Имеется три пункта поставки однородного груза a1, a2 и a3 и три пункта потребления этого груза B1, B2 и B3. Запасы груза у поставщиков: A1, A2 и А3, соответственно. Потребности потребителей: B1, B2 и B3. Суммарная мощность поставщиков оказывается недостаточной, поэтому принято решение об ее увеличении, причем имеется два альтернативных варианта: 1 – реконструкция первого предприятия поставщика, 2 – строительство нового предприятия. Известна стоимость перевозки 1 т груза c ij из i -го пункта поставки в j -й пункт потребления. Кроме того, имеется дополнительное ограничение – второй поставщик А2 может поставить первому потребителю B1 ограниченное количество груза. Необходимо при имеющихся ограничениях так распределить перевозки между поставщиками и потребителями, чтобы суммарные транспортные расходы были минимальны (таблица 3.2.18).
Таблица 3.2.18 – Исходные данные транспортной задачи
Поставщик | Потребитель | ||
В1 | В2 | В3 | |
A1 = 50 (E+5) | A+B | B+C | C+D |
A2 = 50 (F+1) | D+E | E+F | A+C |
ограничения на поставки | |||
A3 = 10 (Е+F) | B+D | C+E | D+F |
Необходимо составить математическую модель задачи с учетом дополнительного ограничения; найти первоначальный опорный план производства и организации перевозок методом наименьшего элемента; оптимизировать план производства и организации перевозок методом потенциалов или методом оценки циклов; сделать технико-экономическое истолкование найденного оптимального решения; определить экономическую эффективность решения задачи оптимизации перевозок.
|
|
Составление кольцевых маршрутов. Задача коммивояжера
Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон», «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может организовать объединение небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортных средств. Маршрут от склада до нескольких потребителей с возвратом на склад называется кольцевым маршрутом.
Одной из основных проблем, решаемых транспортной логистикой, является оптимизация маршрутов движения транспортных средств. Эта проблема справедлива и для оптимизации кольцевых маршрутов (последовательность посещения заказчиков) и может быть решена с помощью задачи коммивояжера.
Пример решения задачи составления кольцевых маршрутов
Имеется сеть магазинов, снабжаемых из одного распределительного склада. Снабжение производится автомобилями грузоподъемностью 5 т. Средние величины заказов магазинов приведены в таблице 3.2.19.
Таблица 3.2.19
|
|
№ магазина | ||||||||||||||
Величина заказа, т | 1,0 | 2,2 | 0,8 | 1,5 | 0,7 | 0,5 | 1,8 | 1,6 | 0,4 | 1,1 | 2,0 | 0,9 | 0,7 | 2,9 |
Задача решается с помощью алгоритма Свира или алгоритма дворника-стеклоочистителя.
Зададим положение магазинов в полярной системе координат. Полюс системы – точку 0, разместим в месте расположения распределительного склада (рисунок 3.6).
Выберем первоначальное, нулевое, положение полярной оси φ = 0. Положение потребителя определяется расстоянием от центра и углом φ, который образован полярной осью и направлен на потребителя. Суть алгоритма Свира заключается в том, что полярная ось, подобно щетке дворника-стеклоочистителя, начинает вращаться против (или по) часовой стрелки. Как только сумма заказов достигнет грузоподъемности транспортного средства, фиксируется сектор, обслуживаемый одним кольцевым маршрутом, и намечается путь объезда потребителей.
Рисунок 3.6 – Декомпозиция транспортной сети при составлении маршрутов
Составление кольцевого маршрута осуществляется путем решения задачи коммивояжера.
Естественно, что в данном случае начальный и конечный пункты маршрута совпадают (распределительный склад).
Эта задача обладает всеми свойствами задач динамического программирования. Процесс решения разворачиваем от конца к началу. В конечный пункт (на склад) можно попасть из любого из магазинов, расстояния до которых приведены рядом с соответствующими стрелками.
В 4-й магазин можно приехать из 5-го, 6-го или 7-го; в 5-й – из 4-го, 6-го или 7-го; в 6-й – из 4-го, 5-го или 7-го; в 7-й – из 4-го, 5-го или 6-го.
В дальнейшем процесс решения разворачивается алогично. Слева от стрелок ставим суммарные расстояния.
Оптимальными оказываются маршруты «склад-7-6-5-4-склад» и «склад-4-5-6-7-склад», т.к. они обеспечивают минимальный километраж (15 км). Однако 4-й магазин расположен ближе к складу, чем 7 магазин и целесообразнее ехать по маршруту «склад-4-5-6-7-склад», чтобы быстрее начать разгрузку (рисунок 3.7).
Рисунок 3.7 – Оптимальный кольцевой маршрут