспорту для выравнивания уровней транспортных систем Востока и Запада.

1999, Ташкент Международная конференция «Проблемы транспортного моста Азия – Европа» или «Шелковый путь».

2000, Санкт-Петербург 1-я Международная Евро-Азиатская конференция по транспорту для развития мультимодальных перевозок, интеграции в мировую транспортную систему и расширения проекта «Балтийский мост».

2001, Иркутск 1-я конференция МСАТ по автотранспортным перевозкам «Европа – Азия».

Из приведенного исторического обзора мероприятий по формированию транспортных коридоров видно, что это долгий процесс, имеющий тенденции к расширению участников, внедрению национальных транспортных сетей в общемировые с выработкой определенных принципов по финансированию, развитию технологий работы в системе транспортных коридоров, введению в эту систему новых проектов и т.д.

При этом в состав международных транспортных коридоров включены, как правило, наиболее оснащенные существующие магистрали и объекты, на которых концентрируются внешнеторговые и транзитные грузо- и пассажиропотоки, и звенья транспортной сети, имеющие благоприятные перспективы для привлечения на них указанных потоков.

Международные транспортные коридоры формируются для развития и улучшения как грузового, так и пассажирского международных сообщений.

К основным задачам формирования и развития международных транспортных коридоров относятся:

- согласованное развитие транспортной инфраструктуры с целью интеграции евроазиатских транспортных систем для беспрепятственного передвижения через национальные границы пассажиров и грузов;

- рационализация взаимодействия между различными видами транспорта в интермодальной транспортной цепи;

- оптимизация транспортного процесса с целью повышения качества перевозок и снижения транспортных издержек в конечной стоимости товаров;

- создание условий для снижения тарифов на перевозки пассажиров и грузов во внутреннем сообщении посредством повышения загрузки отечественной транспортной сети и лучшего использования имеющихся резервов;

- содействие освоению новых территорий и развитию приграничного сотрудничества, освоению новых внутренних и международных рынков;

- повышение мобильности населения и улучшение транспортной доступности регионов;

- повышение привлекательности инвестиционных проектов развития международных транспортных коридоров;

- содействие развитию международного туризма и культурных связей.

Практическая работа по формированию международных транспортных коридоров начинается с подготовки и последующего подписания международного соглашения с участием всех государств, по территории которых проходит международный транспортный коридор, и стран, заинтересованных в его использовании. В этой работе должны принять участие министерства транспорта и путей и сообщений, МИД и другие министерства и ведомства.

Далее создаются специальные национальные (межведомственные комиссии) и международные органы (координационные комитеты), в задачи которых входит работа по формированию национальных участков международных транспортных коридоров и созданию международных условий их функционирования. Штаб-квартира координационного комитета должна располагаться в стране, играющей наиболее важную роль в работе по формированию международных транспортных коридоров, в странах-участницах создаются региональные офисы.

Прогнозирование развития международных транспортных коридоров должно выполняться главным образом на основе анализа имеющихся и перспективных грузо- и пассажиропотоков, тяготеющих к конкретным направлениям, проходящим по территории Беларуси.

При прогнозировании развития международных транспортных коридоров использует эвристические, аналитические и статистические методы, а так же методы математического моделирования и исследовательского проектирования. Результаты прогнозов, полученные на основе применения математических и статистических моделей, могут быть откорректированы с помощью эвристических процедур, позволяющих учесть дополнительные составляющие при поиске искомых показателей. В случае значительного расхождения результатов прогнозирования, полученных с использование различных методов, проводят экспертную оценку.

При формировании любого транспортного коридора потенциальные перевозки должны быть представлены в виде грузо- и пассажиропотоков, которые будут развиваться в рамках данного коридора. Должны быть указаны категории грузов, плотности грузо- и пассажиропотоков, их распределение и т.д. Особое внимание должно быть уделено организации перевозок укрупненных грузовых единиц по стандартам ЕС и грузов, требующих специальной технологии перевозок.

Прогноз перевозок разрабатывается как на ближайшие годы, так и на более отдаленную перспективу, определяемую наличием необходимой для него достаточно надежной информации. В качестве источников информации при прогнозе объемов взаимных грузовых перевозок между государствами региона конкретного международного транспортного коридора могут служить отчетные данные о результатах развития экономики государств за прошедшие периоды, особенно изменения в сфере внешней торговли и транспорта, а так же текущие результаты реализации национальных программ развития отдельных отраслей, перспективные прогнозные разработки развития экономики государств.

После окончательного решения о необходимости создания международного транспортного коридора обозначаются границы его национального участка, при этом должны учитываться объемы существующих и перспективных грузопотоков, их конфигурации и состояния транспортной инфраструктуры. В результате проделанной работы формируется заключение об оптимальном маршруте прохождения коридора, на котором наиболее полно будут использоваться имеющиеся мощности транспортной системы страны. Затем проводится детальная оценка текущей эффективности функционирования и состояния объектов транспортной инфраструктуры в рамках формируемого международного транспортного коридора. Результаты такой оценки в дальнейшем будут являться основой для планирования и осуществления конкретных мероприятий с целью развития транспортной инфраструктуры, внедрения передовых транспортно-таможенных технологий, совершенствования нормативно-правовой базы, повышения безопасности транспортной деятельности улучшения информационного обеспечения участников транспортного процесса, обеспечения международной поддержки формирования МТК.

Финансирование формирования транспортных коридоров осуществляется международными транспортными организациями в соответствии со специальными программами ЕС Фаре и Тасис, а также заинтересованными странами и частными инвесторами. Причем, обустройство коридоров может включать строительство новых путей сообщений, реконструкцию и ремонт уже имеющихся основных технических сооружений на тех видах транспорта, которые создают конкретный коридор. В связи со строительством новых сооружений и реконструкцией старых особое значение придается экологическим аспектам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: