Искусство и наука

Специфику любого феномена культуры удобно выявлять путём сравнительного анализа. Сравнив две таких контрастных формы культуры как наука и искусство, попытаемся выявить отличительные особенности последнего.

Обязательным требованием в науке является соблюдение объективности в исследовании мира. Отступление от факта в данном случае является фальсификацией, попыткой ввести общественность в заблуждение. В искусстве, наоборот, субъективность и вымысел – необходимые условия. Художник гораздо свободнее учёного обращается с фактами, ведь в искусстве в простом удвоении реальности нет смысла. Художественный вымысел имеет определённую цель – сделать мысль, чувства более яркими и рельефными, выразить своё отношение к какому-либо факту, событию, ситуации.

Для науки характерен культ разума. Учёный может испытывать чувства, но они связаны не столько с процессом исследования, сколько с его положительными или отрицательным результатами. Для искусства чувства приоритетны, оно к ним обращается и их культивирует. Раздражение чувств для искусства – основной принцип воздействия на реципиента: если эмоциональный отклик не возник, значит произведение прошло мимо реципиента. В таком случае, либо автор не нашёл необходимых средств воздействия, либо читатель/зритель/слушатель оказался не готов к процессу художественного восприятия.

Язык науки – язык абстрактных понятий и формул. Язык искусства метафоричен, оно говорит на языке художественного образа, который представляет собой нечто целостное, чувственное, данное в ощущениях. Таким образом, учёный объясняет мир, а художник заставляет пережить, почувствовать. Научная истина требует строгой логически выстроенной системы доказательств. Именно поэтому, если научное открытие имеет хорошую базу доказательств, все с ним согласны, весь научный мир его признаёт. В искусстве истина субъективна (например, режиссёры могут по-разному интерпретировать «Короля Лира» Шекспира). Личность в науке важна постольку, поскольку необходимо закрепить за определёнными странами приоритетность в тех или иных открытиях. Теорию относительности, если бы не А. Эйнштейн, открыл другой учёный, так как сама логика развития науки вела к этому. В то же время, не появись Ван Гог, знаменитых «Подсолнухов» никогда бы не было. Таким образом, искусство без конкретных личностей и обстоятельств, воссозданных произведении, немыслимо, потому что важные истины искусство раскрывает через единичное (через судьбы конкретных людей показана трагедия войны в фильмах о войне).

Наука развивается строго поступательно, то есть каждое последующее открытие отменяет предыдущее, так как последнее совершеннее. Ценности, которые заключают в себе талантливые и великие произведения искусстванеприходящи. Развиваясь поступательно, искусство периодически делает скачки назад (открытие древнерусских икон оказало большое влияние на творчество И. К. Петрова-Водкина и фовиста А. Матисса в ХХ в.). Достижениями науки могут пользоваться все, даже те, кто в этих открытиях ничего не понимает. Воспринять художественное произведение и понять его готов не каждый, здесь нужна определённая подготовленность. Цель науки – преобразование и польза, обустройство материального мира. Цель искусства – совершенствование человека, его духовного мира.

Наука и искусство не подменяют друг друга. Каждая форма культуры выполняет свои задачи и функции, используя свой арсенал средств.

3. Классификация искусства.

По формам проявления искусство многолико, поэтому со временем всё это разнообразие попытались систематизировать. В результате выделились виды искусства (музыка, изобразительные искусства, танец, литература, архитектура); жанры искусства (портрет, пейзаж, натюрморт); исторические типы, направления, течения и стили (романика, готика, барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, романтизм, импрессионизм и т. д.).

Виды искусства делят на три группы: пространственные (живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, дизайн), произведения которых материальны, видимы и осязаемы; временные (литература, музыка), существующие и развивающиеся во времени (нам надо затратить некоторое время на то, чтобы прочитать роман или прослушать сонату); пространственно-временные (театр, цирк), которые сочетают в себе особенности двух предыдущих групп (пространственными элементами в театре являются декорации, костюмы, грим, временным – само действие, игра актёров, развивающаяся во времени).

Рис. 1 Два рисунка П. Пикассо выполнены в разных манерах. В изображении корриды в качестве главного средства выразительности использовано пятно, в портрете дочери – предпочтение отдано линии. В первом случае плотные чёрные пятна усиливают контрастность фигур и фона, делают изображение резким и экспрессивным, а во втором – образ остаётся нежным и романтичным, поскольку линия сохраняет лёгкость, не вступает в конфликт с фоном, не противопоставляет себя ему.

Каждый вид искусства пользуется своим арсеналом выразительных средств. Для графики это линия, штрих, пятно, взаимоотношение фона и формы, силуэт, контур, соотношение тёмных и светлых пятен (Рис. 1). Главным выразительным средством живописи является цвет (как средство композиции и носитель смыслов), а скульптуры – масса и объём. Архитектура оперирует пространством, которое человек воспринимает предельно чувственно, поскольку в этом виде искусства, пространство не иллюзорно, как, например, в живописи, а совершенно реально и способно подарить сильные ощущения. Танцор создаёт образ при помощи жеста. Для писателя и поэта главное средство выразительности – слово.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: